Рефераты. Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг

Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг

Негосударственное образовательное учреждение

«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ»

Кафедра «Финансы и кредит»

Допустить к защите

Заведующая кафедрой

________проф. Николаева И.П.

«____»_______________200__г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

на тему:

«Мобилизация предприятием финансовых ресурсов путем эмиссии ценных бумаг»

Выполнил:

Студент группы ФЗс-16

Карпов Андрей Николаевич

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Бабич Ирина Сергеевна

МОСКВА 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение
  • Глава I. Эмиссия ценных бумаг с целью образования финансовых ресурсов
  • 1.1 Методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности
  • 1.2 Методы эмиссии ценных бумаг
  • 1.3 Специфика эмиссии акций
  • 1.4 Выход компании на фондовую биржу
  • Глава II. Анализ практики использования ценных бумаг для обеспечения финансовой деятельности предприятия
  • 2.1 Специфика банка как эмитента на примере ОАО «Банк ВТБ»
  • 2.2 Анализ проспекта эмиссии.
  • 2.3 Влияние на капитализацию Банка ВТБ выпуска ценных бумаг
  • Заключение
  • Список литературы:
  • Приложения

Введение

С развитием рыночных отношений появилось множество новых способов для финансирования инвестиционных проектов, теоретически расширились возможности по привлечению средств. В то же время многие российские компании лишились прежних источников финансирования; так, например, государственная поддержка предприятий в настоящее время сведена к минимуму.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в настоящее время для российских компаний многие источники, широко используемые компаниями в странах с развитой рыночной экономикой, продолжают оставаться недоступными вследствие высокой стоимости привлечения данных источников, либо наличия инвестиционных ограничений. Организации сталкиваются с необходимостью поиска приемлемого источника финансирования, при этом важными моментами являются ограничения, которые имеют место при использовании того или иного способа финансирования, и стоимость привлекаемых ресурсов.

Одним из способов мобилизации ресурсов предприятия и привлечения дополнительных средств является эмиссия ценных бумаг. Предприятия, имеющие высокоэффективные инвестиционные проекты, но не обладающие достаточными для их реализации средствами и возможностями заимствования, могут предложить владельцам увеличить собственный капитал предприятия. Способ, каким в рыночной экономике предприятие может привлечь дополнительное количество собственного капитала, зависит от его организационно-правовой формы. Но в любом случае, собственный капитал -- это капитал, предоставляемый в собственность предприятия как юридического лица его старыми или вновь привлекаемыми владельцами и акционерами.

Цель дипломной работы: рассмотреть отечественную практику привлечения денежных средств при помощи эмиссии ценных бумаг.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- Рассмотреть методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности;

- подробно рассмотреть методы эмиссии ценных бумаг;

- определить специфику эмиссии акций;

- рассмореть особенности выхода компаний на фондовую биржу;

- разобрать специфику банка как эмитента на примере ОАО «Банк ВТБ»;

- проанализировать проспект эмиссии акций;

- оценить влияние на капитализацию Банка ВТБ выпуска ценных бумаг.

Поставленные задачи определили логику и структуру дипломной работы.

В первой главе будут определены будут рассмотрены методы мобилизации финансовых ресурсов предприятия, проанализированы их преимущества и недостатки, более подробное внимание остановится на способе эмиссии ценных бумаг и выходе компании на фондовый рынок.

Во второй главе будет рассмотрен способ мобилизации ресурсов предприятия на примере IPO Открытого акционерного общества «Банк ВТБ».

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений; к работе прилагается список литературы.

Глава I. Эмиссия ценных бумаг с целью образования финансовых ресурсов

1.1 Методы мобилизации финансовых средств предприятия для финансирования своей деятельности

Термин «финансовые ресурсы» в экономической литературе имеет различные толкования. Приведем наиболее полное: «Финансовые ресурсы предприятия -- это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений».

Основными элементами финансовых ресурсов предприятия являются: уставный фонд, амортизационный фонд, специальные фонды целевого назначения неиспользованная прибыль, кредиторская задолженность всех видов, ресурсы, полученные из централизованных и децентрализованных фондов и другие.

Структура финансовых ресурсов определяется источниками их поступления. Как известно, для финансирования своей деятельности предприятие может использовать три основных источника средств Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент. М.: Экономика и управление, 2007. - C. 45:

- Собственную нераспределенную прибыль;

- Увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций;

- Привлечение средств внешних инвесторов способами отличными от допэмиссии (выпуск долговых ценных бумаг, получение банковских ссуд и т.п.).

Чаще всего первый источник является приоритетным -- в этом случае вся заработанная прибыль, а также прибыль потенциальная принадлежит существующим владельцам предприятия. В случае привлечения второго и третьего источников частью прибыли приходится жертвовать.

