Рефераты. Международные товарные биржи: организационная структура и функции

p align="left">5. Стабилизируя цены на ограниченный список сырья и товаров, биржи стабилизируют и издержки на производство других, не только биржевых товаров.

6. Стабилизация денежного обращения и облегчение кредита.

Биржа увеличивает емкость денежного обращения, т.к. она представляет собой сферу максимальной ликвидности товаров. Биржа - одна из важнейших сфер приложения ссудного капитала, поскольку она предоставляет надежное обеспечение ссуд и сводит риск к минимуму.

7. Урегулирование всевозможных споров и разногласий между сторонами -арбитражная деятельность.

В процессе биржевых торгов в силу самых разных причин (ошибка, попытка обмана и т.д.) возможны случаи возникновения спорных ситуаций между участниками биржевой торговли, которые по своему характеру могут быть разрешены непосредственно только на бирже и ее соответствующим нейтральным органом. Обычно это третейский суд или арбитраж.

8. Формирование и функционирование мирового рынка. Современная товарная биржа в этом моменте соединяет функционирование товарной, фондовой и валютных бирж.

9. Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебаний цен. Для этого на бирже используются специальные виды сделок и механизмы их заключения. Выполняя задачу страхования участников биржевого торга, биржа не столько организует торговлю, сколько ее обслуживает. Биржа создает условия для того, что бы покупатели и продавцы реального товара по своему желанию могли бы одновременно принимать участие в соответствующих биржевых торгах в качестве клиентов или участников. Это повышает доверие к бирже, привлекает к ней рыночных спекулянтов, увеличивая число торгующих как непосредственно, так и через посредников.

10.Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов, а именно:

-организация биржевых торгов

-разработка правил биржевой торговли

-материально-техническое обеспечение торгов

-квалифицированный аппарат биржи

Для организации торгов биржа прежде всего, должна располагать хорошо оборудованные “рыночным местом” (биржевым залом), которое могло бы вмещать достаточно большое количество продавцов и покупателей, ведущих открытый биржевой торг. Использование современных электронных средств связи не требует физического присутствия торгующих в зале, а позволяет вести торговлю через электронные компьютерные терминалы. Но и в этом случае биржа призвана обеспечить высокоэффективную систему электронной торговли.

Организация требует от биржи разработки и соблюдения строгих правил торговли, т.е. норм и правил поведения участников торга в зале.

Материально-техническое обеспечение торгов включает оборудование биржевого зала рабочих мест участников торга, компьютерное обеспечение и т.д.

11.Разработка биржевых контрактов, которая включает:

-стандартизацию требований к качественным характеристикам биржевых торгов

-стандартизацию размеров партий товаров

-выработку единых требований к расчетам по биржевым сделкам.

Биржа устанавливает жесткие требования к тем товарам, которые допускаются к биржевым торгам. На основе этих требований разрабатываются биржевые стандарты, которые учитываются производителями и потребителями на товарных биржах.

12.Гарантирование выполнения сделок достигается посредством биржевых систем клиринга и расчетов. Для этого биржа использует систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств участников торгов, а также организует их исполнение.

13.Информационная деятельность биржи.

Важнейшей функцией биржи являются сбор и регистрация биржевых цен с последующим их обобщением и публикацией, предоставление клиентам, различным другим заинтересованным организациям, на международный рынок информации о наличии товаров по образцам и пробам обычно на основе сложившихся биржевых стандартов, ее публикация в газетах, журналах, информационных агентствах.

Котировка цен является одной из главных функций товарной биржи. Проследим, как происходит этот процесс на простом примере.

Допустим, у нас есть двадцать производителей и сто покупателей определенного товара, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хозяйственных связей. Каждый потребитель самостоятельно связывается с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться.

Те же двадцать производителей и сто потребителей представляют в концентрированном виде свой спрос и предложение на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляется их базис, который соответствует в принципе уровню общественно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры.

