Рефераты. Методика анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка

p align="left">Кроме кредитной истории в систему оценки американским банком кредитоспособности физического лица входят следующие показатели: соотношение долга и дохода, стабильность дохода и продолжительность работы на одном месте, длительность проживания по одному адресу, размер капитала.

Достоверные данные бухгалтерской отчетности, информация из технико-экономического обоснования кредита, сведения из бизнес - плана и учредительных документов, данные о доходах физических лиц - заемщиков дают основания банку выработать мнение о целесообразности предоставления кредита, тем самым, снизив риск его невозвращения заемщиком. Именно минимизация риска невозвращения кредита является основной причиной проведения подробной оценки кредитоспособности клиента. И хотя потери от непогашения ссуд - неизбежный продукт активной деятельности любого банка, своевременно проведенная оценка кредитоспособности клиента, вовремя выявленные негативные тенденции в работе предприятия или фирмы, финансовом положении физического лица способны значительно снизить эти потери.

1.2 Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке

Для оценки кредитоспособности банк требует у потенциального заемщика отчетную документацию за предшествующий период (отчет, бухгалтерский баланс приложениями - за квартал и год), а при необходимости более точной проверки показателей - первичную бухгалтерскую документацию и, возможно, за больший период. Для этого он должен вести хозяйство так, чтобы к нужному моменту накопить из получаемой прибыли сумму, достаточную для возвращения кредита и процентов по нему.

Точно предусмотреть заранее риск некредитоспособности бывает непросто, так как к необходимому моменту у заемщика или в целом в его отрасли на рынке могут возникнуть неожиданные финансовые трудности. Эти трудности могут быть порождены не неумелостью самого заемщика, а ошибками и проблемами его поставщиков, покупателей и другими внешними для него причинами. Поэтому кредитные операции банка всегда связаны с риском не возврата кредита. Для снижения такого риска банк и оценивает кредитоспособность будущего заемщика по его фактическому прошлому финансовому положению, пытаясь заранее выявить при этом неблагоприятные тенденции, уловить зарождение будущих финансовых проблем клиента.

Частично это позволяет сделать анализ баланса и отчетности потенциального заемщика - юридического лица. Обычно коммерческий банк сравнивает разные статьи баланса, оценивает их соотношения, направление и скорость изменения, например, динамику прибыли, ее соотношение с издержками (прибыль может увеличиваться медленнее, чем издержки), изменение уставного фонда, соотношение собственных и заемных средств, сколько прибыли они приносят, динамику кредиторской задолженности и своевременность ее погашения и т.д.

При этом банк рассчитывает финансовые коэффициенты. В Российской практике обычно принимают во внимание коэффициент ликвидности, коэффициент покрытия, коэффициент собственных средств, коэффициент заемных средств, коэффициенты оборачиваемости собственных и заемных средств, коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, коэффициенты рентабельности [29].

Банки рассчитывают и другие финансовые коэффициенты, выражающие различные пропорции между разделами и статьями баланса клиента. Банки устанавливают нормативные допустимые значения этих коэффициентов, с которыми затем сравнивают их фактические величины и по результатам сравнения оценивают уровень кредитоспособности клиента. Нормативные значения коэффициентов могут различаться для предприятий разных видов, различных отраслей, регионов и т.п. (так, оборачиваемость средств в торговле выше, чем в сельском хозяйстве). Для большей реальности таких оценок банк должен формировать собственную информационно - статистическую базу, отслеживая изменения финансового положения своих клиентов, выявляя конкретные тенденции, циклы, закономерности за большой промежуток времени.

Банк может применять бальную (рейтинговую) оценку кредитоспособности, когда каждому коэффициенту присваивается удельный вес в баллах (в зависимости от его близости к нормативу), а затем по сумме набранных баллов клиента относят к группе с высокой, средней или низкой кредитоспособностью. В зависимости от того, в какую группу по рейтингу попал клиент, банк предъявляет более или менее жесткие требования и условия кредита (по сумме, сроку, проценту за кредит), вплоть до отказа от выдачи кредита ненадежному клиенту.

Наряду с такой оценкой финансового состояния заемщика банк стремится узнать его экономическое положение, процессы снабжения, производства, сбыта продукции, взаимоотношения с поставщиками и покупателями, отношения между владельцами предприятия и наемными работниками, между руководителями и подчиненными. Банк также изучает применяемые технологии, оборудование, их новизну и конкурентоспособность, оценивает перспективы завоевания (или потери) рынков сбыта и т.п. При этом наряду с анализом документов целесообразно и посещение работниками банка клиента на месте, личное ознакомление с порядком и организацией работы заемщика.

