II. Управление по работе с частными клиентами
Цель - привлечение большего числа частных клиентов, работа на долгосрочной основе. Для реализации поставленной цели Управление частных лиц ОАО "АКИБАНК" предлагает различные виды накопительных схем, кредитов, в том числе ипотечных, услуг для частных клиентов. В настоящее время в банке обслуживается около 200 тысяч частных клиентов.
С целью получения дополнительных доходов, а также диверсификации банковских рисков АКИБАНК приступил к активной реализации программы розничного кредитования, увеличив к концу года портфель кредитов населению на 91 %.
Если на начало года сумма потребительских кредитов составляла 454,5 млн. руб. (16,4 млн. долл. США), в т.ч. кредиты овердрафт в размере 16 млн. руб. (0,4 млн. долл. США), то на 01.01.2006 сумма потребительских кредитов выросла до 619,2 млн. руб. (21,5 млн. долл. США), в т.ч. овердрафты - 30,6 млн. руб. (1,06 млн. долл. США) Ежеквартальный отчет по ценным бумагам ОАО «АКИБАНК» за 2004 год, за 1,2,3 кварталы 2005 года, за 1, 2 кварталы 2006 года. В интересах частных клиентов, имеющих положительную кредитную историю, были разработаны программы поддержки лояльности клиентов.
Физическим лицам в отчетном году было выдано кредитов в объеме 1 182 млн. руб. (41,1 млн. долл. США) или на 20% больше, чем в 2004 г.
Банком также разработан и утвержден пакет документов по ипотечному кредитованию населения. В 2005г. в Уфе банк начал финансирование приобретения недвижимости на вторичном рынке в рамках программы ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Программа предусматривает кредитование на срок до 30 лет под залог приобретаемой квартиры - без поручителей и дополнительного обеспечения. АИЖК производит рефинансирование выданных банком кредитов, приобретая закладные по кредитам, выданных банком.
Кроме того, в декабре банк подписал соглашение о сотрудничестве с ОАО «КИТ Финанс», которое предлагает свою программу выдачи и рефинансирования ипотечных кредитов. В основе программы лежит концепция привлечения долгосрочных финансовых ресурсов через механизмы коллективного инвестирования, реализуемые в паевых инвестиционных фондах (ПИФ). По этой программе в 2006 г. начнется работа по ипотечному кредитованию в г. Набережные Челны, а в последствие и в других регионах присутствия банка.
Таким образом, в 2005-2006 гг. отмечено значительное увеличение кредитного портфеля ОАО «АКИБАНК», что объясняется следующими факторами:
· расширение географии своей деятельности
· кредитование "реального сектора" экономики
· количество просроченных ссуд незначительно и составило 0,16% от суммы кредитного портфеля при нормативе не более 1%.
· на увеличение резервов под возможные потери Банком направлены значительные средства - 56 млн. руб.
· рост выдачи кредитов по крупным клиентам (по сравнению с 2004 г. увеличение почти в 2 раза)
· кредитование частных лиц увеличилось на 58%
· предложение различных видов накопительных схем, кредитов, в том числе ипотечных услуг для частных клиентов
· для частных клиентов, имеющих положительную кредитную историю, разработаны программы поддержки лояльности клиентов.
· разработан и утвержден пакет документов по ипотечному кредитованию населения совместно с такими партнерами, как ОАО «КИТ Финанс», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
Анализ кредитного портфеля ОАО «АКИБАНК» позволяет сделать вывод о том, что банк успешно реализует одно из своих одно из своих основных направлений деятельности - кредитование.
2.3. Проблемы и пути совершенствования кредитования в ОАО
«АКИБАНК»
Анализ кредитной политики ОАО «АКИБАНК» выявил проблемы, с которыми банку приходится сталкиваться в процессе кредитования.
Во-первых, ключевым видом риска для Банка является риск невозврата или несвоевременного возврата заемщиками кредитов, полученных от Банка. Несмотря на то, что доля просроченной задолженности невелика (0.16%), имеются отдельные кредиты, выданные крупным клиентам, задолженность по которым на начало 2006г. составляла 13-18% собственного капитала банка Ежеквартальный отчет по ценным бумагам ОАО «АКИБАНК» за 2004 год, за 1,2,3 кварталы 2005 года, за 1, 2 кварталы 2006 года.
