Рефераты. Механизм безналичных расчетов, используемых коммерческими банками

p align="left">Коэффициент доступности платежной системы Банка России в настоящее время в среднем составляет более 99,8%. Вероятность задержки расчетов в БЭСП из-за сбоев в системе при обмене информацией между Банком России и его клиентами не превышает 0,2%.

Таким образом, есть все основания утверждать, что система БЭСП уже выполняет свою основную задачу - перевод в реальном времени срочных и крупных сумм платежей.

Расчеты в системах ВЭР и МЭР платежной системы Банка России осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России и условиями договоров, заключаемых с клиентами Банка России.

В частности, особенности осуществления ВЭР, за исключением ВЭР Московского региона, определяются территориальными учреждениями Банка России и оформляются заключаемыми с клиентами Банка России договорами.

Регламенты осуществления расчетов в системах ВЭР и МЭР устанавливаются территориальными учреждениями Банка России по местному времени с учетом изменений, связанных с внедрением системы БЭСП.

В системах ВЭР во всех территориальных учреждениях Банка России, за исключением Московского региона, осуществляется непрерывная обработка платежей. В Московском регионе проводится, в основном, многорейсовая и, в ряде случаев, непрерывная обработка платежей.

Платежи через системы ВЭР занимают значительную долю в общем количестве и объеме платежей, проводимых через платежную систему Банка России, при этом наибольшая их часть проводится в Московском регионе.

В системе МЭР платежи проводятся в течение дня, за исключением расчетов между регионами, расположенными в удаленных часовых поясах, которые осуществляются не позднее следующего дня.

В качестве расчетных документов в системе МЭР используются платежные поручения.

В 2008 году участниками ВЭР и МЭР являлись 630 учреждений Банка России, или 99,7% от общего их количества [33].

2.3 Безналичные расчёты в РФ за 2008 год

В 2008 году в развитии платежной системы России сохранялись позитивные тенденции, связанные с повышением эффективности ее функционирования.

Количество учреждений банковской системы, предоставляющих платежные услуги, увеличилось за год на 5,4% и на 1.01.2009 составило 43,3 тыс. единиц. Рост их числа в расчете на 1 млн. жителей с 289 на 1.01.2008 до305 учреждений на 1.01.2009 свидетельствовал о расширении доступности платежных услуг банковской системы. В институциональной структуре банковского сектора произошли существенные изменения. За 2008 год число операционных офисов кредитных организаций выросло более чем в 3 раза при незначительном увеличении количества дополнительных офисов (на 12,1%) и филиалов кредитных организаций (на 0,4%). Рост привлекательности операционных офисов по сравнению с другими организационными формами предоставления банковских услуг обусловлен, прежде всего, упрощенным порядком их регистрации и достаточно широким перечнем осуществляемых банковских операций.

Количество трансакционных счетов, открытых в кредитных организациях физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, увеличилось за 2008 год на 11,0% и на 1.01.2009 составило 467,8 млн. счетов. В их составе преобладали счета физических лиц, доля счетов юридических лиц не превышала 2%. К концу 2008 года на одного человека в среднем приходилось 3,3 трансакционного счета (годом ранее -- 3,0 трансакционного счета).

В условиях активного внедрения в деятельность российских банков современных информационных и коммуникационных технологий развитие рынка платежных услуг характеризовалось дальнейшим повышением клиентского спроса на услуги по дистанционному управлению счетами. С начала года количество счетов, к которым был предоставлен дистанционный доступ, выросло на 40,2%, и на 1.01.2009 их доля в общем количестве счетов, по которым в отчетном году проводились платежи, увеличилась до 31,0% (на 1.01.2008 она составляла 25,3%). В их числе отмечен значительный рост количества счетов, доступ к которым осуществлялся с использованием мобильных телефонов (в 2,0 раза), а также интернет технологий (в 1,6 раза).

По сравнению с 2007 годом количество и объем безналичных платежей, проведенных в 2008 году через платежную систему России, выросли на 13,3 и 18,3% соответственно и составили 2,8 млрд. трансакций на сумму 882,3 трлн. рублей. Ежедневно осуществлялось в среднем 11,2 млн. платежных трансакций на сумму 3,5 трлн. рублей (в 2007 году -- 9,9 млн. трансакций на сумму 3,0 трлн.рублей).

Частными платежными системами за год проведено 1,8 млрд. платежей на сумму 366,1 трлн. рублей, из них 71,4% от общего количества и 46,9% от общего объема приходилось на платежи внутри одного подразделения кредитной организации; 23,4 и 36,9% - на межфилиальные расчеты; 5,2 и 16,2% - на расчеты через корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в других кредитных организациях.

