Рефераты. Кредитная система и её звенья

p align="left">Цель малых банков состоит не в накоплении крупных инвестиционвых ресурсов и активной работе на финансовых и фондовых рынках, а в расчетно-кассовом обслуживании и кредитовании текущей деятельности местных предприятий и организаций. У крупных банков интересы несколько иные: незначительные клиенты не представляют для них интереса. Следует заметить, что в настоящее время тенденция укрупнения коммерческих банков характерна для многих государств. Так, в середине 90-х гг. ХХ столетия в СIIIА более 15 тысяч коммерческих банков контролировали активы на сумму около 2,5 трлн. долларов США, получив 15,5 млрд. долларов прибыли. К 2000 г. осталось всего 9500 коммерческих банков с активами на сумму более 5 трлн. долларов США и прибылью в 17 млрд. долларов США. [2, с.246].

В настоящее время четкой классификации банков в индустриально развитых странах не существует. В Англии, например, согласно одной из структурных схем Банка Англии, выделяются депозитные банки, учетные дома, акцептные дома, иностранные и прочие банки. Классификация банковско-кредитных учреждений ФРГ включает в себя коммерческие банки, сберегательные банки и кредитные общества, ипотечные банки и строительные сберегательные кассы, банки потребительского кредита, инвестиционные компании, кредитные институты с особыми задачами. В Японии в сфере частного кредита выделяют городские банки, региональные банки, траст-банки, банки долгосрочного кредита, иностранные банки.

Банковская система должна иметь устойчивые контакты и связи между высшим, руководящим и низовыми звеньями. Для проведения мероприятий центрального банка служат его региональные учреждения, а при необходимости - специально назначенные и уполномоченные центральным банком институты. В целях повышения действенности и оперативности регулирующих мероприятий центрального банка практикуется деление банковской и парабанковской систем на сектора, включающие аналогичные по функциональным признакам институты, например, сектор земельных банков, сектор потребительского кредита, сектор лизинговых компаний и т.д.

Основная цель подобного дробления состоит в установлении дифференцированных регулирующих процедур и правил в зависимости от специфики организации операций и деятельности институтов того или иного сектора. Для реализации основных направлений своей политики центральный банк определяет (назначает) центральный институт соответствующего сектора и наделяет его полномочиями по организации регулирующих и контрольных мероприятий. Если учреждений в секторе слишком много (например, в сектор коммерческих банков в США входят около 9,5 тысячи институтов), то для выполнения указанных функций может быть выделено несколько привилегированных банков, состав и число которых могут меняться по усмотрению центрального банка в зависимости от соподчиненности кредитных институтов согласно банковскому законодательству и иерархической структуре кредитной системы. [9,с.6].

Экономическая теория и банковская практика выделяют два основных типа построения банковской системы -- одноуровневую и двухуровневую. Одноуровневая банковская система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, а также универсализацию операций банков и их функций.

В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения, включая центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно расчетному обслуживанию клиентов. Подобный принцип построения характерен в основном как для стран со слабо развитыми экономическими структурами, так и для стран с тоталитарными или командно-административными режимами управления. Так, после кредитной реформы 1930--1932 гг. Госбанк СССР стал фактически монополистом банковского дела страны в качестве единого центра краткосрочного и долгосрочного кредитования, эмиссионного, расчетного и кассового центра народного хозяйства.

В условиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводятся к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудного фонда страны. Функций по управлению деятельностью банков как таковых не существует, поскольку все кредитно финансовые операции концентрируются практически в одном банке с единым центром управления.

В СССР длительное время преобладал одноуровневый принцип построения банковской системы с характерной для подобного типа организации кредитного дела концентрацией кредитных операций в едином центре (Государственном банке СССР и его учреждениях) и в нескольких государственных спецбанках, осуществлявших по его поручению отдельные виды операций, например, в Промстройбанке СССР и Внешторгбанке СССР. При этом Госбанк СССР осуществлял краткосрочное кредитование клиентов, за Стройбанком СССР закреплялись функции по долгосрочному обслуживанию клиентов, за Внешторгбанком -- по обслуживанию внешнеэкономической деятельности.

