Рефераты. Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития

p align="left">-- средства будут заморожены в непродуктивных активах;

-- возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань банкротства.

Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.

Особо остановимся на основных причинах возникновения трудностей с погашением ссуд .

1. Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кре-дитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

-- недостаточно строгое отношение к заемщику (например, одобрение заявки из дружеских соображений);

-- непрофессионально проведенный финансовый анализ;

-- плохое структурирование ссуды как следствие недостаточ-ного знакомства кредитного работника с потребностями пред-приятия, спецификой отрасли и т. д.;

-- недостаточное обеспечение ссуды (например, завышенная оценка залога и т. д.);

-- ошибки в документальном оформлении ссуды (пропуск в договоре важных условий, обеспечивающих интересы банка);

-- плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды (отсутствие обследований компании, проверок обеспечения и т. п.).

2. Неэффективная работа компании, получившей ссуду:

-- слабое руководство;

-- ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;

-- неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана реклам-ной компании, ошибок в оценке будущих рынков;

-- слабый контроль за финансами компании (рост дебиторс-кой задолженности, накладных расходов и т. п.).

Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, политические сдвиги, изменение законодательст-ва, технологические прорывы и т. д.

Как я уже говорил, трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочислен-ные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финан-совое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в безнадежный долг.

Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:

-- анализа финансовых отчетов;

-- личных контактов с должником;

-- сообщений третьих лиц;

-- сведений из других отделов банка.

В период действия кредита от заемщика следует требовать предоставление банку балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о поступле-нии наличности и других материалов. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами могут указать на воз-никающую опасность. Банк должен обратить внимание на:

-- непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;

-- резкое увеличение дебиторской задолженности;

-- замедление оборачиваемости запасов;

-- снижение доли краткосрочных активов;

-- непропорциональный рост краткосрочной задолженности;

-- снижение коэффициента ликвидности;

-- увеличение доли основного капитала в сумме активов;

-- снижение объема продаж;

-- рост просроченных долгов;

-- возникновение убытков от операционной деятельности;

-- изменение условий коммерческого кредитования и т. д.

Для банка важно постоянно поддерживать персональные конта-кты с клиентом -- посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустано-вленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запа-сов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:

-- изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;

-- супружеские проблемы руководителей;

-- резкое изменение отношений с банком, нежелание со-трудничать;

-- замена ключевых сотрудников;

-- увлечение созданием новых предприятий, скупка не-движимости;

-- плохое составление финансовых отчетов;

-- принятие необоснованного риска;

-- установление нереалистичных цен на продукцию;

-- медленная реакция на ухудшение рыночных условий;

-- слабый операционный контроль;

-- отсутствие преемственности в руководстве;

-- потеря важных клиентов;

-- создание спекулятивных запасов;

-- отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.

Много могут раскрыть банку изменившиеся взаимоотноше-ния заемщика с другими деловыми партнерами:

-- получение банком запросов о кредитоспособности за-емщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;

-- запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;

-- извещение страховой компании об аннулировании стра-ховки из-за неуплаты страховых премий;

-- предъявление к оплате платежных документов (требований) при отсутствии средств на банковском счете;

-- появление практики покупки компанией товаров исключительно на условиях предоплаты.

Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведе-ния о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента и т. п. При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необ-ходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант -- разработка совместно с заемщи-ком плана мероприятий для восстановления стабильности ком-пании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут цели, банк должен обеспечить свои интересы, потребовав плате-жа от заемщика, продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант -- объявление неплатель-щика банкротом, но это наименее желательный путь для каждой из сторон и наиболее затратный по времени (см. Закон РФ от 19.11.92 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

Банк должен действовать без промедлений, так как если заем-щик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компа-нии, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.

Первый при выявлении проблемной ссуды шаг -- объектив-ная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить пози-цию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить при-быльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставше-гося долга.

Затем кредитный работник банка должен организовать встре-чу с представителем компании и обсудить сложившееся положе-ние. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничест-ву, независимо от того, решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.

Если удастся убедить клиента, что положение можно испра-вить, следует наметить план действий, который может включать:

-- продажу активов;

-- сокращение накладных расходов;

-- изменение маркетинговой стратегии;

-- смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого следует прежде всего проверить документы и устано-вить, что банк действительно имеет безусловное право распоря-жаться залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возмож-ности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнима-ющая время процедура. Идеальный вариант -- сотрудничество с заемщиком в продаже залога.

IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.

Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.

Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в нашем банке.

Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.

Вот здесь и проходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения в банк. Зачастую в практике из-за непродуманности схемы реализации залога банки испытывают большие трудности в легитимности реализации обеспечения. Здесь уместно напомнить о требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и о сложностях и проблемности их практического применения.

Глава III.

Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые предоставляют собой требования к организации кредитного процесса. В зависимости от конкретной стадии процесса кредитования принципы кредитования необходимо увязывать со спецификой каждого этапа. Например, на стадии программирования последние необходимо увязывать с бизнес-планом предприятий; на стадии предоставления- с целевым характером ссуд; на стадии контроля за использованием- с эффективностью проводимой заемщиком работы; на стадии возврата- с поступлением выручки, погашением задолженности и уплатой процентных денег. Изолированность в применении принципов кредитование дает однобокость в оценке кредитного процесса, что может вызвать ошибки в принятии решений и возникновении проблемных ссуд.

К принципам кредитования относятся:

а) возвратность и срочность кредитования;

б) дифференцированность кредитования;

в) обеспеченность кредита;

г) платность банковских ссуд.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов.

1. Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом.

Возвратность и срочность кредитования обусловлена тем, что банки мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату (правильнее отметить, должна быть готовность к возврату) владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому "золотое" банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.