МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
Основные функции центрального банка
На ранней стадии развития капитализма банки верхнего уровня назывались эмиссионными. Однако к настоящему времени их функ-ции значительно расширились, поэтому в теории и на практике стало употребляться понятие «центральный банк».
Основными функциями центрального банка являются:
денежно-кредитное регулирование экономики;
эмиссия кредитных денег;
контроль за деятельностью кредитных учреждений;
аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений:
кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
кредитно-расчетное обслуживание правительства;
хранение официальных золотовалютных резервов.
Инструменты денежно-кредитной политики
Важнейшей функцией центрального банка является денежно-кредитное регулирование. При этом помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.) центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Наиболее важными из них являются:
- минимальные обязательные резервы;
-операции на открытом рынке ценных бумаг;
-ставка рефинансирования.
Политика минимальных резервов
Минимальные резервы -- это обязательные вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается зако-нодательством в определенном отношении к банковским обязатель-ствам (вкладам клиентов).
Повышение резервной нормы на несколько процентных пунктов снижает величину избыточных резервов и значение денежного муль-типликатора, в результате чего возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги уменьшаются.
Пример. При ставке минимальных резервов гг 20% (или 0,2) к сумме банковских де-позитов DD 100 тыс. руб. объем обязательных резервов RR составит 20 тыс. руб., а объем избыточных резервов ER -- 80 тыс. руб. При допущении, что вся сумма избыточных ре-зервов используется банками для кредитования, величина денежного мультипликатора MMull будет равна 1 : 0,2 = 5, а максимальное расширение денежной массы &MS в ре-зультате мультипликации текущих счетов составит 5 ¦ 80 000 = 400 000 руб.
AMS = MMult ¦ ER = -- (1 ~rr) DD = --0,8. 100 000 = 400 000 руб.
it 0,2
При увеличении л-до 30% объем избыточных резервов сократится до 70 000 руб., де-нежный мультипликатор уменьшится до 3,33, а максимальное расширение денежной массы AMS составит только 233 333,33 руб.
Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы XX в., и сразу после Второй мировой войны ее вне-дрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Например, в США в 1972--1976 гг. норма их варьировалась от 1 до 17,5%.
Норма минимальных резервов может изменяться в зависимости как от конъюнктуры, так и от вида и величины вкладов. В ФРГ для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточ-няется практически ежедневно, резервная норма установлена в раз-мере 30%, для срочных вкладов -- 20%, а для сберегательных-- 10%.
В России в 2000 г. норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях составил 7%, по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте -- 10%.
Место центрального банка в банковской системе
Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке сводятся к покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. В период высо-кой конъюнктуры, когда коммерческие банки особенно активно за-нимаются кредитованием, центральный банк выбрасывает на рынок ценных бумаг государственные облигации по выгодным ценам. Если их покупают сами коммерческие банки, это означает непосредствен-ное сокращение объемов кредитования. Если же их покупают част-ные липа или фирмы, то сокращаются размеры их банковских вкла-дов, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возмож-ностей банков. В обоих случаях происходит сокращение денежного предложения MS. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что при-водит к увеличению MS.
Впервые этот инструмент начал применяться в США в 20-х годах XX в. В настоящее время операции на открытом рынке считаются ключевым средством контроля денежного предложения. Почему в этом качестве выступают не минимальные резервы? Операции на от-крытом рынке более гибки, к тому же минимальные резервы сродни налогам, нельзя их увеличивать до бесконечности.
Политика рефинансирования
Ставка рефинансирования -- это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам.
Применение этого инструмента базируется на том, что коммерче-ские банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы путем привле-чения средств центрального банка. Повышение ставки рефинансиро-вания, естественно, делает рефинансирование, осуществляемое цент-ральным банком, менее привлекательным и при прочих равных условиях приводит к снижению кредитной активности. Снижение ставки рефинансирования дает противоположный результат.