Процесс котировки очень трудоемок и требует учета самых различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.

Прежде всего, товары необходимо котировать в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими технологическими и другими характеристиками.

Необходимо копировать только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список, - базу биржевого бюллетеня.

При котировке по возможности исключаются цены, не отражающие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение, она должна быть исключена. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки.

При котировке следует выделить минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты. Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелкооптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждой из них.

При котировке учитываются и условия расчета по сделкам: на наличный товар или на срок.

На уровень цен, а следовательно, и на котировку, влияет такое обстоятельство, как статус контрагентов. У государственных предприятий и организаций обычно ниже, чем у кооператоров и частных лиц.

Существует еще целый ряд правил биржевой котировки, учитывающих действие на тех или иных факторов. Например, определение конъюктуры рынка. Оно основывается на трех характеристиках: первая - соотношение спроса и предложения на каждый товар; вторая - тенденции движения цен, т.е. динамика цен на каждый товар в течении данного периода биржевых торгов; третья - количество совершенных сделок.

На современных фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бирже через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции.

3. Товарные биржи в современной России

3.1 Специфика первых российских бирж

Возрождение биржевой торговли в современной России на-чалось в июле 1990 г., когда была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многим казаться спасительным выходом из сложной ситуации. В ре-зультате в 1990--1991 гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более 800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандар-тов название «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них. Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.

Многие организации того периода, называвшие себя бир-жами, не соответствовали обязательным признакам данного организованного рынка. Так, у некоторых отсутствовало четкое расписание торгов, проводившихся нерегулярно. В ассортимен-те многих присутствовали наряду с классическими биржевыми товарные группы другого профиля, включавшие как товары на-родного потребления, так и машины, и оборудование. Бирже-вые контракты не были стандартизованы по объему и некото-рым другим условиям, а порядок формирования цен не позво-лял назвать их биржевыми котировками.

Биржи в тот период создавались по всей России, но больше всего их было в Москве. Создавались они по инициативе пред-приятий, а также местных органов власти как альтернатива прошлой системе централизованного снабжения. Учредители этих бирж стремились с максимальной выгодой для себя ис-пользовать преимущества биржевой торговли, поэтому все биржи того периода в отличие от зарубежных регистрировались как коммерческие организации.

Используя несовершенство российского законодательства, многие учредители смогли получить для своих бирж сущест-венные льготы, а себе -- необоснованные преимущества. Так, зачастую учредители записывали за собой до 30% капитала биржи (на зарубежных биржах обычная доля учредителей не превышает 5%) либо распределяли между собой большую часть голосующих акций. Некоторые учредители оговаривали в дого-воре право на фиксированный дивиденд в определенном раз-мере, права на открытие большого количества брокерских кон-тор и др. Эти многочисленные конторы, созданные учредителями, не занимались биржевыми операциями, а сдавались в аренду либо продавались с большой прибылью, что позволило многим специалистам в области биржевой торговли с иронией говорить о создании нового «биржевого» товара -- брокерской конторы.

Поскольку навыки биржевого дела в то время в России бы-ли позабыты, каждая биржа в организации торговли шла своим путем, формируя как структуру и штат специалистов, так и правила торговли. Учитывая, что определяющую роль в мире в этот период играли американские и английские биржи, разра-ботка биржевой терминологии сопровождалась заимствованием по преимуществу английских терминов. Так, традиционное на-звание посредника на биржах дореволюционной России -- маклер -- сменилось на более привычное нашему времени по-нятие брокера, а маклером часто называли специалиста, веду-щего биржевые торги. За сменой названия на самом деле стоя-ло более существенное различие: маклер в дореволюционной России имел свое звание пожизненно и персонально утвер-ждался в этом звании министром, тогда как для брокеров была предусмотрена в лучшем случае внутрибиржевая аттестация. Таким образом, официальный статус маклера стал главным от-личием его положения от современного российского брокера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.