Расчеты на рынке ценных бумаг в основном обеспечивались небанковскими кредитными организациями -- Расчетной палатой ММВБ и Расчетной палатой РТС. Объем операций по счетам участников крупнейшего расчетного центра ОРЦБ - Расчетной палаты ММВБ - за 2008 год увеличился по сравнению с 2007 годом на 36,5% и составил 168,6 трлн. рублей.

Преобладающей формой безналичных расчетов в 2008 году оставались расчеты, совершаемые с использованием платежных поручений (55,0% от общего количества и 96,9% от общего объема платежей). По сравнению с 2007 годом их количество увеличилось на 11,4% и составило 1,2 млрд. трансакций, а объем платежей -- на 3,3% (до 527,8 трлн. рублей). Невысокий прирост объема платежей был обусловлен уменьшением средней суммы трансакции с 458,4 до 425,1 тыс. рублей (на 7,2%). В 2008 году активнее использовались инкассовые поручения, платежные требования, аккредитивы и чеки. Прирост количества платежей с применением данных платежных инструментов составил 30,3%. Однако в общем объеме платежей их доля была по-прежнему незначительной.

В сфере розничных платежей доминировали наличные деньги. При этом более половины общего объема поступлений наличных денег в кассы структурных подразделений Банка России и кредитных организаций обеспечили операции, связанные с оплатой потребительских товаров (33,9%) и услуг (9,3%), покупкой иностранной валюты (8,3%) и приобретением недвижимости (1,7%).

В 2008 году наиболее динамично развивающимся сегментом рынка розничных банковских услуг являлись переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета. Клиентами кредитных организаций было совершено 813,5 млн. таких переводов на сумму 2,6 трлн. рублей. Относительно 2007 года их количество увеличилось на 12,8%, а объем -- на 20,8%. В адрес физических лиц было направлено 19,9% общего объема переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, в адрес юридических лиц -- 80,1%.

В связи с изменениями в банковском законодательстве кредитные организации получили возможность развивать агентские отношения с коммерческими организациями в части переводов денежных средств физических лиц без открытия банковского счета в целях оплаты за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги. В 2008 году объем таких переводов составил около 80 млрд. рублей.

Активно развивался рынок платежных карт. За 2008 год количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, выросло на 15,2% и составило 119,2 млн. карт.

Вместе с тем, несмотря на значительный объем эмиссии банковских карт (на каждого жителя Российской Федерации на 1.01.2009 приходилось 0,8 карты), доля карт, с использованием которых осуществлялись операции, составляла менее 50%.

На территории Российской Федерации в 2008 году с использованием платежных карт было совершено 2,1 млрд. операций на сумму 9,1 трлн. рублей, из них операции по снятию наличных денег составили 76,2% по количеству и 88,9% по объему, платежи за товары и услуги - 23,4 и 9,7%, прочие операции - 0,4 и 1,4%. Значительные темпы прироста платежей за товары и услуги (42,0% - по количеству и 51,1% - по объему) напрямую связаны с развитием инфраструктуры по приему карт к оплате. На 1.01.2009 количество устройств, используемых при оплате товаров и услуг, составило 458,3 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 45,6%.

Расширяется применение дистанционного банкинга. Так, безналичные розничные платежи физических лиц, проведенные по банковским счетам на основании распоряжений, переданных в кредитную организацию с использованием сети Интернет и мобильных телефонов, характеризовались наиболее высокими темпами прироста. Количество таких платежей в 2008 году увеличилось на 70,6% и составило 20,0 млн. трансакций, а объем вырос на 65,3% и составил 474,1 млрд. рублей [29].

Глава 3. Проблемы и перспективы развития безналичной системы расчётов

3.1 Проблемы в системе безналичных расчётов

В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

Для коммерческих банков расчеты - один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около 2/3 всего операционного времени работы банков.

Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности.

На сегодняшний день перед системой безналичных расчетов Российской Федерации стоят следующие проблемы: скорость совершения платежей, проблема задержки расчетов, проблема использования аккредитивов во внутрироссийских расчетах, проблема вексельного обращения, создание специальной банковской почты, защита межбанковских переводов от несанкционированного доступа и т.д.

Рассмотрим основные из них.

Значительной проблемой является задержка расчетов банками, РКЦ, предприятиями. Эти задержки связаны с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией. Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте также иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, по поступившим через РКЦ на счет предприятия средства банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия [10, с.55].

Проблема вексельного обращения в нашей стране главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база. Кроме того проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.