-- возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань банкротства.
Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.
Особо остановимся на основных причинах возникновения трудностей с погашением ссуд .
1. Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кре-дитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
-- недостаточно строгое отношение к заемщику (например, одобрение заявки из дружеских соображений);
-- непрофессионально проведенный финансовый анализ;
-- плохое структурирование ссуды как следствие недостаточ-ного знакомства кредитного работника с потребностями пред-приятия, спецификой отрасли и т. д.;
-- недостаточное обеспечение ссуды (например, завышенная оценка залога и т. д.);
-- ошибки в документальном оформлении ссуды (пропуск в договоре важных условий, обеспечивающих интересы банка);
-- плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды (отсутствие обследований компании, проверок обеспечения и т. п.).
2. Неэффективная работа компании, получившей ссуду:
-- слабое руководство;
-- ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;
-- неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана реклам-ной компании, ошибок в оценке будущих рынков;
-- слабый контроль за финансами компании (рост дебиторс-кой задолженности, накладных расходов и т. п.).
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, политические сдвиги, изменение законодательст-ва, технологические прорывы и т. д.
Как я уже говорил, трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочислен-ные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финан-совое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в безнадежный долг.
Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:
-- анализа финансовых отчетов;
-- личных контактов с должником;
-- сообщений третьих лиц;
-- сведений из других отделов банка.
В период действия кредита от заемщика следует требовать предоставление банку балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о поступле-нии наличности и других материалов. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами могут указать на воз-никающую опасность. Банк должен обратить внимание на:
-- непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;
-- резкое увеличение дебиторской задолженности;
-- замедление оборачиваемости запасов;
-- снижение доли краткосрочных активов;
-- непропорциональный рост краткосрочной задолженности;
-- снижение коэффициента ликвидности;
-- увеличение доли основного капитала в сумме активов;
-- снижение объема продаж;
-- рост просроченных долгов;
-- возникновение убытков от операционной деятельности;
-- изменение условий коммерческого кредитования и т. д.
Для банка важно постоянно поддерживать персональные конта-кты с клиентом -- посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустано-вленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запа-сов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:
-- изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;
-- супружеские проблемы руководителей;
-- резкое изменение отношений с банком, нежелание со-трудничать;
-- замена ключевых сотрудников;
-- увлечение созданием новых предприятий, скупка не-движимости;
-- плохое составление финансовых отчетов;
-- принятие необоснованного риска;
-- установление нереалистичных цен на продукцию;
-- медленная реакция на ухудшение рыночных условий;
-- слабый операционный контроль;
-- отсутствие преемственности в руководстве;
-- потеря важных клиентов;
-- создание спекулятивных запасов;
-- отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.
Много могут раскрыть банку изменившиеся взаимоотноше-ния заемщика с другими деловыми партнерами:
-- получение банком запросов о кредитоспособности за-емщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;
-- запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;
-- извещение страховой компании об аннулировании стра-ховки из-за неуплаты страховых премий;
-- предъявление к оплате платежных документов (требований) при отсутствии средств на банковском счете;
-- появление практики покупки компанией товаров исключительно на условиях предоплаты.
Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведе-ния о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента и т. п. При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необ-ходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант -- разработка совместно с заемщи-ком плана мероприятий для восстановления стабильности ком-пании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут цели, банк должен обеспечить свои интересы, потребовав плате-жа от заемщика, продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант -- объявление неплатель-щика банкротом, но это наименее желательный путь для каждой из сторон и наиболее затратный по времени (см. Закон РФ от 19.11.92 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").
Банк должен действовать без промедлений, так как если заем-щик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компа-нии, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.
Первый при выявлении проблемной ссуды шаг -- объектив-ная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить пози-цию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить при-быльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставше-гося долга.
Затем кредитный работник банка должен организовать встре-чу с представителем компании и обсудить сложившееся положе-ние. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничест-ву, независимо от того, решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.
Если удастся убедить клиента, что положение можно испра-вить, следует наметить план действий, который может включать:
-- продажу активов;
-- сокращение накладных расходов;
-- изменение маркетинговой стратегии;
-- смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.
Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого следует прежде всего проверить документы и устано-вить, что банк действительно имеет безусловное право распоря-жаться залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возмож-ности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнима-ющая время процедура. Идеальный вариант -- сотрудничество с заемщиком в продаже залога.
IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.
Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.
Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в нашем банке.
Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.
Вот здесь и проходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения в банк. Зачастую в практике из-за непродуманности схемы реализации залога банки испытывают большие трудности в легитимности реализации обеспечения. Здесь уместно напомнить о требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и о сложностях и проблемности их практического применения.
Глава III.
Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые предоставляют собой требования к организации кредитного процесса. В зависимости от конкретной стадии процесса кредитования принципы кредитования необходимо увязывать со спецификой каждого этапа. Например, на стадии программирования последние необходимо увязывать с бизнес-планом предприятий; на стадии предоставления- с целевым характером ссуд; на стадии контроля за использованием- с эффективностью проводимой заемщиком работы; на стадии возврата- с поступлением выручки, погашением задолженности и уплатой процентных денег. Изолированность в применении принципов кредитование дает однобокость в оценке кредитного процесса, что может вызвать ошибки в принятии решений и возникновении проблемных ссуд.
К принципам кредитования относятся:
а) возвратность и срочность кредитования;
б) дифференцированность кредитования;
в) обеспеченность кредита;
г) платность банковских ссуд.
Рассмотрим подробнее каждый из принципов.
1. Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом.
Возвратность и срочность кредитования обусловлена тем, что банки мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату (правильнее отметить, должна быть готовность к возврату) владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому "золотое" банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15