Рефераты. Основы банковской деятельности в Российской Федерации

p align="left">Использование системы агрегатов для характеристики денежной массы более традиционно, оно широко освещено в зарубежной и отечественной литературе и применяется для целей регулирования параметров денежного обращения внутри страны.

Система показателей, рассчитываемых по методологии МВФ, введена в России в 1996 г. в связи с ее вступлением в эту организацию и необходимостью расчета аналитических показателей в соответствии с международными стандартами определений и классификаций. На основе этих данных, публикуемых с апреля 1996 г. в ежемесячном международном сборнике «International Financial Statistics», проводятся международные сопоставления и оценка места и масштабов финансов России.

Таким образом, в современных экономических условиях в России для исчисления величины денежной массы используются две системы показателей, которые построены по единому принципу агрегирования финансовых активов по степени ликвидности и формирования на этой основе денежных агрегатов.

Показатели денежной массы, характеризующие различные подходы к ее исчислению, представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Показатели денежной массы, характеризующие различные подходы к ее исчислению

Показатель

Алгоритм расчета

1. Традиционная система денежных агрегатов

1.1.

Денежный агрегат М0

Наличные деньги в обращении вне банковской системы

1.2.

Денежный агрегат M1

М0 + депозиты до востребования + расчетные, текущие счета

1.3.

Денежный агрегат М2

(денежная масса)

М1 + срочные вклады

1.4.

М2 (широкие деньги)

М2 + долларовое обращение

1.5.

Денежный агрегат М3

М2 + депозитные сертификаты и облигации госзаймов

1.6.

Денежная база в узком определении

Наличные деньги в обращении и в кассах + Средства обязательных резервов

1.7.

Денежная база в широком определении

Денежная база в узком определении + Остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций в ЦБ РФ

1.8.

Резервные деньги

Наличные деньги в обращении (вне Банка России) + Остатки средств кредитных организаций на счетах в Банке России + Депозиты, размещенные в Банке России

2. Система агрегатов денежной массы по методологии МВФ

2.1.

Агрегат «Деньги»

Деньги вне банков + Депозиты до востребования

2.2.

Агрегат «Квази-деньги»

Срочные и сберегательные депозиты + Депозиты в иностранной валюте, учитываемые в балансе ЦБ РФ и коммерческих банков

2.3.

Агрегат «Широкие деньги»

«Деньги» + «Квази-деньги»

2.4.

Денежная база

Чистые международные резервы (ЧМР), исчисляемые как разность между валовыми международными активами и пассивами денежно-кредитных органов + Чистые внутренние активы (ЧВА), т.е. кредит расширенному правительству, коммерческим банкам и прочие неклассифицированные активы

Вопрос 2

Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета. Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Независимость центрального банка - особая форма государственного контроля за состоянием денежной сферы. Независимость ЦБ является ключевым фактором эффективности его деятельности.

Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом ГД и Президента РФ. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Так, например, мировой опыт свидетельствует о том, что в странах с более независимыми центральными банками средний темп инфляции оказывается ниже.

Факторы независимости:

- доля собственности государства в капитале ЦБ;

- процедура назначения или выбора руководства ЦБ, снятие с должности, а также сроки избрания;

- степень подробности определения в законодательстве целей и задач деятельности ЦБ;

- законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику (ДКП);

- наличие законодательных ограничений кредитования правительства.

Банковская система России является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

Центральный Банк РФ (Банк России) образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров -- коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление ЦБ РФ. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России.

В США функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС). По структуре ФРС представляет собой сложный организм. В настоящее время структура ФРС включает:

1. Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне) в составе 7 членов, которых назначает Президент США с одобрения сената Конгресса США. Каждый член Совета назначается сроком на 14 лет с правом продления полномочий. Законом о ФРС предусматривается право Президента США уволить любого управляющего ФРС (на практике эта норма не применялась). Совет управляющих возглавляет Председатель и его заместитель.

2. 12 региональных федеральных резервных банков в соответствующих округах.

3. Банки--члены ФРС.

4. Депозитные учреждения -- не члены ФРС.

В рамках ФРС имеются следующие важные органы:

1. Комитет по операциям на открытом рынке ФРС.

2. Федеральный консультативный совет (Federal Advisory Council -- FAC).

3. Аппарат ФРС.

Организационные структуры ЦБ России и США представлены в приложениях 1, 2.

Цели деятельности ЦБ:

- защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Задачи ЦБ: быть эмиссионным центром страны, банком банков, банком правительства, расчетным центром, валютным центром, центром денежно-кредитного регулирования экономики.

Функции ЦБ: регулирующая; контролирующая; обслуживающая; информационно-исследовательская.

ЦБ выполняет две особо важные функции в экономике. Во-первых, он проводит денежно-кредитную политику (ДКП), направленную на достижение определённых целей, таких как стабильность цен, сглаживание колебаний ВВП вокруг долгосрочного тренда и т.п. Во-вторых, ЦБ обеспечивает стабильность банковской системы, осуществляя пруденциальный надзор над кредитными институтами и выступая в качестве кредитора последней инстанции. Успешное и эффективное выполнение Центральным банком этих функций предполагает, что, с одной стороны, глава ЦБ должен иметь достаточную свободу действий, т.е. обладать определённой независимостью в своей деятельности, а с другой стороны, он должен иметь соответствующие стимулы для решения этих задач.

Цели ДКП: поддержание устойчивости национальной денежной единицы; поддержание темпов экономического роста; снижение безработицы; обеспечение равновесия платежного баланса.

В настоящее время правовой основой денежно-кредитной политики в России является Федеральный закон «О Центральном Банке РФ» Закон предусматривает ежегодное представление в Государственную Думу не позднее 1 декабря основных направлений единой денежно-кредитной политики на предстоящий год (ст.44). Кроме Закона проведение денежно-кредитной политики регламентируется дополнительными нормативными актами, такими, как Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном Банке РФ», Инструкция №1 «О порядке регулирования деятельности банков», Положение «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», а также Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Классификация методов ДКП: рыночные (косвенные) и административные (прямые); общие и селективные.

Инструменты ДКП непосредственно контролируются ЦБ. Косвенные регуляторы в арсенале ЦБ РФ закреплены законодательно. Федеральным законом от 10 июля 2002 года за номером 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в статье 35 установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование кредитных организаций;

- валютные интервенции;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.