Рефераты. Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ

Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ

3

Дипломная работа

на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ СБЕРБАНКА РФ)»

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Роль банков в организации денежного обращения
    • 1.1. Понятие и виды расчетных операций банка
    • 1.2. Контроль налично-денежного обращения коммерческими банками
  • Глава 2. Основы организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка
    • 2.1. Порядок открытия и ведения расчетных счетов банком
    • 2.2. Организация кассовой работы в банке
  • Глава 3. Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ
    • 3.1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ
    • 3.2. Организация расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ
    • 3.3. Организация кассовой работы в Сбербанке РФ
    • 3.4. Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»
    • 3.5. Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Введение

Глобализация мировой экономики и финансовых рынков привели к существенным сдвигам в условиях развития банковской системы. Во-первых, стремительно возросли частота и размах изменений экономической среды в мире и в отдельных странах, заметно сократилась степень ее предсказуемости. В значительной мере это связано с расширением в разных странах операций с многообразным спектром универсальных финансовых инструментов. Во-вторых, в 80-90-е годы участились банковские кризисы, охватившие все группы стран, но особенно остро проявляющиеся в странах с развивающимися рынками. Эти кризисы вызываются сочетанием различных факторов, включая экономические, институциональные, политические, психологические. Россия не стала в данном случае исключением.

Финансовый кризис наглядно показал, что развитие российской экономики все больше увязывается с общемировыми процессами. В наибольшей мере это коснулось банковской системы как основной части финансового сектора России. Интеграция России в мировую финансовую систему проявилась как в зависимости банковского сектора от конъюнктуры на мировых рынках, так и в негативных последствиях крушения ведущих российских банков для финансовых институтов Запада.

Оценивая международный опыт, можно сказать, что системный банковский кризис 1998-1999 гг. в России вполне закономерен и обусловлен как воздействием ухудшившейся ситуации на мировых финансовых рынках, так и макроэкономической дестабилизацией, обострением проблемы бюджетного дефицита, просчетами экономической политики в самой России. Экономический и финансовый кризис в стране начался задолго до 17 августа 1998 г., что особенно наглядно проявилось именно в банковском секторе. В данной главе исследуются причины банковского кризиса в России, связанные с внутренними факторами развития банковской системы, а проблемы регулирования банковской деятельности рассматриваются в следующей главе данного раздела.

Анализ тенденций развития российской банковской системы показывает, что предотвратить кризис было практически невозможно. Кризисные явления в явном или скрытом виде накапливались в течение последних лет и были обусловлены целым рядом факторов. Однако уроки финансового и банковского кризисов в других странах свидетельствуют, что в России последствия кризиса можно было смягчить и сделать менее концентрированными по времени. Но это неизбежно было связано с высокими политическими издержками, учитывая специфику формирования и функционирования российских банков, особенно крупнейших, составлявших основу финансовых холдингов. В первую очередь, речь идет о контроле над «олигархией», непосредственно владевшей и управлявшей банками. В последние годы политическое влияние и экономические возможности «олигархов» служили основой их исключительного положения в стране. И именно это остро ставит вопрос об ответственности “олигархии” за нынешнее состояние крупнейших банков, равно как и об их возможной роли в восстановлении российской банковской системы и экономики в целом.

Важной функцией денежно-кредитной системы является обеспечение расчетов между субъектами экономики.

Банки опосредуют связи между предприятиями различных отраслей народного хозяйства: промышленностью и торговле, сельским хозяйством и населением.

В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются инструктивными материалами и прочими регулирующими материалами ЦБР в пределах Закона «О банках и банковской деятельности в РФ». Центральный банк России определяет порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве, организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила перевода, хранения и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок определения, замены повреждённых банкнот и монет и их уничтожения. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г.) регламентирует проведение безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и распространяется на кредитные организации - резиденты Российской Федерации и их филиалы, расположенные на территории Российской Федерации.

