Рефераты. Несостоятельность (банкротство) банков

p align="left">В первом случае приостанавливаются расчеты с кредиторами той очереди, удовлетворение которой происходит; заявленные требования кредиторов первой и второй очередей удовлетворяются в полном размере, затем удовлетворяются требования кредиторов второй очереди. В случае нехватки средств требования кредиторов первой очереди удовлетворяются по соразмерности. После полного расчета по заявленным требованиям кредиторов первой и второй очереди удовлетворение требований кредиторов согласно реестру возобновляется.

Во втором случае также приостанавливается исполнение требований кредиторов. Но имеет значение, требования какой очереди заявлены. Если, например, арбитражный суд вынес определение о признании требований кредитора третьей очереди, когда производятся расчеты с кредиторами четвертой очереди, то требование залогового кредитора удовлетворяется полностью из оставшихся средств, после чего расчеты по остальным требованиям кредиторов четвертой очереди продолжаются. Но если, например, происходит удовлетворение требований кредиторов четвертой очереди, когда вступило в законную силу определение арбитражного суда о признании требования пятой очереди, то исполнение может и не приостанавливаться, а заявленное требование относится конкурсным управляющим к требованиям кредиторов пятой очереди. Если же определение арбитражного суда о признании требований кредитора, например, пятой очереди вступило в законную силу в период проведения расчетов с кредиторами пятой очереди, то удовлетворение указанных требований приостанавливается, после чего конкурсный управляющий проводит новый расчет причитающихся каждому кредитору сумм с учетом добавившегося требования. То есть после возобновления удовлетворения требований оно проводится по соразмерности, пропорционально суммам требований каждого кредитора.

В третьем случае удовлетворение требований также приостанавливается. Затем конкурсный управляющий (с согласия кредиторов, чьи требования остались к тому моменту неудовлетворенными) проводит реализацию поступившего имущества, после чего должен полностью удовлетворить частично удовлетворенные требования кредиторов каждой из очередей.

Требования кредиторов, не относящиеся к первой или второй очереди и не основанные на вступившем в законную силу определении арбитражного суда принимаются и учитываются конкурсным управляющим, но удовлетворение по ним может быть осуществлено после удовлетворения требований очередных кредиторов, заявленных в срок.

Закон не придает какого-либо значения причинам пропуска срока для заявления требований, таким образом, действия, направленные на удовлетворение требований кредиторов приостанавливаться не будут, даже если опоздавший кредитор сможет доказать наличие уважительных причин, по которым был пропущен срок.

Результатом удовлетворения требований является их погашение, причем погашаются требования, удовлетворенные как полностью, так и частично в случае нехватки средств для полного удовлетворения. Кроме того, погашенными считаются требования, по которым конкурсным управляющим было принято решение об их необоснованности, если кредитор не обратился в арбитражный суд о признании требования, а также требования, по которым арбитражным судом принято определение об их необоснованности. Сведения о погашении каждого требования вносятся конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов.

Погашение требования означает прекращение права требования кредитора к должнику в части, не удовлетворенной конкурсным управляющим. Но Закон устанавливает очень интересное правило, направленное на защиту интересов кредиторов несостоятельного должника. Эти кредиторы наделяются правом требования к третьим лицам, незаконным образом, владеющим имуществом должника. Устанавливается удлиненный срок исковой давности для требований указанной категории - десять лет после окончания производства по делу о банкротстве, т. е. с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Закон не регламентирует, порядок удовлетворения требований, поступивших к лицу, незаконно получившему имущество должника, например, если в суд поступили требования кредиторов первой и пятой очереди. Представляется, что в этом случае не применяются правила об очередности и соразмерности, поскольку эти правила установлены для конкурсного производства и вне его могут применяться только по прямому указанию Закона. Таким образом, требования кредиторов к третьему лицу, владеющему имуществом должника незаконно, должны удовлетворяться в полном объеме по мере поступления независимо от очередности требований в конкурсном процессе.

По окончании всех расчетов, т. е. при распределении всего имущества должника между кредиторами, конкурсный управляющий обязан составить отчет о результатах своей деятельности по расчетам с кредиторами. К отчету должны быть приложены документы о продаже имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и даты погашения каждого требования; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Конкурсный управляющий обязан предоставить указанный отчет в арбитражный суд. Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом любого из кредиторов.

После составления отчета о завершении конкурсного производства оно вступает в свою последнюю стадию. С этого момента конкурсный управляющий не принимает никаких требований кредиторов.

Как правило, после удовлетворения требований кредиторов никакого имущества у должника не остается. В то же время известны ситуации, когда имущество, принадлежащее должнику, оставалось, но не могло быть реализовано в силу неликвидности. В некоторых случаях определенное имущество должника не может быть реализовано ни на торгах, ни посредством заключения договора купли-продажи без проведения торгов. Закон определяет порядок действий в отношении этого имущества. После завершения всех расчетов с кредиторами оставшееся имущество, при наличии заявления на имя конкурсного управляющего, может быть передано учредителям (участникам) должника-юридического лица. Если такое заявление не поступает (т. е. имущество не представляет ценности и для указанных лиц), то имущество подлежит передаче на баланс уполномоченного органа соответствующего муниципального образования. Для осуществления передачи конкурсный управляющий должен направить уполномоченному лицу уведомление о наличии такого имущества. С момента получения указанного уведомления у соответствующего органа возникает обязанность принять имущество в течение месяца. По прошествии месяца уполномоченные органы соответствующего муниципального образования в силу закона начинают нести все расходы по содержанию этого имущества.