В своей деятельности по решению данной проблемы ОАО «АКИБАНК» создает достаточные резервы под возможные потери по кредитам, также поддерживает структуру кредитного портфеля согласно нормативам ЦБ РФ и следует принятого курса на диверсификацию (распределение риска).
Во-вторых, в современном мире суперконкуренции и предложения различных кредитных услуг ОАО «АКИБАНК» может сдать свои позиции по причине длительного оформления заявки на кредит (большой пакет документов, продолжительное время на проверку кредитоспособности заемщика и т.д.).
Вышеназванные проблемы кредитования дают основу для разработки предложений по совершенствованию кредитования в ОАО «АКИБАНК».
Здесь можно выделить два момента:
· организация работы с проблемными кредитами;
· направленность на снижение времени обработки заявки на кредит.
Рассмотрим предложенные пути совершенствования кредитования в ОАО «АКИБАНК» более подробно.
Работа с проблемными кредитами должна включать элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том, что возникли определенные трудности:
1. Необычные или необъяснимые причины задержки предоставления финансовой отчетности, осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка.
2. Любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли.
3. Реструктурирование задолженности или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга заемщика.
4. Неблагоприятные изменения цены на акции заемщика.
5. Наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет, измеренных с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов.
6. Неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показателя соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидности (коэффициент "критической" оценки) или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов).
7. Отклонение объема фактических продаж или потока наличности от планируемых при подаче кредитной заявки.
8. Неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента.
В случае если кредит становится проблемным, можно предложить следующие основные шаги, которые описаны зарубежными экспертами по разработке планов по возврату кредитов - процессу возмещения средств банка в случае возникновения проблемной ситуации Роуз П. С. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. - М.: Дело, 2005. С.134.:
1. Всегда помнить о цели разработки подобных планов - максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств.
2. Крайне важными являются быстрое выявление и объявление о возникновении любых проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию.
3. Отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интересов у конкретного кредитного инспектора.
4. Кредитные инспектора должны как можно быстрее обсудить с проблемным заемщиком возможные варианты решения проблемы, особенно в части сокращения расходов, увеличения потока наличности и улучшения контроля со стороны менеджеров. Данная встреча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее возникновения, а также выявлением особых проблем (в том числе наличия других кредиторов). После определения степени риска для банка и наличия всех необходимых документов (особенно претензий на залог, предоставленный клиентом, отличных от претензий со стороны банка) должен быть разработан предварительный план действий.
5. Оценить, какой суммой средств нужно располагать для взыскания проблемного кредита (в том числе оценить продажную цену активов и размеры депозитов).
6. Сотрудники, занимающиеся возвратом кредитов, должны изучить налоговые декларации и судебные иски для того, чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.
7. Сотрудники банка должны оценить качество, компетентность и честность руководства фирмы-заемщика и посетить заемщика для того, чтобы на месте оценить его имущество и деятельность.
8. Нужно рассмотреть все разумные альтернативы для погашения проблемного кредита, в том числе заключение нового, временного соглашения, если возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента (например, снижение расходов или выход на новые рынки) или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве.
Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и банку, и его клиенту шанс возобновить нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем с кредитным договором у банка подобных проблем может не быть у клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.
Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако в условиях запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании, поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время сотрудников кредитных подразделений и служб безопасности.
В работе по снижению времени рассматривания заявок в ОАО «АКИБАНК» рекомендуется выполнить мероприятия по устранению причин, вызывающих данную проблему:
1. Большой пакет документов по кредитованию
С целью привлечения большего количества клиентов нужно пересмотреть и сократить количество документов, необходимых для оформления кредита.
2. Ошибки специалистов (недоработки в документах)
Здесь необходима целенаправленная работа с персоналом: в данном случае ужесточение требований к работе, стимулирование (материальное (снижение оклада, повышение премии) и нематериальное (награждение, поощрение «лучшего аккуратного работника»).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6