Кассовое обслуживание клиентов выступает необходимым элементом операций, осуществляемых банком. Это подтверждается Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 09 октября 2002 г. № 199-П. Ведение счетов клиента предполагает участие банка в проведении как безналичных, так и налично-денежных расчётов. Они представляют собой различные по экономическому содержанию операции. Если совершение безналичных расчётов обусловливает непосредственное выполнение банком по поручению клиента денежных операций - списание средств с его счёта и их перечисление на счёт получателя, а также зачисление на счёт клиента перечисленных ему средств, то платежи наличными производит сам клиент. Участие банка в проведении таких расчётов ограничивается операциями «обналичивания» платёжных средств (списание средств со счёта клиента и выдача ему соответствующей суммы наличными деньгами) и их «обезналичивание» (зачисление на счёт суммы полученных от клиента денежных знаков).

Целью настоящей работы является анализ организации расчетно-кассового обслуживания Сбербанка РФ и предложение мер по повышению его эффективности. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:

- раскрыть понятие и охарактеризовать виды расчетных операций банка;

- обозначить сферы контроля налично-денежного обращения коммерческими банками;

- проанализировать порядок организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка (порядок открытия и ведения расчетных счетов банком, организация кассовой работы в банке);

- - проанализировать порядок организации расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ (охарактеризовать организацию расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ, организацию кассовой работы в Сбербанке РФ, расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»;

- предложить пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Объектом исследования выступает Сберегательный банк Российской Федерации, а предметом изучения - расчетно-кассовые операции банка.

Методологической основой дипломной работы служат нормативно-правовые акты Российской Федерации отдельные труды отечественных и зарубежных ученых в области банковского дела, а также, статьи периодических изданий, а именно:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1 и 2 с изменениями и дополнениями от 20.02, 12.08.96, 24.10.97), Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации. Утверждено ЦБ РФ 29.10.2002 №200-П;

- Работы таких авторов, как Е.Ф.Жукова, Горина С.А., Нестерова Т.Н. и др.;

- Статьи журналов и газет: Бухгалтерия и банки, Банковское дело, Финансовая газета и другие источники.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируются цель и задачи, указываются предмет и объект исследования.

В первой главе «Роль банков в организации денежного обращения» дается понятие, рассматриваются виды расчетных операций банка, изучается контроль налично-денежного обращения в банках.

Вторая глава «Основы организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка» посвящена исследованию порядка открытия и ведения расчетных счетов банком и организации в нем кассовой работы.

В третьей главе «Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ» дается организационно-экономическая характеристика предприятия Сбербанка РФ, описывается организация расчетного обслуживания клиентов банка, рассказывается об организации кассовой работы и о системе «Клиент-Сбербанк». Также в этой главе разработаны рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Глава 1. Роль банков в организации денежного обращения

1.1. Понятие и виды расчетных операций банка

Количество разнообразных услуг, оказываемых кредитными организациями, возрастает с появлением трастовых, факторинговых и лизинговых операций. Банковские операции - одна из старых областей предпринимательства в мире, которая отражает функции банков. Некоторые операции носят финансово-кредитный характер, и поэтому их могут выполнять как банки, так и небанковские кредитно-финансовые организации.

Являясь предприятиями, регулирующими денежно-кредитные отношения, выполняющими многообразные банковские операции, банки подчинены экономическим законам и законодательству страны пребывания. Банковские операции осуществляются в соответствии с установленным правом или традицией порядком. К банковским операциям относятся: [1, ст. 5]

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

Формой существования активных и пассивных банковских операций являются расчетные операции банка -- это операции, связанные с перемещением денег между участниками рынка через банк безотносительно к целям этого перемещения.

3

Рис. 1. Исходные типы банковских операций [42, с. 55]

Пассивные или активные операции банка не существуют в отрыве от его расчетных операций. И наоборот, расчетные операции делают возможным проведение пассивных и активных операций. Можно сказать: расчетные операции являются «носителем», или «формой существования», пассивных и активных операций банка.

Обычно если имеет место односторонний процесс передачи денег участником рынка банку, то налицо пассивная операция. Если имеет место процесс передачи денег банком другому участнику рынка в виде кредитов или в виде оплаты каких-то рыночных ценностей (активов), то это есть активная операция.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.