К концу 80-х гг. ХХ столетия в результате реорганизаций банковская система СССР состояла из шести звеньев:

1. Государственного банка СССР (Госбанк СССР);

2. Агропромышленного банка СССР (Агропромбанк СССР);

3.Промышленно-строительного банка СССР (Промстройбанк

СССР);

4.Банка жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);

5.Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэ-комбанк СССР);

6.Банка трудовых сбережений и кредитования (Сберегательный банк СССР).

Однако такая структура банковской системы себя не оправдала: она привела к увеличению численности банковского персонала и усложнению практической работы банков. Поэтому в условиях рыночной экономики преимущество отдается двухуровневой банковской системе.

Двухуровневая банковская система включает в себя верхний и нижний уровни. Верхний уровень -- это центральный банк, не посредственно кредитованием не занимающийся, а выполняющий функции “банка банков” и являющийся центром денежно-кредитного регулирования. Нижний уровень банковской системы -- это коммерческие банки, работающие на принципах рыночной экономики, самостоятельно мобилизирующие и использующие кредитные ресурсы.

Коммерческие банки разделяются на универсальные и специализированные. Универсальные осуществляют все или почти все виды банковских операций (прием вкладов всех видов, предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами и т.д.), обслуживание субъектов хозяйствования любых форм собственности и любых отраслей, а также населения. Специализированные банки осуществляют одну или несколько банковских операций.

В отличие от одноуровневой двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали - это отношения подчинения между центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями (коммерческими и специализированными банками). Взаимоотношения по горизонтали- это отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При таких отношениях происходит разделение административных и оперативных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком в полном смысле слова только для коммерческих и специализированных банков, а также правительственных структур. Для него преобладающими становятся функции “банка банков” и управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.

Банки в зависимости от специфики выполняемых ими функций подразделяются на эмиссионные и неэмиссионные банки. Эмиссионными банками являются, как правило, центральные банки, наделенные правом эмиссии денежных знаков в обращение. В разных странах они называются народными, национальными, резервными, центральными.

Несмотря на чрезвычайное множество и разнообразие банковских учреждений, их различную сочетаемость в разных странах, существование двухуровневой банковской структуры позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Поэтому в глобальном плане регулирование банковской деятельности приводит к использованию банковской системы как инструмента макроэкономического регулирования. Развитие здоровой межбанковской конкуренции и предотвращение кризиса доверия к банкам рассматривается современной экономической теорией как главное условие их эффективного функционирования.

1.3 Проблемы развития кредитной системы в Республике Беларусь

1.3.1Тенденции развития кредитной системы Республики Беларусь

Для большинства промышленно развитых зарубежных стран характерна многоуровневая структура кредитной системы, включающая:

Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.

Банковский сектор (коммерческие, сберегательные, инвестиционные, ипотечные и специализированные торговые банки).

Страховой сектор (страховые компании и пенсионные фонды).

Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, трастовые отделы коммерческих банков, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы). [5, с. 11].

В нашей республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня хозяйство Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленным. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора.

И при этом, несмотря на то, что деньги и кредиты сегодня есть и для малого бизнеса, взять им их нельзя. Банки требуют высоколиквидный залог, например, валютный депозит. По этой же причине не многим доступна и ооновская программа. Вот и получается: есть хороший проект, который обещает быструю отдачу, но человек не может взять кредит, потому что ему нечего закладывать. [10,с.12].

Сегодня Центральный банк республики подчинен интересам бюджета, его дефициты кредитуются в первую очередь, что также является свидетельством того, что элементы централизованной экономики у нас все еще присутствуют. К примеру, кредитная эмиссия Национального банка на 2009 год пока запланирована на 35 триллионов белорусских рублей. Из них 10 триллионов будут направлены на жилищное строительство, а 25 триллионов плюс 3,5 триллионов (за счет погашения ранее выданных кредитов) - на покрытие дефицита государственного бюджета. Эти суммы, в свою очередь, разбиты на следующие статьи расходов: 11 триллионов - на строительство жилья; 5,5 триллионов - на поддержку агропромышленного комплекса; 2,3 триллиона - на компенсацию вкладов; оставшиеся - на другие потребности бюджета. [4,с.9].

Сегодня белорусские банки не все сделали для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Удельный вес кредитных операций коммерческих банков низок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.