В последнее время (особенно в экономически развитых странах) большое значение приобретает оценка морально - этических качеств заемщиков банка (их репутация, порядочность, точность выполнения обещаний и обязательств, участие в сомнительных финансовых операциях и т.п.). Создаются методики и тесты, позволяющие достаточно точно оценить такие качества.

Одним из таких тестов является «Система красных сигналов» [29]. Она, как показывает опыт зарубежных банков, позволяет выявить потенциально ненадежных клиентов. Ее основу составляют пять разделов, отражающие информацию о заемщике:

1. «Сигналы» из истории заемщика

- недавняя финансовая несостоятельность заемщика;

- расхождения и противоречия в информации о заемщике.

2. «Сигналы», касающиеся руководства и управления заемщика

- заемщик ищет партнера, на чьи средства можно рассчитывать;

- невысокие моральные качества руководителя;

- борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи - владельцами компании;

- частые смены в руководстве;

- строптивый, неуравновешенный характер руководителя;

- стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс,

оказать давление на банковского работника.

3. «Сигналы», отражающие производственную деятельность заемщика

- круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;

- ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;

- заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент

испытывает проблему;

- упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются

по статьям;

4. «Сигналы», относящиеся к организации кредитования

- заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит

- у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;

- отсутствие резервных источников погашения кредита;

- заемщик не имеет материального обеспечения своей цели;

- кредитная заявка заемщика плохо обоснована;

- заемщик испрашивает кредит под обеспечение своего акционерного

капитала и одновременно изыскивает возможности для получения ссуды под обеспечение активов;

- кредит направлен главным образом в сферу обращения, а не производства где непосредственно создается стоимость;

- недостаточно обоснован срок погашения кредита;

5. «Сигналы», фиксирующие отклонения от установленных норм

- нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;

- отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т.п.);

- пересмотр условия кредитования, изменения в схеме погашения кредита просьба о пролонгации ссуды

- отклонения показателей хозяйственно - финансовой деятельности от плановых;

- отклонения в системе учета и контроля заемщика.

Эти сигналы настораживают банк и помогают предотвратить просрочку кредитов либо выявить их возникновение.

Практически во всех коммерческих банках существует лист - вопросник для проведения предварительного собеседования с клиентом. Ответы на вопросы помогают банку принять предварительное решение о предоставлении кредита. Пример одного из листов - вопросников приведен в приложении 1.

При анализе кредитоспособности банк проверяет и экономическую эффективность использования кредита. Для этого рассматриваются документы, контракты, подтверждающие цели использования кредита заемщиком. Банк оценивает достоверность и реальность целей заемщика, их соответствие складывающимся условиям и конъюнктуре рынка (по параметрам спроса и предложения, количества и качества, цены, противодействия конкурентов). При этом банк сопоставляет издержки и доходы по операциям, под которые заемщик просит предоставить кредит. Банк должен убедиться в том, что в результате использования кредита заемщик покроет свои издержки и получит прибыль, достаточную для него и для возвращения долга банку. На основании таких оценок банк принимает решение о выдаче кредита или об отказе. Параметры кредитной сделки согласовываются с заемщиком и окончательно устанавливаются и закрепляются в кредитном договоре.

Существующая практика кредитования индивидуальных клиентов различными банками в России имеет ряд особенностей. Так, к числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая нестабильность, уровень официальной ставки рефинансирования ЦБ РФ, инфляционные ожидания населения, стабильность рубля, уровень развития валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и пр.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.).

При работе с населением сначала кредитный работник ведет переговоры с клиентом с целью выяснения: кредитоспособности клиента в юридическом смысле, т.е. правомочен ли клиент заключать кредитный договор; кредитоспособность клиента с экономической точки зрения, иными словами имеет ли он экономические предпосылки (доходы, имущество), необходимые для полного и своевременного выполнения условий кредитного договора с точки зрения возврата долга, уплаты процентов, характера обеспечения кредита.

Анализ кредитоспособности клиента позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданной ссуды в обусловленный срок и оценить вероятность своевременного возврата ссуды. Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.

Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, характеризующей способность клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывает банк и его клиент и прочие факторы.

Источником информации об индивидуальном заемщике могут служить сведения с места работы, места жительства и т.п.

Для выяснения кредитоспособности заемщика кредитный работник анализирует доходы и расходы клиента. Доходы, как правило, определяются по трем направлениям: доходы от заработной платы, сбережений и вложений, прочие доходы. К основным статьям расходов заемщика относятся: выплата подоходного и других налогов, алименты, ежемесячные или квартальные платежи по ранее полученным ссудам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и т.д.

Подтверждение размеров доходов и расходов возлагается на клиента, который предъявляет необходимые документы, такие как справка для получения потребительского кредита.

