Все акты, расчеты и другие документы, на основании которых произведена выплата страхового возмещения, погашаются соответствующим штампом страховщика с указанием даты выплаты. Если в документах сделаны исправления, они должны быть оговорены, заверены лицами, составлявшими эти документы, и скреплены печатью страховщика.
К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах этой суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за нанесенный ущерб. Поэтому, если в документах компетентных органов указано виновное в причинении ущерба лицо, страховщик может в порядке суброгации обратиться с иском к этому лицу.
Деятельность аварийного комиссара, как составная часть работы по урегулированию убытков по договору имущественного страхования. С целью сбора всей информации для наиболее полного и быстрого осуществления страховой выплаты, страховой практикой выработан в течение столетий особый механизм, который называется аварийным комиссарством. Деятельность аварийного комиссара заключается в установлении причин, характера и размера убытка по застрахованному имуществу (такие действия аварийного комиссара зачастую именуются расследованием страхового случая или страховым расследованием), документальном оформлении страхового случая и подготовке материала для рассмотрения заявления страхователя о страховой выплате (такое заявление страхователя традиционно именуют претензией).
В обязанности аварийного комиссара входит:
провести осмотр поврежденного имущества;
расследовать обстоятельства наступления страхового случая;
принять меры к спасанию имущества и уменьшению убытков;
сделать заключение, относится ли данное событие к страховому случаю, т.е. подлежит ли оно страховой защите;
провести, если это возможно, оценку ущерба;
собрать все относящиеся к событию документы;
обеспечить страховой компании возможность предъявления в порядке суброгации иска к лицам, ответственным за наступление страхового случая.
1. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.92 №4015-1 (ред. от 25.04.02) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.02).
2. Гвозденко А.А. Основы страхования. - М.: «Финансы и статистика», 2000. - 300с.
3. Шахов В.В. Страхование. - М.: Страховой полис ЮНИТИ, 2003. - 382 с.
4. Юрченко Л.А. Финансовый менеджмент страховщика. - М.: Юнити, 2001.
8. Страхование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» /Под. Ред. В.В. Шахова, Ю.Т. АХВЛЕДИАНИ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 511с.
9. Гвозденко А.А. Основы страхования. - М: «Финансы и статистика», 2000.-304 с.
10. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. - М.: «Финансы и статистика», 2000. - 184 с.
11. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В. Н. Страховое дело. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 384 с.
12. Бирюков В. Рынок на пороге перемен. Русский полис. 2001. - №12. - с. 54-55.
13. Зубец А.Н. Качество страхового продукта. Страховое ревю. 2000. - №7.-с. 31-33.
14. Лайков А.Общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка и поиск путей стимулирования платежеспособного спроса на страхование. Страховое дело. 2001. - №3 с. 10-17.
15. Лукинов А. Основные тенденции в развитии страхования в 3-м тысячелетии. Страховое дело. 2000. - №3 с. 54-55.
16. Мишева И. Сегментирование в страховании. Страховое ревю. 2001. -№10.-с. 37-41.
Обязательное страхование в России
Объектами обяз.страхования могут быть жизнь, здоровье, имущество и гражданская ответственность. Обязательное государственное страхование осуществляет-ся как за счет бюджетных средств, так и за счет лиц, на которых по закону возло-жена обязанность страхования.
1. Обяз.пенсионное страхование - страховщиком является гос-й Пенсионный Фонд РФ, страхователями являются юрид-е и физич-е лица - работодатели. За-страхованные лица - граждане РФ. Основным источником дохода Фонда являет-ся взносы работодателей. Общая ставка 20%, при базе начисления не превышаю-щей 280 т.р. в год. Страховая часть трудовой пенсии для лиц 1967 г.р. и моложе рассчитывается по ставке 10%, накопительная - 4%, до 280 т.р. в год. Для лиц старше 1967 г.р. страховая часть - 14%, накопительная отсутствует. В доходы ПФ кроме обязательных взносов поступают средства федерального бюджета, направленные через ПФ на целевое финансирование выплаты базовых пенсий, пенсии военнослужащим, инвалидам, добровольные взносы юрид-х и физ-х лиц.
2. Обяз.медицинское страхование - страховщиком является страховые медицинские организации, имеющие государственную лицензию на право проведения такого вида страхования, страхователем выступает работодатель и органы гос-й испол-й власти для неработающего населения. Участниками явля-ются ТФОМС и ФФОМС, медиц.учреждения и застрахованные лица. Основным источником являются страховые взносы работодателей. Ставка ФФОМС - 1,1% (0,8%), ТФОМС - 2%.
