Рефераты. Медицинское страхование в Российской Федерации

p align="left">Одним из субъектов страховых отношений в добровольном медицинском страховании является медицинское учреж-дение, лечение выгодоприобретателя в котором страховщик оплачивает. Список таких учреждений ограничен договором страхования, но по согласованию со страховщиком страхо-ватель (выгодоприобретатель) может получить оплачивае-мую или частично оплачиваемую медицинскую услугу (лече-ние) в учреждении, которого нет в списке, прилагаемом к до-говору страхования[6,105].

Страховым случаем является обращение застрахованно-го лица в медицинское учреждение при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении и других несчастных случаях за получением консультативной, профилактической и иной помощи, требующей оказания ме-дицинских услуг в пределах перечня, предусмотренного до-говором страхования в течение срока действия договора. Не считается страховым случаем обращение застрахованного в медицинское учреждение по поводу: травматического повреж-дения в состоянии алкогольного, наркотического или токси-ческого опьянения; травматического повреждения или иного расстройства здоровья, наступившего в результате соверше-ния умышленного преступления; покушения на самоубийство, за исключением тех случаев, когда застрахованный был до-веден до такого состояния противоправными действиями тре-тьих лиц; умышленного причинения себе телесных повреж-дений. Кроме того, заболевания, которые не могут носить слу-чайный характер, в перечень страхуемых рисков не включа-ются. Страховщик не оплачивает лечение, если получены ме-дицинские услуги, не предусмотренные договором страхова-ния и оказанные в медицинских учреждениях, не предусмот-ренных договором страхования.

1.3. Обязательное медицинское страхование

Обязательное медицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Рос-сийской Федерации», является частью государственной социаль-ной политики и системы социального страхования. Оно реализо-вано на базе самостоятельной финансовой системы - го-сударственного социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется из средств предприятий и организаций за счет обязательных отчислений, начисляемых на заработную плату работников[5,132].

Гражданам России при обращении в лечебные медицин-ские учреждения гарантируется получение медицинской по-мощи в соответствии с перечнем и объемом, установленными территориальными программами обязательного медицинско-го страхования.

Реализацию государственной политики в области обязатель-ного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - специализированные некоммерческие финан-сово-кредитные учреждения. Страхователи должны заклю-чать договоры обязательного медицинского страхования, в со-ответствии с которыми застрахованные граждане имеют право на получение медицинских услуг, перечень и объем которых устанавливаются территориальными программами обязательного медицинского страхования, в медицинских уч-реждениях, включенных в систему обязательного ме-дицинского страхования. Такие программы утверждаются органами государственного управления субъектов Российской Федерации и предоставляют застрахованному гражданину право на получение не всех, но достаточно большого переч-ня медицинских услуг. Список бесплатных услуг пополня-ется за счет целевых программ здравоохранения, которые ут-верждаются органами государственного управления терри-торий и финансируются полностью за счет бюджетных средств (например, медицинские услуги, связанные с родов-споможением и оказанием медицинской помощи детям, и др.). Остальные медицинские услуги предоставляются медицин-скими учреждениями гражданам на платной основе, а для лиц, участвующих в добровольном медицинском страховании, за счет средств страховщиков[4,35].

Страховая медицинская организация может быть учреж-дена в любой организационно-правовой форме и на дату уч-реждения должна иметь уставный капитал не менее 1 200 ми-нимальных размеров месячной оплаты труда, установленной российским законодательством. Среди учредителей страховой медицинской организации не могут быть органы управления здравоохранением и медицинских учреждений. Такая органи-зация обязана иметь государственную лицензию на право про-ведения обязательного медицинского страхования. Такие ли-цензии выдаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью и удостоверяют право на участие стра-ховой медицинской организации в проведении обязательного медицинского страхования на конкретной территории (облас-ти, республики, края, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга)[7,90].

Застрахованные граждане обязаны иметь именной полис обязательного медицинского страхования, который вручается им страховой медицинской организацией или работодателем-страхователем по ее поручению. На отдельных территориях полис может быть получен в медицинском учреждении - по-ликлинике по месту основного жительства. В полисе указаны страховая медицинская организация и медицинские учреждения, в которых застрахованное лицо имеет право на получение ме-дицинской помощи. Полис предъявляется застрахованными гражданами при обращении за полученном медицинской по-мощи в лечебное учреждение за исключенном скорой (сроч-ной) медицинской помощи, оказание которой входит в обязан-ности медицинских учреждении и включено в целевые про-граммы здравоохранения[7,94].

Медицинские учреждения - поликлиники или больницы -получают право на предоставление медицинских услуг по про-граммам обязательного медицинского страхования после прохождения аккредитации в соответствующих органах управ-ления здравоохранением. Оказываемая гражданам медицин-ская помощь должна соответствовать утвержденным медико-экономическим стандартам и подлежит оплате страховыми ме-дицинскими организациями в соответствии с установленны-ми тарифами на медицинские услуги.

