Рефераты. Налогообложение в банковской сфере

p align="left">При определении налоговой базы учитываются все доходы , связанные с расчетами по оплате оказанных услуг (реализации имущества), которые получены в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами [1, c. 189].

При указании налоговой базы в налоговой декларации доходы банка в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации соответственно на дату оказания услуг (реализации имущества).

Налоговая база при оказании банком услуг определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из Тарифов, установленных Тарифом комиссионного вознаграждения, и цен, определенных отдельными договорами (соглашениями), и без включения в них налога на добавленную стоимость (НДС) и налога с продаж.

При оказании услуг (реализации имущества) по товарообменным (бартерным) операциям, оказании услуг (реализации имущества) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении банком обеспеченного залогом обязательства налоговая база определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых сторонами сделки, и без включения в них НДС и налога с продаж [26.C 257].

Налоговый период устанавливается как квартал.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов при оказании услуг (реализации имущества).

Налогообложение производится по расчетной налоговой ставке при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) при удержании налога налоговыми агентами в виде авансов, финансовой помощи, на пополнение фондов социального назначения, в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, а также при получении денежных средств, связанных с оплатой услуг (товаров) при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом.

Сумма налога при раздельном учете исчисляется как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов , исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

1. В соответствии с п.1 ст. 167 НК РФ реализация для целей налогообложения (НДС) банком определяется датой поступления денежных средств и (или) иной формы оплаты за доходы, полученные банком от осуществления операций, не связанных с банковской деятельностью.

2. Для целей налогообложения оплатой услуг (имущества) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных услуг (имущества) перед банком, которое непосредственно связано с оказанием этих услуг (поставкой (передачей) имущества), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя.

Оплатой услуг (товаров, работ), в частности, признаются: - поступление денежных средств на счета банка либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу (комиссионера, поверенного или агента);

- прекращение обязательства зачетом;

- передача банком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

3 В случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с оказанием услуг (поставкой имущества), датой оплаты услуг (имущества) признается наиболее ранняя из следующих дат:

- день истечения указанного срока исковой давности;

- день списания дебиторской задолженности.

Существует несколько способов учета НДС в банке. Первый вариант состоит в том, что если банк освобожден от уплаты НДС, то налог уплаченный контрагентам, полностью включается в балансовую стоимость, приобретаемых товарно-материальных ценностей, работ, услуг, то есть не подлежит зачету, в том числе по тем операциям, по которым обложение по каким-либо причинам (например, выписка счета-фактуры с указанием суммы НДС) производится. Второй вариант связан с возможностью частичного использования банком приобретенных товаров, работ, услуг в производстве и (или) реализации товаров, работ, услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в производстве и реализации товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения. Налоговому вычету подлежит не весь уплаченный поставщикам НДС, а только его определенная часть. Эта часть определяется в соответствии с удельным весом доходов по облагаемым НДС операциям в общей сумме доходов банка.

У=Добл:Добщ, (1),

НДСб=НДСобл-У*НДСупл, (2),

где У - удельный вес,

Добл - облагаемые НДС операции,

Добщ - общая сумма доходов банка,

НДСупл - НДС уплаченный поставщикам,

НДСб - сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет.

Превышение сумм налога на добавленную стоимость (НДСрасх) по материальным ресурсам, работам и услугам, стоимость которых фактически отнесена на издержки, над суммами налога, которые зачтены при расчетах с бюджетом в соответствии с действующим законодательством, относится на расходы, учитываемые при расчете налогооб-лагаемой базы по налогу на прибыль.

НДСрасх =(1-У) хНДСупл. (3)

При втором варианте расчетов с бюджетом по НДС банки в обязательном порядке должны соблюдать следующие условия: ведение раздельного учета (указывается в учетной политике) стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) и используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению и подлежащих налогообложению (в банках практически невозможно); отражение в бухгалтерском учете всей суммы НДС, уплаченной поставщикам, на отдельном лицевом счете (отдельного счета в банковском учете нет) [15, C. 263].

Изложенный вариант зачета уплаченного НДС распространяется и на сумму налога, фактически уплаченную поставщикам основных средств, используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (в том числе не признаваемых реализацией), распределяется пропорционально удельному весу облагаемых операций за тот налоговый период, в котором они приняты на учет. Сумма налога, соответствующая удельному весу необлагаемых доходов, включается в балансовую стоимость основных фондов.

Если удельный вес доходов, полученных от выполнения облагаемых НДС сделок, операций и услуг, в общей сумме доходов банка за отчетный период составляет менее 5%, суммы НДС, уплаченные поставщикам допускается относить на расходы банка. При этом вся сумма НДС, полученная по облагаемым сделкам, подлежит взносу в бюджет.

Так как удельный вес непостоянен, то при применении второго варианта в налоговой декларации справочно в обязательном порядке делается расчет удельного веса облагаемых оборотов и используемых товаров (работ, услуг).