3. Обяз.социальное страхование - страховщиком является ФСС. Страховым случаем является:
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,27%)
- временная нетрудоспособность
- беременность и роды
- ранние сроки беременности
- рождение ребенка
- уход за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
- погребение.
Источники образования доходов фонда - страховые взносы работодателей, ЕСН в части направленной на ФСС ставка 2,9% (3,2%) до 280 т.р., доходы от инвести-ций части временно свободных средств, добровольные взносы граждан и юриди-ческих лиц.
4. Обязательное страхование пассажиров от несчастного случая (воздушного, же-лезнодорожного, морского, внутриводного, транспортного). Страховая сумма - 120 МРОТ, размер страхового тарифа устанавливается страховщиками по согла-сованию с соответствующими транспортными министерствами и утверждается органами страхового надзора.
5. Обязательное страхование нотариусов, страховая сумма 100 МРОТ.
6. Государственное личное страхование сотрудников военнослужащих и работ-ников гос-й противопожарной службы. Страховой случай - смерть сотрудника при исполнении служебных обязанностей, за счет федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения гос-й противопожарной службы. В случае смерти сотруд-ника - 10 лет денежного содержания с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Увечья - 5 лет.
7. Страхование физических лиц (вкладов) в банках РФ. Страховой случай - отзыв у банка лицензии ЦБ-м на осуществление банковских операций, введение мони-торинга на удовлетворение требований кредиторов банка, возмещение вкладов вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, но не более 100 т.р. Ставка страховых взносов не может превышать 0,15% расчетной базы за последний расчетный период.
8. Обяз.страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - страховой случай - причинение в результате ДТП в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязан-ность страховщика произвести страховую выплату. Страховая сумма не более 400 т.р.
9. Страхование жизни и здоровья сотрудников службы судебных приставов, рядового и начальствующего состава ОВД, граждан призванных на военную службу.
Страхование: место и роль в финансовой системе государства
1. Страхование обеспечивает восстановление разрушений ячейки общества, разрушений ячейки общественного воспроизводства и непрерывности всего воспроизводственного процесса.
Специфичность категории страховой защиты обуславливается тремя основными признаками:
- случайный характер наступления неблагоприятного события (страхования жизни)
- чрезвычайность нанесенного ущерба, которая характеризуется натуральными и денежными измерителями
- объективная необходимость предупреждения последствий неблагоприятных событий и возмещение материального и иного ущерба.
Понятие страховой защиты тесно связано с понятием страхового фонда, источни-ком формирования которого являются:
- часть национального продукта (прибыль)
- часть необходимого продукта (заработная плата населения).
К страховому фонду относятся:
- государственный резервный фонд
- фонд страховой компании
- резервный фонд предпринимателя, который образуется в процессе самострахо-вания
- фонд взаимного страхования
2. Наличие особых рисков в рыночной экономике.
В экономике рыночного типа страхование выступает с одной стороны средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой стороны - коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Страхование служит важным фактором стимулирования хозяйственной активности в условиях рыночной экономики, создает для всех участников равные права, дает сильные психологические мотивации в коммерческой деятельности, стремление получить выгоду, желание рискнуть, проверить себя.
3. Страхование способно замещать некоторые гос.социальные программы, снижая нагрузку на гос.бюджет. Современное гос-во широко использует категорию страхования в форме социального страхования и пенсионного обеспечения для общественной страховой защиты граждан на случай болезни, потери трудоспособности, потери кормильца, наступления смерти.
4. Страхование способствует перераспределению рисков между экономическими субъектами и возмещению убытков за счет накопления. Страхование позволяет повысить эффективность экономики в целом и отдельных предприятий.
5. В условиях дефицита и инвестиционных ресурсов привлечение с помощью страховых технологий сбережения население может стать существенным элементом госуд-й, финансовой политики и способствовать снижению внешних заимствований.
Налоговая система РФ и основные направления ее реформирования
Под налоговой системой понимается совокупность нормативно-правовых и законодательных актов, регулируемых правоотношения между субъектами налоговых отношений по поводу возникновения, исполнения, прекращения налоговых обязательств.
Налоговая система рассматривается как совокупность налогов и сборов, установ-ленных законодательными актами и регулирует порядок исчисления и взимания налогов.
Налоговое администрирование является одним из основных инструментов гос-ва в сфере налоговых правоотношений для достижения целей в политике конкрет-ного периода.
Система налогообложения характеризует совокупность процессов, результатом которых является формирование конкретных налоговых доходов бюджета и др. денежных фондов гос-ва. В свою очередь налоги обеспечивают возможность финансирования общественных нужд и регулирование экономики. В этом состо-ит гл.функция и гл.задача налогообложения любого гос-ва.
