Рефераты. Основы государственного управления рынком пластиковых карт

p align="left">Еще одним преимуществом смарт-карты над другими пластиковыми картами является их многофункциональность. Обладая возможностями осуществлять многие математические и логические операции и превосходя другие пластиковые карты по объему хранимой информации, одни и те же смарт-карты могут использоваться в различных приложениях.

Смарт-карты по сравнению с другими пластиковыми картами имеют высокие эксплутационные характеристики.

Информационные возможности смарт-карты гораздо шире, чем у карт с магнитной полосой. Кроме того, достоинством смарт-карты является возможность оперативного обновления данных в памяти микропроцессора. Наконец, важным достоинством смарт-карты является ее высокая надежность.

Смарт-карты производятся многими известными компаниями, среди которых: Bill (Франция), Data Card (США), Schlumberger (Франция), Toshiba (Япония). Основными производителями микросхем для смарт-карт являются: Amtel (США), Hitachi (Япония), Motorola (США), Oki (Япония), Philips (Нидерланды). Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000, с. 92.

Однако изготовление смарт-карт обходится несколько дороже изготовления карт с магнитной полосой. Кроме того, введение смарт-карт в оборот в странах, которые с начала создания системы карточных расчетов ориентировались на магнитные карты, несколько затруднено, так как уже установлены десятки и сотни тысяч единиц оборудования, не приспособленного для считывания информации с микросхем, а замена этого оборудования на устройства, совместимые со смарт-картами, потребовала бы крупных капиталовложений. Поэтому еще в середине 1990_х гг. зарубежные эксперты скептически относились к перспективам быстрого внедрения смарт-карт в таких странах, как США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Япония.

Ситуация изменилась в последние годы. Бурное развитие коммерческой деятельности с использованием Интернета повлекло за собой необходимость создания универсального инструмента осуществления безналичных расчетов в глобальной компьютерной сети. Очевидно, что в силу своих технологических особенностей таким универсальным инструментом расчетов могут стать смарт-карты. Так, по мнению аналитиков компании Lafferty, кредитные смарт-карты являются идеальным средством для банков, которые собираются инициировать онлайновые программы займов. В особенности это касается виртуальных кредитных карт (банковских карт, предназначенных для электронных расчетов). В последнее время западные банки и кредитные компании сделали ставку на кредитные карты, вкладывая деньги в развитие виртуальных карт и электронных кошельков. Если прогнозы специалистов сбудутся и электронная коммерция получит широкое распространение, эмитенты кредитных карт будут пользоваться огромными преимуществами.

При классификации пластиковых карт по их назначению зарубежная и российская банковская практика выделяет шесть основных видов таких карт:

банковские кредитные карты; карты туризма и развлечений; платежные карты предприятий торговли и услуг; банковские карты для банкоматов; банковские карты для покупки товаров с расчетом через POS_терминалы; чековые гарантийные банковские карты.

Банковские кредитные карты предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а также для получения наличных денежных средств через банкоматы или пункты выдачи наличных денег (ПВН). Главная особенность этой карты - открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически всякий раз, когда покупается товар или берется кредит в денежной форме. Кредитная линия действует в пределах установленного банком лимита. При этом в Российской Федерации под кредитной линией следует понимать условия договора о выдаче банковской карты «о максимальной сумме кредита, которую заемщик сможет использовать в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий соглашения» (см. подп. 2 п. 2.2 Положения ЦБ РФ от 31 августа 1998 г. №54_П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»), то есть при обязательстве погасить необходимую часть задолженности в установленный срок.

Различают индивидуальные и корпоративные карты. Индивидуальные карты выдаются отдельным клиентам банка и могут быть «стандартными» или «золотыми». Последние предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью и предусматривают множество льгот для пользователей. Корпоративная карта выдается юридическому лицу, которое, в свою очередь, может выдать индивидуальные карты избранным лицам (руководителям или просто «ценным» сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карт.

Карты туризма и развлечений, согласно приведенной выше классификации, по своей экономической природе являются платежными картами. Они эмитируются кредитными организациями, участниками международных платежных систем, специализирующихся на оказании электронных банковских услуг предприятиям и организациям указанной сферы, например American Express и Diners Club.

Карты принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют их держателям различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидок на товары, страхованию жизни.

Главные отличия этого вида карт от банковских кредитных карт заключаются, во-первых, в отсутствии разового лимита на покупку и, во-вторых, в обязанности владельца карты погасить задолженность в течение месяца без права пролонгировать кредит. В случае просрочки платежа с владельца карты взимается повышенный процент.

Здесь также существуют индивидуальные и корпоративные карты.

