Система показателей, рассчитываемых по методологии МВФ, введена в России в 1996 г. в связи с ее вступлением в эту организацию и необходимостью расчета аналитических показателей в соответствии с международными стандартами определений и классификаций. На основе этих данных, публикуемых с апреля 1996 г. в ежемесячном международном сборнике «International Financial Statistics», проводятся международные сопоставления и оценка места и масштабов финансов России.
Таким образом, в современных экономических условиях в России для исчисления величины денежной массы используются две системы показателей, которые построены по единому принципу агрегирования финансовых активов по степени ликвидности и формирования на этой основе денежных агрегатов.
Показатели денежной массы, характеризующие различные подходы к ее исчислению, представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Показатели денежной массы, характеризующие различные подходы к ее исчислению
№
Показатель
Алгоритм расчета
1. Традиционная система денежных агрегатов
1.1.
Денежный агрегат М0
Наличные деньги в обращении вне банковской системы
1.2.
Денежный агрегат M1
М0 + депозиты до востребования + расчетные, текущие счета
1.3.
Денежный агрегат М2
(денежная масса)
М1 + срочные вклады
1.4.
М2 (широкие деньги)
М2 + долларовое обращение
1.5.
Денежный агрегат М3
М2 + депозитные сертификаты и облигации госзаймов
1.6.
Денежная база в узком определении
Наличные деньги в обращении и в кассах + Средства обязательных резервов
1.7.
Денежная база в широком определении
Денежная база в узком определении + Остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций в ЦБ РФ
1.8.
Резервные деньги
Наличные деньги в обращении (вне Банка России) + Остатки средств кредитных организаций на счетах в Банке России + Депозиты, размещенные в Банке России
2. Система агрегатов денежной массы по методологии МВФ
2.1.
Агрегат «Деньги»
Деньги вне банков + Депозиты до востребования
2.2.
Агрегат «Квази-деньги»
Срочные и сберегательные депозиты + Депозиты в иностранной валюте, учитываемые в балансе ЦБ РФ и коммерческих банков
2.3.
Агрегат «Широкие деньги»
«Деньги» + «Квази-деньги»
2.4.
Денежная база
Чистые международные резервы (ЧМР), исчисляемые как разность между валовыми международными активами и пассивами денежно-кредитных органов + Чистые внутренние активы (ЧВА), т.е. кредит расширенному правительству, коммерческим банкам и прочие неклассифицированные активы
Вопрос 2
Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета. Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Независимость центрального банка - особая форма государственного контроля за состоянием денежной сферы. Независимость ЦБ является ключевым фактором эффективности его деятельности.
Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом ГД и Президента РФ. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Так, например, мировой опыт свидетельствует о том, что в странах с более независимыми центральными банками средний темп инфляции оказывается ниже.
Факторы независимости:
- доля собственности государства в капитале ЦБ;
- процедура назначения или выбора руководства ЦБ, снятие с должности, а также сроки избрания;
- степень подробности определения в законодательстве целей и задач деятельности ЦБ;
- законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику (ДКП);
- наличие законодательных ограничений кредитования правительства.
Банковская система России является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.
Центральный Банк РФ (Банк России) образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров -- коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление ЦБ РФ. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России.
В США функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС). По структуре ФРС представляет собой сложный организм. В настоящее время структура ФРС включает:
1. Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне) в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения сената Конгресса США. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет с правом продления полномочий. Законом о ФРС предусматривается право Президента США уволить любого управляющего ФРС (на практике эта норма не применялась). Совет управляющих возглавляет Председатель и его заместитель.
2. 12 региональных федеральных резервных банков в соответствующих округах.
3. Банки--члены ФРС.
4. Депозитные учреждения -- не члены ФРС.
В рамках ФРС имеются следующие важные органы:
1. Комитет по операциям на открытом рынке ФРС.
2. Федеральный консультативный совет (Federal Advisory Council -- FAC).
3. Аппарат ФРС.
Организационные структуры ЦБ России и США представлены в приложениях 1, 2.
Цели деятельности ЦБ:
- защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Задачи ЦБ: быть эмиссионным центром страны, банком банков, банком правительства, расчетным центром, валютным центром, центром денежно-кредитного регулирования экономики.
Функции ЦБ: регулирующая; контролирующая; обслуживающая; информационно-исследовательская.
ЦБ выполняет две особо важные функции в экономике. Во-первых, он проводит денежно-кредитную политику (ДКП), направленную на достижение определённых целей, таких как стабильность цен, сглаживание колебаний ВВП вокруг долгосрочного тренда и т.п. Во-вторых, ЦБ обеспечивает стабильность банковской системы, осуществляя пруденциальный надзор над кредитными институтами и выступая в качестве кредитора последней инстанции. Успешное и эффективное выполнение Центральным банком этих функций предполагает, что, с одной стороны, глава ЦБ должен иметь достаточную свободу действий, т.е. обладать определённой независимостью в своей деятельности, а с другой стороны, он должен иметь соответствующие стимулы для решения этих задач.
Цели ДКП: поддержание устойчивости национальной денежной единицы; поддержание темпов экономического роста; снижение безработицы; обеспечение равновесия платежного баланса.
В настоящее время правовой основой денежно-кредитной политики в России является Федеральный закон «О Центральном Банке РФ» Закон предусматривает ежегодное представление в Государственную Думу не позднее 1 декабря основных направлений единой денежно-кредитной политики на предстоящий год (ст.44). Кроме Закона проведение денежно-кредитной политики регламентируется дополнительными нормативными актами, такими, как Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном Банке РФ», Инструкция №1 «О порядке регулирования деятельности банков», Положение «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», а также Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
Классификация методов ДКП: рыночные (косвенные) и административные (прямые); общие и селективные.
Инструменты ДКП непосредственно контролируются ЦБ. Косвенные регуляторы в арсенале ЦБ РФ закреплены законодательно. Федеральным законом от 10 июля 2002 года за номером 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в статье 35 установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций;
- валютные интервенции;
Страницы: 1, 2, 3