Рефераты. Лизинговые операции банков и особенности их осуществления на примере ООО "Райффайзен Лизинг Аваль"

p align="left">Не могут быть объектами лизинга объекты аренды государственного имущества, определенные в статье 4 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (целостные имущественные комплексы государственных предприятий, их структурных подразделений (филиалов, цехов, участков)), кроме отдельного индивидуально определенного имущества государственных предприятий; земельные участки и другие природные объекты.

Согласно ст. 4 Закона Украины «О лизинге», существуют различные виды и формы лизинга.

Виды лизинга:

1) финансовый лизинг - это договор лизинга, в результате заключения которого лизингополучатель по своему заказу получает в платное пользование от лизингодателя объект лизинга на срок, не менее которого амортизируется 60% стоимости объекта лизинга, определенной в день заключения договора. Сумма возмещения стоимости объекта лизинга в составе лизинговых платежей за период действия договора финансового лизинга должна содержать не менее 60% стоимости объекта лизинга, определенной в день заключения договора. После окончания срока договора финансового лизинга объект лизинга, переданный лизингополучателю согласно договору, переходит в собственность лизингополучателя или выкупается им по остаточной стоимости;

2) оперативный лизинг - это договор лизинга, в результате заключения которого лизингополучатель по своему заказу получает в платное пользование от лизингодателя объект лизинга на срок, менее которого амортизируется 90% стоимости объекта лизинга, определенной в день заключения договора. После окончания срока договора оперативного лизинга он может быть продлен, или объект лизинга подлежит возвращению лизингодателю и может быть повторно передан в пользование другому лизингополучателю по договору лизинга.

Формы лизинга:

1) обратный лизинг - это договор лизинга, который предусматривает приобретение лизингодателем имущества у собственника и передачу этого имущества ему в лизинг;

2) паевой лизинг - это совершение лизинга при участии субъектов лизинга на основании заключения многостороннего договора и привлечение одного или нескольких кредиторов, которые принимают участие в совершении лизинга, инвестируя свои средства. При этом сумма инвестированных кредиторами средств не может составлять более 80% стоимости приобретенного для лизинга имущества;

3) международный лизинг - это договор лизинга, который совершается субъектами лизинга, который находятся в юрисдикции разных стран, или в случае если имущество или платежи пересекают государственные границы.

Лизинг как сложное социально-экономическое явление выполняет важные функции по формированию экономики и активизации производственной деятельности. Существует четыре важнейших функции, а именно: финансовая, производственная, потребительская и функция использования налоговых льгот.

Финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителя от одноразовой оплаты полной стоимости необходимых средств производства и как бы в предоставлении ему долгосрочного кредита.

Производственная функция лизинга состоит в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, к результатам научно-технического прогресса. При полном лизинге передача имущества может сопровождаться разнообразным сервисом: техническое обслуживание, страхование, обеспечение сырьем, рабочей силой.

Потребительская функция - это расширение круга потребителей и освоение новых рынков сбыта, привлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или иное имущество.

Функция использования налоговых и амортизационных льгот имеет некоторые особенности:

а) взятое по лизингу имущество отображается на балансе пользователя или лизингодателя по согласию между ними;

б) арендная плата относится к себестоимости продукции (услуг), которая производится и соответственно уменьшает прибыль, которая подлежит налогообложению;

в) применение ускоренной амортизации, которая рассчитывается, исходя из срока контракта, что уменьшает прибыль и ускоряет обновление материально-технической базы. В результате лизинг содействует диверсификации предложений, привлекая новые объекты в свою сферу; развивает и диверсифицирует рынок средств производства, сокращает цикл освоения новых поколений техники.

1.2. История возникновения лизинга

Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. По свидетельству документов, аренда (лизинг) была известна человеку еще с древнейших времен.

Действительно, идея лизинга совсем не новая, хотя термина "лизинг" (lease) как такового еще не существовало. Раскрытие сущности лизингового соглашения берет свое начало еще из далеких времен Аристотеля (384/383 -- 322 гг. до н.э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в "Риторике": "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности". Другими словами, не обязательно для получения дохода иметь в собственности любое имущество, нужно лишь иметь право пользоваться им и в результате этого получать доход.

Арендные (лизинговые) соглашения были известны еще за долго до IV ст. до н.э., то есть годам, когда жил Аристотель. Они заключались еще в древнейшем государстве Шумер и датируются приблизительно 2000 годом до н.э. Так, глиняные таблички, найденные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственного орудия, земли, водных источников, различных животных. Эти глиняные таблички рассказывают о храмовых священниках -- арендодателей, которые заключали договоры с местными фермерами.

Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775-1750 гг. до н.э. Группа статей, которые затрагивали собственность -- самая большая в сборнике. Статьи подробно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.

Другие древнейшие цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным, а иногда и единственно возможным средством приобретения оборудования, земли и скота.

Древние финикийцы, которые считались замечательными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сущности очень похожа на классическую форму современного лизинга оборудования. Большое количество договоров краткосрочной аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных условиях эти сделки подобны операциям так называемого "мокрого" лизинга.

Первое упоминание о практически проведенном лизинговом соглашении относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова.

В средневековье арендная деятельность была несколько ограниченна. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственное орудие и кони. Однако время от времени происходили события, которые порождали уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году было зарегистрировано соглашение, согласно которому рыцарь Бонфис Манганэлла Гаэта арендовал снаряжение для участия в Седьмом Крестовом походе.

В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, который позволял использовать только действительный, а не притворный лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписанные на разумных началах, так как к тому времени участились соглашения, целью которых было скрыть настоящее состояние дел -- кто владелец, кто пользователь. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

Таким образом, оригинальная идея разделения пользования и собственности и возможности получать выгоду из пользования известна праву из древнейших времен.

В начале ХХ века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, которые предоставлялись в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

Владельцы каменноугольных рудников сначала покупали вагоны для перевозки угля, однако скоро стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Добыча угля увеличивалась, открывались новые шахты, необходимо было все большее количество вагонов. Целиком справедливо, что небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единой целью которых был лизинг поездов и железнодорожных вагонов. При заключении договоров они стали включать в него право на покупку (опцион), которое предоставлялось пользователю после окончания срока лизинга.

Первое известное употребление термина "лизинг" (об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге "Как делать бизнес в Европе") относится к 1877 году, когда телефонная компания "Бэлл" приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное влияние не только на развитие связи. Много компаний высоко оценили аренду оборудования, которая позволяла им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование "ноу-хау".

После Второй мировой войны стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. Еще в 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако "законным отцом" автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк -- торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов предложил долгосрочную аренду автомобилей.

Однако настоящая революция в арендных отношениях состоялась в Америке в начале 50-х годов ХХ века. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.п. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности была создана в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания "United States Leasing Corporation". Основал компанию Генри Шонфельд. Вначале он создал компанию для одного конкретного лизингового соглашения, но потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате появилась на свет "U.S. Leasing Corporation". Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США и, итак, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятия как "международный лизинг". Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 году). В дальнейшем она стала носить название "United States Leasing International".

По мнению таких специалистов, как О.Н. Чекмарева, К. Г. Сусанян, В.А. Перов, в Советском Союзе лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и только лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые автомашины, а прокат по своей сути был близок к оперативному лизингу.

В 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего як одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие ценные станки, конвейерные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские судна, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.п., с использованием специфической формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами на определенный срок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.