Третий вариант расчетов с бюджетом может использоваться банками как специфическими субъектами налогообложения (п. 5 ст. 170 НК РФ). Он состоит в том, что суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), полностью включаются в (балансовую стоимость товаров (работ, услуг), затраты по которым принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций. При этом вся сумма налога, полученная ими по облагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет. Поскольку обеспечить раздельный учет расходов, что требуется для второго варианта, можно лишь по ограниченному кругу операций и это достаточно трудоемко, то и вариант является предпочтительнее. В то же время применение его приводит к небольшому увеличению платежей в бюджет по НДС, но при этом значительно упрощает расчеты. К тому же налоговые "потери" частично компенсируются уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль.

Приобретаемые банками основные средства и нематериальные активы при третьем варианте расчета отражаются в учете по стоимости приобретения, включая суммы уплаченного налога на добавленную стоимость, с последующим списанием на затраты (расходы) банка через суммы износа в общеустановленном порядке. В связи с этим при реализации физическим или юридическим лицам основных средств и нематериальных активов, приобретаемых и принятых банком к бухгалтерскому учету с НДС, оборот, облагаемый НДС, определяется в виде разницы между стоимостью реализации по рыночной цене, включающей в себя НДС, и фактическими затратами по их приобретению. Разница умножается на действующую ставку в размере 18 % [28, C. 49].

Выбранный банком вариант зачета уплаченного поставщикам НДС доводится до сведения налоговой инспекции

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога:

- предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской, приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

- предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, (работ, услуг) в случае возврата этих товаров (работ, услуг) продавцу или отказа от них.

- исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

- уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При этом сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется по расчетной налоговой ставке суммы указанных расходов. В случае отсутствия документов, подтверждающих осуществление указанных расходов, сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется по расчетной налоговой ставке установленных норм на указанные расходы.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, общая сумма налогов. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, сумма указанного налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю.

Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит возмещению налогоплательщику.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты производят уплату налога по месту своего нахождения.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством [37].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЯКОВЛЕВСКОМ ОСБ № 3906 ЦЧБ СБ РФ

2.1 Общая характеристика банка

30 октября 1841 года, указом императора Николая I положено начало истории сберегательного дела в России. Первые сберегательные кассы открылись в 1842 году при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кознах. Двадцать лет спустя наряду с двумя столичными насчитывалось 146 губернских касс. В 1862 году, когда кассы были переданы в ведение учреждённого в 1860 году Госбанка России, общая сумма вкладов на 140 тысячах сберегательных книжек составляла 11,5 млн. руб.

Важнейшей предпосылкой для ускоренного развития сберегательного дела в стране явилась денежная реформа 1895-1897 годов, проведённая выдающимся государственным деятелем, министром финансов России С.Ю. Витте. Главным результатом реформы стал перевод рубля на золотой стандарт. Располагая устойчивой валютой, Россия смогла привлечь огромные по тем временам иностранные инвестиции. Введение твёрдой, свободно конвертируемой валюты, успешное развитие российской экономики способствовали росту сбережений населения и соответствующему расширению сети сберкасс. К 1900 году их насчитывалось 5415 с общим объёмом вкладов 660 млн. руб. [33].

В рамках денежной реформы была перестроена вся кредитно-финансовая система России, в том числе сберегательные учреждения. Согласно принятому в 1895 году Уставу сберегательных касс они стали именоваться государственными, что подчёркивало их значение для государства и его отчётность за помещаемые в них средства. Указанные средства направлялись на финансирование железнодорожного строительства, регулирование фондового рынка и прочие государственные нужды. Однако огосударствление сберегательного дела имела и отрицательные последствия, та как значительная часть народных сбережений шла на поддержание приходившего в упадок помещичьего землевладения и военные нужды. Расходуя собственные средства населения на внутренние займы, правительство отвлекало их от инвестиций в те отрасли экономики, где они могли бы сыграть более эффективную, созидательную роль.

В рамках кредитной реформы 1930-1932 годов в сберкассы из Госбанка и других учреждений были переданы все операции, связанные с размещением государственных займов. В результате сберегательные кассы превратились в единственное кредитное учреждение по привлечению сбережений населения и размещению государственных займов. Центральный руководящий орган системы сберегательных касс был преобразован в Главное управление гострудсберкасс и госкредита.

В конце 1947 года была проведена денежная реформа, которая носила конфискационный характер: 10 руб. старых денег обменивались на 1 руб. новых.

В 1963 году сберкассы были переданы в ведение Госбанка, и сбережения населения с вкладов стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов.

В 1987 году на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения - Сбербанк СССР, который обслуживал также и юридические лица.

В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически утверждённый на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года.

В 1997 году банку был присвоен официальный рейтинг международного рейтингового агентства Fitch IBCA. Сбербанк России - единственный из коммерческих банков России, вошедший в число 200 крупнейших кредитных институтов мира, в первую сотню европейских банков и ставший членом Всемирного института сберегательных касс. Ему был предоставлен статус наблюдателя в Европейской группе сберегательных банков (ЕГСБ).

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. В 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов [33].

Сберегательный Банк Российской Федерации -- старейший и единственный банк страны, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90-х годов требовали серьезных изменений в работе Банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы Банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления Банком.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 40% объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка -- Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В 2009 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.