Странно, что оставшееся нереализованным имущество должника может быть передано только указанным категориям лиц, поскольку не исключены ситуации, когда кредитор является единственным заинтересованным в приобретении оставшегося нереализованным имущества должника лицом (в ряде случаев для тех лиц, кому такое имущество может быть передано в силу закона, оно не представляет никакой ценности, и уполномоченные органы соответствующего муниципального образования стараются избежать принятия на баланс этого имущества).

Процедура конкурсного производства завершается вынесением арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства. Затем в Книгу государственной регистрации кредитных организаций вносится запись о ликвидации кредитной организации. Момент внесения указанной записи является: во - первых, моментом завершения конкурсного производства; во - вторых, моментом прекращения полномочий управляющего; в - третьих, моментом ликвидации должника - юридического лица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4 мая 1999 г. "Российская газета" официально опубликовала ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", и с этого дня он вступил в действие, за исключением положений, для которых этим Законом установлены иные сроки.

Как уже выяснилось в ходе работы предметом регулирования Закона являются, во-первых, установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций; во-вторых, установление оснований назначения процедур признания кредитных организаций несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Соответственно нормы Закона можно подразделить на две части: предупреждение банкротства и ликвидация кредитной организации, признанной банкротом. Первая часть осуществляется под эгидой Банка России, а вторая - арбитражным судом. Законодателем приоритет отдан мерам по предотвращению банкротства, а не самим процедурам банкротства. Этот шаг был сделан, учитывая особую специфику правовой природы банка. Данная специфика заключается в том, что банк, являясь частно - правовым институтом, находясь в состоянии несостоятельности, мог привести к столкновению частно- правовых интересов кредиторов с публично- правовым интересом. И с точки зрения этого публично- правового интереса в подавляющем большинстве случаев нет необходимости в объявлении банка несостоятельным. В силу той особой роли, которую играют банки в социально- экономической системе государства в большинстве стран выстроена специальная система надзора, целью которой является поддержание стабильности кредитных организаций с применением различных способов и методов. В Российской Федерации таким органом надзора является Банк России. Одной из важнейших особенностей ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" явилось законодательной закрепление участие Банка России в делах о несостоятельности банков.

При рассмотрении развития института банкротства был прослежен путь от дореволюционного периода до современности. Акцент был сделан на соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство". Еще в дореволюционном праве данные понятия применялись в различных ситуациях. Также в некоторых странах имеется похожая картина в законодательстве. Понятие "несостоятельность" является термином гражданского права, а "банкротство" скорее относится к уголовному. Но отождествление этих понятий является заблуждением. Основное различие между ними состоит в зависимости от формы вины. Под "банкротством" следует понимать несостоятельность, сопряженную виновным поведением должника, которое причиняет или ставит цель причинить вред кредиторам. Последствия несостоятельности прекращаются с окончанием конкурсного производства. Но с его окончанием не должны прекращаться последствия банкротства. Уголовно-правовое преследование лиц, виновных в банкротстве, должно продолжаться и после окончания производства дела о несостоятельности. Таким образом, представляется необходимым разграничить понятия "несостоятельность" и "банкротство" и применять понятие "банкротство" только в случаях неправомерного поведения должника, причинившего ущерб кредиторам, поскольку это будет способствовать более точной юридической классификации рассмотренных понятий. Кроме того, не только с юридической, но и с экономической точки зрения, данные понятия не являются синонимами. С экономической точки зрения понятие "несостоятельность" равнозначно понятию "неплатежеспособность". Под "неплатежеспособностью" понимается неспособность юридического лица своевременно ив полном объеме погасить кредиторскую задолженность. Если такое состояние продолжается постоянно и продолжительно, то наступает состояние абсолютной неплатежеспособности, и последующая деятельность юридического лица становится невозможной и нецелесообразной. "Банкротство", с экономической точки зрения, и является нецелесообразность продолжения деятельности юридического лица.

Подводя итог рассмотрению процедур, следует опять сказать о том, что основной упор ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" сделан на регламентацию именно досудебных процедур несостоятельности, в отличие от ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", где регламентация процедур досудебной санации, но носит декларативный характер. Это говорит о том, что у государства в лице соответствующих органов нет агрессии по отношению к банкам, имеющим определенные трудности. Здесь имеет место смещение акцентов. Вместо быстрого (по желанию законодателя) очищения рынка от проблемного субъекта в отношении банка мы имеем совершенно иную ситуацию. Наоборот, банку будет оказана различная помощь для его сохранения и через него сохранения стабильности определенных общественных отношений. В том же случае если досудебные процедуры не принесли положительного результата следует переходить к судебным процедурам. И здесь мы выявляем определенную особенность, которая заключается в том, что в случае с банкам применяются только две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. Отсутствие внешнего управления и мирового соглашения объяснить достаточно просто. Идея внешнего управления в трансформированном варианте перенесена на досудебные процедуры, а мировое соглашение в случае с несостоятельности банка уже не может выполнить возложенную на него функцию, так как у банка к тому времени уже отозвана лицензия, и он не может функционировать надлежащим образом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.