2.2 Взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком и влияние их на экономику
Ключевое звено кредитной системы, контролирующая основную массу кредитных и финансовых операций, представляет банковская система. Банковская система - одно из важнейших достижений экономической цивилизации. Приобретенное и построенное человеком, она воплотила в себе многогранный тончайший инструмент воздействия через валюту, деньги, банкноты, ценные бумаги на социально-экономические процессы, регулируя структуру, задавая направление развития и, главное, умело, поддерживая стабильность функционирования денежного обращения, а посредством него и всей экономики Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов. Под ред. Е.Ф. Жукова. - М., ЮНИТИ, 2000..
Взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком в Республике Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Основная задача Национального банка Республики Беларусь - проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства.
Контролируя рост денежной массы и предложения ссудного капитала, Национальный банк должен обеспечивать необходимые темпы развития экономики, и высокий уровень безработицы, снижение инфляции и защиту паритета национальной валюты на международном финансовом рынке.
Национальный банк при формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается на коммерческие банки второго уровня, которые в значительной степени обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Методы взаимоотношений между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками основываются на экономических методах взаимодействия. К данным методам взаимодействия относится порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно, и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. А. Н. Тур, М. И. Плотницкий. - Мн.: ”Мисанте” 2002.
.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На современном этапе развитие кредитно-банковской системы в Республике Беларусь происходит медленно. Одной из важных проблем, например в кредитно-банковской системе является роль кредита, которая реализуется далеко не полностью. Активному участию кредита в регулировании отраслевых пропорций препятствует недостаточность развития рыночных начал в экономике. В частности, только начинает формироваться рынок ссудных капиталов, незакончено формирование кредитной системы, адекватной рыночным отношениям, незавершен процесс демонополизации и децентрализации экономики. Деятельность коммерческих банков по кредитованию народного хозяйства еще не полностью соответствует принципам рыночного хозяйства. Регулирующее воздействие кредита на воспроизводственные пропорции осложняется также кризисом производства и развитием инфляционных процессов. В этих условиях кредитное перераспределение приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя тем самым нарушению макроэкономической сбалансированности.
В настоящее время происходит дальнейшее развитие кредитно-банковской системы в Республике Беларусь, и, прежде всего ее функций. Наряду с основной функцией - аккумуляцией свободных денежных средств и превращении их в ссудный капитал - развиваются другие функции, такие, как прием вкладов и открытие по ним различного рода счетов, организация выпуска акций и облигаций, прием ценностей на хранение, операции в посредничестве в платежах. Кредитно-банковская система берет на себя выполнение операций с деньгами отдельных предприятий и организаций, создает такие орудия обращения, которые заменяют сначала золото, а затем и кредитные деньги безналичным расчетом. Кредитно-банковская система проникает во все сферы хозяйственной жизни, если говорить о ее положении в современных условиях, то с полным основанием можно сказать, что ей принадлежит центральное место в экономическом воспроизводстве. Кредитно-банковская система как стержневая часть кредитной системы по всей формальной организации и централизации представляет собой самое искусное и совершенное творение, к которому вообще приводит развитие экономических отношений.
Новые международные требования к банковскому капиталу, установленные в странах, оказывающих доминирующее влияние на мировом финансовом рынке, повлияли и на кредитно-банковскую систему Республики Беларусь. В частности, Национальный банк Республики Беларусь вынужден увеличивать минимальный размер уставного фонда банков, других нормативных требований. Новые стандарты заставляют банки в Республике Беларусь, и во всем мире развивать новые формы услуг, которые приносят доход банку и в тоже время позволяют избегать излишнего риска или пользоваться привлеченными ресурсами. Именно поэтому такие новые банковские услуги, как финансовое планирование, деятельность инвестиционного банкира, андеррайтинг, финансовое консультирование, а также продажа страховых и взаимных фондов, стали высоко цениться и предлагаются банками.
Следует отметить, основным направлением развития кредитно-банковской системы в Республике Беларусь являются, во-первых, дифференциация и внедрение новых банковских продуктов, во-вторых, автоматизация филиалов, отделений. Компьютерные системы, управляющие информацией о клиентуре, определяют новые возможности сегментации потребительского рынка, введение соответствующих продуктов и рыночной стратегии.
Таким образом, как показывает практика, В современном функционировании экономики любое государства большую роль играет кредитно-банковская система и, прежде всего ее центральный банк. Денежное обращение активнейшим образом влияет на протекание процессов воспроизводства. Сознательное воздействие на параметры денежной системы важно не только как способ влияния на функционирование денежного и ссудного капиталов, но и как метод регулирования экономики в целом. Конституция Республики Беларусь наделила Национальный банк Беларуси исключительным правом эмиссии денег, закрепила за ним функции регулирования денежного обращения, кредитных отношений и определения порядка расчетов в стране. Вместе с тем регулирование денежного обращения и кредитных отношений означает макроэкономическое регулирование экономики.