Банк проводит анализ платежеспособности заемщика и его поручителя. При этом метод анализа и документация такие же, как и при анализе самого заемщика. В результате проведенной работы определяются возможности клиента произвести платежи в погашение основного долга и %, а поручителя - осуществлять их в случае неплатежеспособности основного заемщика.

После положительной оценки кредитоспособности клиента банк и заемщик приступают к согласованию условий кредитного договора.

Таким образом, общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческих банках более или менее одинаковы. Это обусловлено объективными причинами становления и развития практики банковского кредитования заемщиков. Основу оценки кредитоспособности составляет анализ финансовой деятельности заемщика, система сбора и обработки информации о его хозяйственно - финансовом положении. Тем не менее, каждый банк кредитует в основном определенные отрасли производства или несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд специфических особенностей. Эти факторы требуют адаптации финансового анализа к учету условий рынка, выражающейся в увеличения и уточнения числа необходимых показателей, что в свою очередь накладывает отпечаток на методику анализа кредитоспособности заемщиков банка. Многие банки заинтересованы в создании и совершенствовании методики оценки кредитоспособности, учитывающей особенности функционирования различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а при кредитовании физических лиц - особенности экономического положения граждан России, проживающих в больших городах и сельской местности. Совершенствование анализа кредитоспособности заемщиков в современных условиях предполагает более глубокий учет особенностей деятельности заемщиков - отраслевых, региональных, временных и т.д.

1.3 Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности

Для проведения анализа кредитоспособности клиента - юридического лица коммерческому банку требуется определенная информация.

В мировой практике наиболее известный источник данных о кредитоспособности - фирма «Dan & Bradstreet», которая собирает информацию примерно о трех миллионах фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке [14]. Краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуются в общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетах, наиболее распространенный из них - «Информация о деловом предприятии». Первый из шести разделов отчета содержит сведения общего характера - наименование и адрес фирмы, код отрасли и предприятия, характер производства, форма собственности, суммарная оценка кредитоспособности (рейтинг), быстрота оплаты фирмой счетов, объем продаж, собственный капитал, число занятых, общее состояние и тенденции развития фирмы.

Суммарная оценка кредитоспособности состоит из двух частей - двух букв (или цифры и буквы) и цифры. Первые два знака представляют собой оценку финансовой устойчивости фирмы, а последний - оценку ее кредитоспособности. Второй раздел отчета содержит сведения, полученные от поставщиков фирмы, относительно аккуратности в оплате счетов и о максимальном кредите, полученном в течение года. Третий раздел включает последний баланс и информацию о продажах и прибыльности фирмы (если она имеется). Четвертый раздел показывает обычный размер остатка на депозитном счете и платежи по ссудам. В пятом разделе содержатся данные о руководителях и владельцах фирмы. В последнем разделе подробно охарактеризованы род деятельности фирмы, ее клиентура и производственные мощности.

Помимо указанных отчетов, «Dan & Bradstreet» публикует еще несколько видов документов. Один из самых полезных - «Отчет о ключевых финансовых статьях» - содержит значительно более подробную информацию о фирме. Кроме «Dan & Bradstreet», имеется еще несколько кредитных бюро, именуемых специальными коммерческими агентствами. Обычно они ограничиваются одной отраслью или видом деятельности.

Иногда банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей интересующей фирмы. Поставщики могут снабдить информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и удержаниях со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями фирмы позволяют банку получить информацию о качестве ее продукции, надежности обслуживания и количестве рекламаций на ее товар. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работниках.

Еще одним источником сведений является служба взаимного обмена кредитной информацией при национальной ассоциации управления кредитом - организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как аккуратно платит фирма? Однако в информации содержатся только факты, но отсутствует анализ, объяснение или какие либо рекомендации.

Другими источниками информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т.д. Некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы, однако такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.

В практике Российских банков в качестве источников сведений используются: данные бухгалтерских отчетов, данные оперативного учета, бизнес - план, сведения из других банков, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информация поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам.

При обращении в банк за получением кредита заемщик - юридическое лицо после прохождения первичного собеседования получает список документов, необходимых для получения кредита.

Обычно предоставляются: заявка на получение кредита, документы, подтверждающие правоспособность клиента, ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера, комплект документов, характеризующих финансовое состояние клиента, документы по обеспечению кредита, другие документы. В качестве дополнительной информации о клиенте могут выступать: сведения по кассе предприятия с указанием оборотов и средних остатков денежных средств, сведения о наличии сырья и остатков готовой продукции на складе, сведения по ожидаемым контрактам и т.д.

Правильно собранная, полная и объективная информация о клиенте очень важна при формировании мнения банка о нем, анализе финансового состояния клиента, определении его потенциальных возможностей. Она служит основой для расчета основных показателей анализа кредитоспособности заемщика банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.