В то же время, жертвуя часть прибыли, собственники (акционеры) компании, как это ни парадоксально звучит, имеют возможность увеличить свои доходы. В этом и заключается основное преимущество долгового финансирования. Эту ситуацию возможно проиллюстрировать с помощью модели Экономической Прибыли.

EV = IC*(ROIC-WACC),

где EV -- экономическая прибыль,

IC -- инвестированный капитал,

ROIC -- рентабельность инвестированного капитала,

WACC -- взвешенная стоимость капитала.

Таким образом, привлечение внешних источников финансирования вполне оправдано в случае, если взвешенная стоимость этого привлечения ниже рентабельности инвестированного капитала.

Практика крупных отечественных компаний показывает, что большинство из них неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики. Они предпочитают рассчитывать на собственные возможности, т. е. на развитие предприятия главным образом за счет реинвестирования прибыли. Причин тому несколько.

Во-первых, дополнительная эмиссия акций -- весьма дорогостоящий и протяженный во времени процесс (расходы могут составлять 5% номинала общей суммы выпущенных ценных бумаг). К примеру, расходы банка ВТБ при проведении IPO в 2007 году составили порядка 4 млрд руб. при привлеченных 7,98 млрд долл. (около 1,6%); dв том же году Сбербанк выделил на организацию SPO на порядок меньше - около 270 млн. рублей, при этом привлек порядка 8,8 млрд.долл. http://www.finansmag.ru/ - «Финанс.». Деловой журнал.

Во-вторых, к отрицательным моментам можно отнести необходимость отказаться от существующего «расклада сил» в управлении компании и более или менее значительную уступку контроля над ее деятельностью.

Так же, эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций эмитента. Исследование, проведенное американскими специалистами, показало, что для 80% компаний из сделанной в процессе обследования выборки дополнительная эмиссия акций сопровождалась падением их рыночной цены, причем совокупные потери были достаточно велики -- до 30% общей цены акций, объявленных к выпуску.

К примеру, в конце января 2010 года крупнейший в мире производитель глинозема и алюминия "Русал" провел долгожданное IPO на Гонконгской бирже, а также вторичный листинг глобальных депозитарных акций (GDS) на бирже Euronext в Париже. В результате размещения "Русал" привлек 2,24 млрд долл. К марту акции на Гонконгской фондовой бирже подешевели более чем на 40% с момента размещения, снизив рыночную капитализацию компании. http://www.quote.ru/ - quote.rbc.ru. Котировки - Акций, Облигаций. Прогнозы цен. Биржи. Анализ рынков.

К способам привлечения средств внешних инвесторов, отличными от дополнительной эмиссии, можно отнести:

- Долговые ценные бумаги,

- Банковские кредиты и лизинг.

Отечественные предприятия имеют достаточный опыт в использовании банковских ссуд как инструмента краткосрочного финансирования деятельности. Что касается опыта взаимоотношений с банками как источниками капитала, то здесь дело обстоит гораздо хуже.

Банки после кризиса 1998 года, при отсутствии высокодоходных спекулятивных инструментов и на фоне постоянного снижения ставки рефинансирования со стороны ЦБ, все большее внимание начинали уделять реальному сектору экономики.

При этом предприятия расширяют производство и остро нуждаются в заемных ресурсах. Но говорить об адекватном росте долгосрочного кредитования реального сектора со стороны банков не приходится.

На рынке ощущается острая потребность не просто в кредитах, а в инвестициях, то есть в «длинных» деньгах - по нормативам ЦБ инвестиционным считается кредит на срок от одного года. Факты появления специальных инвестиционных подразделений в структурах банков, так и инвестиционных банков как таковых, практически не меняют картину - даже самые крупные из них не в состоянии пока адекватно ответить на потребности рынка.

На сегодняшний день капитализация российских банков составляет около 130 млрд долл. и сопоставима с капитализацией одного крупного западного банка (до кризиса капитализация Citigroup составляла 275 млрд долл, Bank of America - 230 млрд долл.). Причем одной из важнейших причин низкой капитализации банковской системы РФ являлось несовершенство банковского законодательства. Так, в 2007 году 84% прибыли банков было перечислено в бюджет в качестве платежей по разным налогам.

Привлечение предприятиями долгосрочных ресурсов банков затрудняется тем, что в структуре пассивов банковского сектора доминируют краткосрочные привлеченные средства, что делает весьма рискованным долгосрочное (на срок более 3 лет) кредитование в силу вероятных кассовых разрывов.

Не способствуют развитию долгосрочного кредитования и нормативные ограничения ЦБ, которые в принципе ориентированы на поддержание стабильности банковской системы.

Рынок долговых инструментов включает в себя долгосрочные (облигации) и краткосрочные заимствования (векселя).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.