Этот инструмент монетарной политики -- самый старый. В США он применяется с 1913 г. Используется он и в нашей стране, более того, на первых порах (в начальный период развития двухуровневой банковской системы в России) это было единственное активно применяемое средст-во в деятельности Центрального банка РФ. С момента начала использо-вания этого инструмента в январе 1991 г. ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210% в октябре 1993 г. Впоследствии ока снизилась и в конце 2000 г. составила 25%.
В то же время с точки зрения действенности изменения учетной ставки проигрывают по сравнению с операциями на открытом рынке и резервной политикой. Дело в том, что количество кредитных ресур-сов коммерческих банков, получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень невелико. В США в среднем лишь 2--3% бан-ковских резервов приобретаются таким путем. Поэтому к.п.д. учетной политики довольно низок. Кроме того, если влияние резервной поли-тики и операций на открытом рынке на уровень денежного предложе-ния можно относительно точно предсказать, то в случае с изменением учетной ставки сделать этого нельзя.
Статус, основные цели и функции ЦБ РФ
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ» и другими фе-деральными законами. В соответствии со ст. 71 российской Конститу-ции федеральные банки (следовательно, и Центральный банк РФ, иму-щество которого является федеральной собственностью) относятся к федеральным экономическим службам и находятся в ведении РФ. В части ст. 75 Основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ; а в части 2 этой статьи определяется основная функция Банка России -- защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет неза-висимо от других органов государственной власти. Вопросы правового регулирования деятельности Центрального банка РФ затрагиваются в ряде других федеральных законов. В частности, взаимоотношения Банка России и кредитных организаций регламентируются Федераль-ным законом «О банках и банковской деятельности» и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В пределах своих полномочий, предоставленных ему Конститу-цией РФ и федеральными законами, Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправ-ления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномо-чий, принимать решения, противоречащие Федеральному закону.
Уставный капитал и имущество Банка России являются федера-льной собственностью. Однако Банк России является только титуль-ным владельцем принадлежащей ему собственности; специфической особенностью является его обязанность осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения указанным имуществом не в своих интересах, а в интересах государства или, точнее, общества и целом. Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов, т.е. государство не финансирует его деятельность. В соответствии с Налоговым кодексом РФ Банк России уплачивает налоги и сборы. На деятельность ЦБ РФ налагается ряд ограничений. Так, Банк России не вправе участвовать в формировании капитала рос-сийских кредитных организаций. Государство не отвечает по обязательством Банка России, а Банк России -- по обязательствам государства. Центральный банк, имеющий независимый статус (разу-меется, в четко определенных законом пределах), жизненно необхо-дим экономике рыночного типа. Действуя в интересах государства и всего общества, Банк России не имеет частноправовых целей. Основными целями Банка России являются:
• защита и обеспечение устойчивости российского рубля;
• развитие и укрепление банковской системы РФ;
• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Как видно, получение прибыли не является целью функциониро-вания Центрального банка РФ.
Поставленные перед ЦБ РФ цели определяют его функции, ко-торые сформулированы в ст. 4 Федерального закона. Центральный банк РФ:
взаимодействует с Правительством РФ, разрабатывает и прово-дит единую государственную денежно-кредитную политику;
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и органи-зует их обращение, что закреплено в ст. 29 Закона о ЦБ РФ. Ее прове-дение -- исключительная функция Центрального банка РФ. Эмис-сия -- главный источник ресурсов Банка России;
является кредитором последней инстанции для кредитных ор-ганизаций, организует систему рефинансирования;
устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
устанавливает правила проведения банковских операций, бух-галтерского учета и отчетности для банковской системы;
принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских опе-раций, приостанавливает их действие и отзывает их;
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организа-циями;
осуществляет в соответствии с законодательством РФ валютное регулирование и валютным контроль как непосредственно, так и че-рез уполномоченные банки;
10) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
осуществляет эффективное управление золотовалютными ре-зервами Банка России;
Страницы: 1, 2, 3