Законодательством Беларуси установлено, что главнейшей задачей Национального банка Республики Беларусь является выработка и проведение денежно-кредитной (монетарной) политики белорусского государства, направленной на обеспечение внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля и поддержание стабильных цен. Для достижения этих целей Национальный банк Республики Беларусь должен располагать самостоятельностью и автономией среди других властных государственных структур. Мировой опыт свидетельствует, что степень независимости центрального банка влияет на большинство макроэкономических показателей, прежде всего на уровень стабильности цен, а также экономический рост и уровень безработицы. Наиболее независимым от законодательной и исполнительной властей являются центральные банки Германии, Швейцарии и США. В этих странах на протяжении десятилетий среднегодовой уровень инфляции является весьма низким.
В условиях транзитивной белоруской экономики и незавершенности этого процесса денежно-кредитная политика Республики Беларусь должна, прежде всего, содержать в себе важнейшие черты монетаристской теории. Однако монетаристский подход не может претендовать на абсолютную универсальность. Монетарная политика зависит от конкретных исторических условий. Причем эта политика должна быть твердо состыкованной с экономической политикой правительства, направленной на перевод административной экономики, на путь рыночной. На начало 2004 года на территории Беларуси функционировало в нормальном режиме 25 коммерческих банков, среди них 20 совместных банков с участием иностранного капитала. Еще 5 банков находилось в стадии банкротства или ликвидации. Насчитывается более пятисот филиалов банков. Суммарный размер уставного фонда банков составлял на 1 января 2004 года 317 миллиардов рублей, или 201 миллион долларов, собственного капитала - 592 миллиарда рублей, или 375 миллионов долларов. В уставных капиталах банков доля иностранного капитала составляет 10%, в том числе средства российских инвесторов - 4%. В активах банковской системы доля банков с участием иностранного капитала составляет 26%. Кроме того, есть 2 небольших банка со 100%-ным капиталом. Однако их доля в активах банковской системы составляет лишь 0,5%. За 2001 год иностранные инвестиции в банковское дело составили 9 миллионов долларов. С учетом этого уставный фонд банков увеличился в реальном выражении на 3,2%. Однако из-за падения курса белорусского рубля на 33,9% реальная величина уставных фондов шести основных системообразующих банков уменьшилась на 6,1%. Собственный капитал банков вырос в целом на 4,5%, в том числе системообразующих банков - на 2,8%.
С 01.01.2002 года введены новые правила регулирования деятельности банков, в соответствии с которыми для банков установлены следующие минимальные нормативы по размерам собственного капитала: для банка, который может быть зарегистрирован с выдачей общей лицензии, - 2 миллиона евро; для дочернего банка иностранного банка и для банка, имеющего генеральную лицензию, - 5 миллионов евро; для банка, имеющего лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц, - 10 миллионов евро.
На начало 2004 года из двадцати пяти функционирующих банков собственный капитал свыше 5 миллионов евро сформировало 17 банков, в том числе свыше 10 миллионов евро - 10 банков. На территории Беларуси зарегистрировано 9 представительств иностранных банков России, Польши, Германии и стран Балтии.
Состоянию белорусской банковской системы последнего пятилетия присущи определенные признаки. Несмотря на принятые в последние годы меры, хроническая финансовая слабость, недостаточность собственного капитала и кредитных ресурсов. Активы всей банковской системы Беларуси составляют лишь менее 30% от размера ВВП, что крайне мало. Банковская система отстает от нужд экономики и по существу является ее тормозом. По мировым меркам, промышленность Республики Беларусь считается достаточно крупной, а банки мелкие. Более того, суммарные объемы активов белорусских банков находятся в состоянии глубокой стагнации. За истекшее пятилетие они сократились в валютном исчислении на 6%. Остаток кредитных вложений на 01.01.2003 года в реальном измерении составил примерно 95% от аналогичного показателя на 01.01.1996 года. Нарастание кризиса не ликвидности и проблемной задолженности. Процент сомнительных к погашению ссуд превысил его критическую величину в 5%, по официальным данным колеблется в пределах 14-19, а в реальности, с учетом пролонгации просроченных, сомнительных к погашению долгов, составляет порядка 1/3 их общей величины. Принимая во внимание состояние реального сектора экономики, эта проблема становится первостепенной. В принципе она не может быть решена без общего экономического оздоровления. Как самостоятельная, существует проблема обеспечения полной сохранности сбережений населения. Отсутствие должной конкуренции, рост издержек и снижение уровня рентабельности. Крупные коммерческие банки, принадлежащие государству, - Беларусбанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк и Белинвестбанк - функционируют в неодинаковых экономических условиях с остальными банками. Эти банки, выделены в специальную группу, уполномоченную обслуживать государственные программы и мероприятия. На их долю приходится порядка 80-90% ресурсов по основным статьям сводного баланса активов и пассивов банковской системы. Причем доля одного из них (АСБ «Беларусбанк») превышает официальный показатель монополизации в 35%. В нем сосредоточено почти 45% активов всей банковской системы страны. По совокупности этих факторов, межбанковская конкуренция минимальна, банки и реальный сектор не в состоянии взаимно подпитывать друг друга. У этих банков образовались небольшие суммы сомнительных к погашению кредитов (около 90% всех проблемных кредитов - это задолженность государственного и кооперативно-колхозного сектора экономики). Недостаточная «прозрачность» банков.
Страницы: 1, 2, 3, 4