Рефераты. Организация наличных и безналичных расчетов коммерческих банков

p align="left">Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка с учетом объема их налично-денежного оборота, выполнения требований порядка ведения кассовых операций, а также информации налоговых органов о фактах нарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью. Период, за который банк рассматривает состояние кассовой дисциплины предприятия, должен быть не менее трех месяцев. Проверяющий должен иметь документ на право осуществления проверки, подписанный руководителем банка, а также заранее должен поставить в известность руководителя предприятия и главного бухгалтера о предстоящей проверке.

До начала проверки работник банка выбирает данные о произведенных предприятием в контролируемом периоде операциях по поступлениям и выдачам денег из кассы банка и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачи выручки, знакомится с уставом предприятия, договором банковского счета, разрешением банка о праве расходования предприятием постоянной денежной выручки, справкой о результатах предыдущей проверки кассовых операций и другими документами.

В ходе проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии рассматриваются:

1. Ведение кассовой книги и других кассовых документов. При этом рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям, составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.

2. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка (по суммам, полученным из банка). В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений. Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.

3. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера и других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк поданным проверяющего с записями в кассовой книге. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого расхождения.

4. Расходование наличных денег из кассовой выручки предприятия на согласованные с банком цели, наличие решения банка о праве на такое использование наличных денег.

5. Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. При этом проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов. Основанием для определения суммы расходования предприятием наличных денег и подтверждением этих расходов являются: договор, копия товарного чека, счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег. При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.

6. Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот. При выявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме, и по какой причине имело место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием установленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величина сверхлимитной кассовой наличности.

7. Целевое использование наличных денег, полученных в банке в соответствии с целями, указанными в чеках, а также при необходимости другие вопросы, относящиеся к порядку ведения кассовых операций.

Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях в трех экземплярах. Справка подписывается руководителем, главным бухгалтером предприятия и представителем банка, а затем в трехдневный срок рассматривается руководителем банка с решением о принятии мер по результатам проверки.

В случае установления фактов нарушения предприятием условий работы с денежной наличностью, расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх предельной нормы, неоприходования в кассу денежной наличности, накопления в кассе сверхлимитных остатков банк направляет в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представления с приложением первого экземпляра справки для принятия мер финансовой и административной ответственности.

По полученным от банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствии с п. 9 указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. N1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных, платежей". На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших нарушения, налагаются административные штрафы в пятидесятикратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда. Суммы взысканных штрафов зачисляются в Федеральный бюджет. [14], c. 166-171

2. Организация проведения безналичных расчетов

2.1Сущность и принципы организации безналичных расчетов

Все расчетные отношения в Российской Федерации построены на общих принципах, совершаются по единым правилам, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Первый принцип - списание денежных средств со счета клиента производится на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается лишь по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Второй принцип - свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банка в договорные отношения. Этот принцип направлен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка, на организацию договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится лишь роль посредника в платежах.

Третий принцип - срочность платежа. Он означает, все расчеты должны осуществляться, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, трудовых соглашениях и т.д. Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, т.е. когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердофиксированный срок. Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.

Четвертый принцип - обеспеченность платежа. Платеж должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита. Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других принципов. [12], c. 349-350

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не предусмотрено законом. [11], c. 174

При осуществлении безналичных расчетов допускаются следующие формы расчетов:

· платежные поручения;

· чеки;

· аккредитивы;

· платежные требования;

· инкассовые поручения;

· расчеты с использованием пластиковых карт.

Предприятия могут выбирать любую из установленных форм расчетов, исходя из собственных интересов. Банк не вправе препятствовать осуществлению расчетов по формам, предусмотренным в договоре контрагентов и вмешиваться в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательном порядке без участия банков. Платежи производятся только при наличии на счетах плательщиков собственных средств, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях в виде электронного платежного документа:

· распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

· распоряжение получателя средств на списание денежных средств со счета плательщика и их перечисление на счет, указанный получателем средств.

Расчетные документы должны содержать реквизиты в соответствии с Положением Центрального банка РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" N2-П от 03.10.2002г.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре двух подписей лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Все безналичные расчеты производятся в порядке очередности списания денежных средств.

Очередность списания денежных средств со счета регулируется ст. 855 ГК РФ. При наличии на счете клиента денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, их списание производится в порядке календарной очередности поступления документа.

При недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому праву;

- третья очередь фактически не применяется в соответствии с постановление КС РФ от 23.12.1997г. N21-П;

- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемые в составе единого социального налога, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонд социального страхования Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.