Движение финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования строго регламентировано действу-ющим законодательством. Страхователь уплачивает страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского

1.4. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения.

В июне 1991 г. был принят закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Суть модели медицинского страхования, предусмотренной этим законом, состояла в следующем. Финансирование здравоохранения должно происходить за счет обязательных и добровольных страховых взносов. Обязательное медицинское страхование (ОМС) работающих осуществляется за счет платежей предприятий, а неработающих и занятых в бюджетной сфере - за счет бюджетных ассигнований. Объем и условия оказания бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС определяются в базовой программе ОМС, утверждаемой правительством, и в территориальных программах, принимаемых на основе базовой местными органами власти. Медицинская помощь, оказываемая населению, оплачивается негосударственными страховыми медицинскими организациями. Включение частных страховых компаний должно было ввести элементы свободного рынка и конкуренции покупателей в систему медицинского страхования [3,112].

Вместе с тем, предусматривалось сохранение государственных органов управления здравоохранением, которые должны были выполнять функции контроля и заниматься разработкой и реализацией целевых программ, предмет которых лежит за рамками тех видов медицинской помощи, которые предоставляются в системе ОМС. Это изначально создавало ситуацию двоевластия, так как формировалась двухканальная система финансирования медицинских учреждений.

Нетрудно заметить, что такая система финансирования обществом здравоохранения, по сути дела, воспроизводила в несколько иной форме и развивала ту систему, которая предусматривалась моделью "нового хозяйственного механизма", внедрявшейся с 1988 г. Нормативы бюджетного финансирования трансформировались в страховые взносы из бюджета по фиксированным ставкам. Идея о введении нормативов бесплатной медицинской помощи населению превратилась в идею базовой программы ОМС. Разрешение учреждениям здравоохранения и заинтересованным организациям заключать договоры на выполнение услуг сверх вышеуказанных нормативов получило развитие в установлении добровольного медицинского страхования. В дополнение к модели бюджетной медицины в модели ОМС появился новый источник гарантированного поступления средств в сферу здравоохранения - платежи организаций по обязательному медицинскому страхованию[10,109].

Изменения в порядке финансирования здравоохранения были продолжением прежних попыток преобразования финансовых потоков в отрасль. Однако в том, что касается организации финансовых потоков внутри отрасли, модель ОМС предполагала принципиальные нововведения. В системе здравоохранения появляются новые субъекты - страховые медицинские организации. Предприятия и органы государственного управления, выступающие страхователями, должны заключать договоры со страховыми организациями, которые в свою очередь выбирают медицинские учреждения и оплачивают лечебно- профилактическую помощь, предоставляемую застрахованным людям.

Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", предусматривал, что переход к страховой медицине должен был произойти в течение 1992-1993 гг[5,72]. Но очень быстро выяснилось, что такие сроки нереальны. Создание страховых компаний, разработка всей необходимой нормативно-правовой базы шли гораздо медленнее, чем на это рассчитывали разработчики закона. Медицинские страховые организации интенсивно создавались и развертывали свою деятельность там, где местные власти активно поддерживали и занимались внедрением новой модели здравоохранения. Но таких регионов было меньшинство. Поэтому, чтобы не затягивать введение системы ОМС и соответственно не откладывать принятие решения об установлении обязательных взносов юридических лиц на медицинское страхование, реформаторы пошли на корректировку модели ОМС. В 1993 г. в закон были внесены существенные изменения.

Согласно тексту закона о медицинском страховании, принятого в 1991 г., функции страховщиков должны выполнять страховые медицинские организации, независимые от органов управления здравоохранением и медицинских учреждений. Не предусматривалось наличия каких-либо специальных организаций для сбора и аккумулирования взносов на ОМС. В 1993 г. закон был дополнен положениями о создании таких организаций: федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Их статус был определен как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Их соучредителями являются органы представительной и исполнительной власти соответственно Российской Федерации и ее субъектов. При этом филиалам территориальных фондов ОМС временно предоставили право не только заключать договоры медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями, но и самим выполнять функции страховщиков и непосредственно взаимодействовать с медицинскими учреждениями. В 1994 г. 52% филиалов территориальных фондов ОМС выполняли функции страховщиков[6,43].

Таблица 1

Состав системы обязательного медицинского страхования

1993

1994

1995

1996

Территориальные фонды ОМС

86

86

88

88

Филиалы территориальных фондов ОМС

1058

1103

1122

1160

Страховые медицинские организации

164

439

536

538

Лечебно-профилактические учреждения

-

4501

7372

8700

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.