Российская налоговая система прошла несколько этапов своего развития:
1. 1992-98гг. - этап становления
Основным док-м, регулирующим налоговые правоотношения являлся закон РФ 1991г. «Об основах налоговой системы», который устанавливал совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории РФ. Кроме этого, порядок исчисле-ния и уплаты каждого налога регулировался отдельными законами (по налогу на прибыль, НДС, на добавленную стоимость). Высокий уровень инфляции и струк-турные изменения в экономике страны (приватизация) обуславливали нестабиль-ность налогового законодательства (появление новых и отмена старых налогов). Практика показала необходимость координарной перестройки бух.учета с учетом рыночных отношений и формирующейся налоговой системы.
Одним из недостатков налоговой системы этого периода являлся ярко выражен-ный фискальный хар-р, что обусловляло постоянный рост налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков и разрастанию теневой экономики.
Многочисленные поправки, вносимые в налоговое законодательство служили способом латания дыр бюджета, решали лишь отдельные вопросы и не меняли ее основ. Характерным элементом считалось большое кол-во «оборотных налогов», которые привязывались к объему выручки, неоднозначное толкование многочис-ленных нормативных актов, многочисленность льгот, а также безнаказанность за невыполнение налоговых обязательств. Система налогообложения в большей степени становилась тормозом экономического развития страны.
2. Становление налоговой системы - связано со вступлением с 1 янв. 1999 г. ч.I НК РФ, и ч.II - с 1 янв. 2001г.
В связи с принятием данных конституционных законов наступил новый этап формирования налоговой системы РФ. НК стал регламентировать организационный порядок функционирования налоговой системы, что означало качественную перестройку налогообложения в РФ. Часть I (общая) НК формирует базовые моменты налогообложения:
- состав и структуру налогового законодательства
- условия его применения и согласованность с др. отраслями права и нормативно-правовыми актами
- дает определение налогов и сборов
- принципы деления на федеральные, региональные и местные, устанавливает их перечень.
В данной гл. обозначены участники налоговых правоотношений, закреплены их права и обязанности, виды налоговых правонарушений и меры ответственности.
Часть II НК (специальная) - фактически является сводом федеральных Законов, каждый из которых расписывает порядок исчисления и взимания того или иного налога (2001г - НДС, акцизы, ЕСН. С 2002г - налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых. С 2003г - транспортный налог. С 2004г - налог на игорный бизнес, налог на имущество. С 2005 - зем.налог, госпошлина).
Начиная с 2001 г. в соответствии с ч.I НК формируется четкая налоговая система путем включения в ч. II НК отдельных глав, регламентируемых порядок исчисления налога.
3. Становление еще не завершено. В настоящее время на территории РФ установ-лено и взимается 15 видов налогов и сборов: 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных. Местные - налог на имущество физ.лиц, земельный налог. Региональные - транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес. Остальные - федеральные. Налоговая политика гос-ва на совре-менном этапе хар-ся сокращением кол-ва уплачиваемых налогов, упращением процедуры исчисления и изъятия, уплаты, а также снижением налоговых ставок. Данные мероприятия приводят к расширению налоговой базы, возврату капитала из России, способствует экономическому росту и улучшению иных макропоказателей страны. При этом, одной из основных задач гос-ва является усиление администрирования налогов (контроль за полнотой привлечения к уплате налогов, правильности его исчисления и своевременности уплаты).
Приоритеты налоговой политики в процессе экономических реформ в РФ 69
С введением в 19991г. налоговой системы, предполагалось ограничить стихий-ность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции. Но эта налоговая система оказалась крайне несовершенной в силу множества причин, и прежде всего - отсутствия единой законодательной и нормативной базы налогообложе-ния, чрезмерно жестких норм ответственности за нарушение налогового законо-дательства, большого количества налогов, достаточно высокой налоговой нагрузки.
Необходимость реформирования сложившейся налоговой системы России была очевидной.
НК, введенный в действие с 1 янв. 1999г. должен был решить следующие задачи:
1. Построение стабильной, единой для всей РФ налоговой системы
2. Развитие налогового федерализма
3. Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижения баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства
4. Снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов
При совершенствовании налоговой системы РФ необходимо учитывать, что воз-действие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно, проявля-ется с некоторым опозданием, т.к. осуществляется через участие гос-ва в распре-делении и перераспределении ВВП. С помощью налогового регулирования гос-во создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения НТП отраслях.
Снижение налоговых ставок должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательской активности, что приведет к росту производитель-ности труда и увеличению выпуска продукции. Все это будет способствовать увеличению гос-х доходов, сдерживанию роста цен и инфляции, выходу на свет теневой экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4