Платежные карты предприятий торговли и услуг, строго говоря, не являются банковскими. Применение этих карт ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например, сетью универмагов или системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, она же получает процент по ссудам. Начиная с 1970_х гг. получили распространение банковские частные карты, с помощью которых можно покупать товары со скидкой в определенных магазинах, но выпуск карт, выдачу кредита на приобретение товара и расчеты по оплате торговых счетов осуществляет банк - участник соглашения. Иногда карты такого рода выпускаются для членов определенных профессиональных групп (пилотов, адвокатов) или лиц, связанных общими интересами (например, филателистов). Часто их называют клубными картами.

Банковские карты для банкоматов представляют собой разновидность дебетовых карт, которые дают возможность владельцу счета в банке получать наличные деньги в пределах остатка на текущем счете через банкоматы. При наличии карты деньги можно получать в любой день (включая праздничные и выходные дни) круглосуточно. Кроме того, владелец избавляется от необходимости посещать свое отделение банка и может воспользоваться банкоматами, расположенными в торговых центрах, на вокзалах.

Некоторые типы автоматов выполняют более широкий круг операций: они позволяют, например, вносить деньги на счет, делать взнос в погашение ссуды, получить выписку о состоянии банковского счета, переводить деньги с одного счета на другой.

Банковские карты для покупки товаров с расчетом через POS_терминалы в торговых точках также относятся к разряду дебетовых. В зарубежных странах они «привязаны» к чековому или сберегательному счету держателя карты и не предусматривают автоматического предоставления открытой кредитной линии. С экономической точки зрения, POS_карты выполняют функции банковского счета, однако их применение более надежно, так как идентификация владельцев производится в момент совершения сделки и денежные средства немедленно перечисляются на расчетный счет торговых предприятий.

Выше говорилось, что при использовании POS_карт сумма покупки сразу же списывается со счета покупателя. Это невыгодно последнему, так как при других формах расчетов (чек, кредитная карта) он получает отсрочку платежа. Для торговцев сделки с POS_картой обходятся дороже, чем при использовании чеков. Это обусловило относительно медленные темпы роста операций с картами указанного вида.

Чековые гарантийные банковские карты являются специфическим финансовым продуктом англо-американской банковской системы. В странах англосаксонской системы права банковская карта такого вида выдается владельцу текущего счета в банке для идентификации чекодателя и гарантии платежа по чеку. Карта базируется на кредитной линии, которая позволяет владельцу счета пользоваться кредитом по овердрафту. При этом банк гарантирует торговцу получение денег по чеку в пределах установленного лимита в том случае, если на счете чекодателя отсутствует необходимая сумма Банковское дело / под ред. Лаврушина О.И. - М.: «Финансы и статистика», 2000, с. 527..

Таким образом, сегодня в мире существует достаточно большое разнообразие среди пластиковых карт, а клиенты банков, как правило, имеют набор карточек, которые они могут использовать по назначению. В перспективе множество используемых в настоящее время карт будет заменено многоцелевыми картами, а также возможностью осуществлять банковские операции в порядке самообслуживания, например, на дому или рабочем месте.

1.2 Международные карточные ассоциации (международные платежные системы)

В настоящее время в мире действует несколько международных платежных систем, или, как их называют в странах англосаксонского права, международных карточных ассоциаций. Крупнейшими из них являются VISA International, MasterCard International, American Express, Diners Club International и JCB Card.

Ассоциации играют большую роль в организации и функционировании систем безналичных расчетов с использованием банковских карт. Ими разрабатываются общие правила проведения расчетов, проводится анализ и корректировка деятельности системы. Кроме того, головные компании платежных систем аккумулируют ресурсы для внедрения новых технологий, а также для создания и развития информационных коммуникаций.

Расходы ассоциаций покрываются за счет взносов банков - участников платежной системы пропорционально объему их карточных операций.

Ассоциации выполняют следующие функции: выдачу лицензий на выпуск карт с логотипом ассоциации; охрану патентов и прав; разработку стандартов и правил ведения операций; обеспечение надлежащего функционирования национальных и международных систем автоматизации и расчетов; обмен финансовой информацией и перевод комиссионных выплат участниками системы; разработку новых платежных продуктов; маркетинг, рекламу и продвижение платежных продуктов на рынок Тедеев А.А. Электронные банковские услуги и Интернет-банкинг: правовое регулирование и налогообложение. - М.: Новый индекс, 2002, с. 42..

К числу важных операционных функций, выполняемых ассоциациями, относится автоматизация, то есть получение от банка-эмитента разрешение на осуществление сделки, если сумма покупки превышает разовый лимит или если у торговца существуют сомнения в личности клиента и законности использования им карты.

Запрос поступает по телефону (в режиме off-line) или через POS_терминал (в режиме on-line). Банк-эмитент дает разрешение, если общий лимит счета не превышен и карта не числится в стоп-листе. Операции присваивается автоматизационный код, который фигурирует затем в отчетности. В банках существуют специальные центры автоматизации, работники которых отвечают на звонки торговцев. Если запрос поступает через POS_терминал, банковский компьютер принимает кодированное сообщение и дает разрешение или запрещает сделку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.