Временно свободные финансовые средства Фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Фонда, предусмотренными в настоящем Уставе.
Порядок использования указанных средств устанавливается правлением Фонда.
Средства Фонда являются государственными финансовыми ресурсами и используются по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
При анализе экономических факторов, обеспечивающих нормальное функционирование системы обязательного медицинского страхования, необходимо рассматривать всю совокупность возникающих финансовых отношений. Здесь можно выделить три основные группы отношений, сложившихся в ходе реализации закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Первая группа: государство (в лице Федерального и территориальных фондов ОМС) - страхователи (в лице хозяйствующих субъектов, работодателей и администраций территорий). Эта группа взаимоотношений связана с аккумулированием денежных ресурсов.
Вторая группа: территориальный фонд - лечебно-профилактические учреждения (в случае выполнения фондом функций страховщика). Эта группа отношений связана с расходованием денежных средств.
Третья группа: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Эта группа отношений охватывает как аккумулирование, так и расходование денежных ресурсов. От устойчивости связей между данными субъектами зависит устойчивость всей системы обязательного медицинского страхования. Это так называемые внутренние связи, являющиеся составной частью самой системы и определяющие ее устойчивость изнутри.
Можно выделить внешние факторы, также оказывающие влияние на финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день эти факторы играют главенствующую роль. Они определяются состоянием экономики и направлениями государственной политики в области здравоохранения. Все факторы в свою очередь можно разделить на экономические и организационно-правовые. Экономические факторы напрямую связаны с состоянием экономики станы в целом. Падение объемов производства, закрытие и ликвидация предприятий, кризис неплатежей, разрыв хозяйственных связей приводят к сокращению поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Поэтому не случайно реализация закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" привела к трудноразрешимому соединению предусмотренного законом рыночного механизма со следующими принципами: с территориальным принципом сбора страховых взносов и финансирования; с социально-гарантированным характером обязательного медицинского страхования, предполагающим всеобщность, независимость от социального положения. К тому же круг субъектов, участвующих в этой системе, оказался на практике шире, чем это было обозначено в законе, что привело к множественным и неоправданным конфликтам на территориальном уровне, к возникновению самых различных вариантов перехода к медицинскому страхованию, подчас крайне неэффективных и противоречащих самому закону [ Проблемы развития ОМС в России Возможные пути выхода // http://www.medicst.info/index4.html].
В процессе осуществления обязательного медицинского страхования застрахованным гражданам выдается полис [ Полис обязательного медицинского страхования // http://www.med74.ru/informationitem24.html].
По российскому законодательству каждый человек, имеющий на руках действующий страховой медицинский полис обязательного страхования граждан, может обратиться в любое медицинское учреждение, которое работает в системе ОМС [ Полис обязательного медицинского страхования // http://www.ibk.ru/insurance1/dms/strahoms/polis_oms/polis_obyazatelnogo_meditsinskogo_strahovaniya-10903/].
Имущество Фонда является государственной собственностью Республики Татарстан, закрепленной за ним на праве оперативного управления.
Фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в порядке, установленном гражданским законодательством. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Фонда.
К компетенции правления Фонда относится решение следующих вопросов:
- определение перспективных задач Фонда;
- представление кандидатуры на должность исполнительного директора Фонда;
- согласование с органами исполнительной власти Республики Татарстан Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан;
- участие в утверждении норматива на ведение дела страховыми медицинскими организациями, участвующими в обязательном медицинском страховании на территории Республики Татарстан;
- утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Фонда, определение направлений использования прибыли Фонда, нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда и порядка покрытия убытков Фонда;
- представление на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан нормативных правовых актов по организации системы обязательного медицинского страхования на территории Республики Татарстан;
- представление в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Татарстан проекта бюджета Фонда и отчета о его исполнении;
- представление в Кабинет Министров Республики Татарстан предложений о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав;
- формирование ревизионной комиссии.
Для выполнения своих уставных задач Фонд создает в городах и районах Республики Татарстан филиалы.
Филиалы действуют от имени Фонда в соответствии с положениями, утвержденными исполнительным директором Фонда. Руководители филиалов назначаются исполнительным директором Фонда и действуют на основании выданной им доверенности.
Филиалы Фонда:
- проводят регистрацию плательщиков страховых взносов на закрепленных за ними территориях;
- создают банк данных по всем субъектам медицинского страхования, закрепленным за ними городам (районам), включая филиалы страховщиков, и осуществляют анализ собираемой информации;
- осуществляют сбор и анализ информации о стоимости медицинской помощи, иной статистической информации;
- осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти Республики Татарстан, медицинскими учреждениями, страховщиками и другими организациями по вопросам обязательного медицинского страхования;
- осуществляют контроль за качеством и доступностью оказания медицинской помощи застрахованным гражданам.
Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год назначает аудиторскую проверку деятельности Фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Кабинет Министров Республики Татарстан.
Отчет об исполнении бюджета Фонда представляется правлением Фонда в Кабинет Министров Республики Татарстан для дальнейшего внесения на рассмотрение и утверждение Государственным Советом Республики Татарстан в порядке, установленном законодательством.
Фонд ведет учет и отчетность в установленном порядке [ Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 августа 2004 г. N 377 "Вопросы Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (с изменениями от 22 ноября 2004 г., 6 мая 2005 г.) // http://fomsrt.ru/system_oms].
Таким образом, процессы реформирования проводимые в России на современном этапе социально-экономического развития затронуло и систему здравоохранения. Российская система здравоохранения перестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины. Новая система здравоохранения представляет собой сложную структуру, имеющую свои собственные фонды, отлаженную систему финансирования в виде платежей, систему подчиненности, способность к саморегулированию. В системе здравоохранения функционируют добровольное и медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты граждан в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является частью государственного социального страхования (в которое включено также пенсионное обеспечение (за счёт средств, аккумулируемых Пенсионным Фондом РФ), социальное страхование (из средств, поступающих в Фонд социального страхования РФ), социальное обеспечение из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Правовая база функционирования обязательного медицинского страхования формируется на основе: федеральных законов, постановлений Правительства РФ, нормативных документов по лекарственному обеспечению, нормативных документов, регламентирующих деятельность лечебно-профилактических учреждений в системе обязательного медицинского страхования, нормативных документов, регламентирующих деятельность страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования, нормативных документов, определяющих права граждан на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования, нормативных документов по стандартизации и сертификации в системе обязательного медицинского страхования. Система регулирования ОМС в Российской Федерации включает в себя три уровня: федеральный, региональный и локальный. Федеральный уровень представлен Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, региональный уровень представлен Территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Так в Республике Татарстан функционирует Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан. На уровне муниципалитетов вопросами здравоохранения занимаются управления здравоохранения муниципальных образований, так например, в Нижнекамске - это Управление здравоохранения муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9