Рефераты. Основы страхования

уководство деятельностью территориального фонда осуществляют правление и исполнительная дирекция (в период между заседаниями правления). Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать городские и районные филиалы. Правление территориального фонда составляют представители органов исполнительной власти, здравоохранения, социальной защиты населения, а также профсоюзов, страхователей и др., определяющих перспективные задачи, порядок отчислений финансовых средств в территориальный фонд, утверждающих его годовой отчет, в т.ч. направления использования прибыли территориального фонда. Контроль за деятельностью территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия, формируемая правлением территориального фонда. Кроме того, не реже одного раза в год назначается аудиторская проверка (внешний аудит) деятельности территориального фонда, результаты которой докладываются органам представительной и исполнительной власти территории. Отчет о доходах и использовании средств территориального фонда ежегодно публикуется в средствах массовой информации.

2 Особенности обязательного медицинского страхования на территориальном уровне

2.1Предпосылки введения обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Система здравоохранения бывшего Советского Союза лидировала в 30-40-е гг. и по праву считалась наиболее эффективной. Она сохраняла свой высокий авторитет до конца 60-х начала 70-х годов.

Аналитика эффективности медицинской помощи в ХХ столетии выявили интересную закономерность: до 50-70-х годов (в разных странах по разному) кривые продолжительности жизни возрастали и соответственно показатель смертности по всем возрастным группам падал достаточно интенсивно, особенно среди лиц трудоспособного возраста и детей. Неожиданно для социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения, социологов, демографов мира эта благоприятная динамика вдруг прервалась, и в течении последующих 10-20 лет в ряде стран (в том числе и в России) эту негативную тенденцию выправить не удалось.

Болезни того периода были таковы, что после курса относительно простого, недорого стоящего лечения человеку возвращалась полная трудоспособность и его шансы дожить до старости увеличивались. Чисто экономически вложение средств в здравоохранение было весьма эффективным: относительно небольшие затраты на профилактику и лечение инфекционных заболеваний компенсировались и перекрывались прибавочным продуктом, создаваемым излеченными в короткие сроки и оставшимися живыми лицами трудоспособного возраста.

Система управления здравоохранения отражала все недостатки существовавшего режима государственной власти и отличалась гиперцентрализованностью с жестко отработанными внутриотраслевыми связями, вертикальной иерархией управления, основанной на административно-командных методах.

Непосредственно исполнители и производители медицинской помощи и услуг лечебно-профилактические и санитарно-противоэпидемические учреждения - находились под пятиэтажным прессом: райздравы - горздравы - обл (край) здравы - Министерство здравоохранения республики - Министерство здравоохранения Союза. При этом существовала бесцеремонное вмешательство в деятельность медицинских учреждений со стороны местной власти и партийных органов. Система управления отличалась жесткой регламентацией финансов, штатов, заработной платы, табелей оснащения, нормативов расходов и т.д.

Если в экономически развитых странах Западной Европы, США, Японии и др. доля затрат на здравоохранение от валового национального продукта составляла в разные периоды от 8-12%, с изменениями этого показателя только по нарастающей, то в нашей стране от едва достигал 4% (при том условии, что ВНП намного уступал по р
азмерам ВНП перечисленных стран). При этом последние 20 лет доля средств на здравоохранение падала, достигнув в первом квартале 2004 г. 1,6%.

Наиважнейшая причина кризиса отечественного здравоохранения заключается в том, что не были определены и регламентированы правовой, экономический, социально-нравственный статусы здравоохранения, их место и роль в экономической инфраструктуре страны.

Охрана здоровья населения - проблема государственной значимости и решение ее базируется на правовой, экономической и социальной ответственности Правительства, администраций всех уровней управления, работодателей, общественных структур, медицинских субъектов и самого населения.

В целом же кризис российского здравоохранения непосредственно обусловлен глубоким социально - экономическим, политическим и нравственным кризисом общества. По мере нарастания кризисных явлений все более снижалась эффективность системы здравоохранения. Это подтверждается отсутствием взаимосвязи между динамикой показателей здоровья населения, динамикой показателей, характеризующих нагрузку на здравоохранение, и динамикой показателей финансирования здравоохранения.

Средства, выделяемые в бывшем СССР на здравоохранение, не позволяли организовывать качественное медицинское обслуживание населения. А это в свою очередь являлось одним из факторов ухудшения такого результативного показателя качества жизни населения, как уровень смертности. Если в 1960 г. число умерших на 1000 жителей составляло 7,1 человека, то в 1989 г. оно достигло 10,3 человека. С начала 90-х годов данный показатель имеет устойчивую тенденцию к повышению. Это сказывается и на общей картине продолжительности жизни. Если средняя продолжительность жизни в экономически развитых странах составляет 73-75 лет, то в России у мужчин этот показатель соответствует уровню 60-63 года, у женщин 70-73 года. Впервые за всю историю России в 1992 г. рождаемость упала до уровня смертности: более 12 на 1000 человек населения.

Кризис государственного управления, дезинтеграция производственных связей и отношений, стихийное перераспределение накопленного богатства, резкий спад производства и другие привели в начале 90-х годов к общему социально-экономическому кризису. Центральный показатель здоровья нации - естественный прирост населения приобрел отрицательное значение. Общая система охраны здоровья стала разрушаться. Потребность в медицинской помощи резко возросла, но ее удовлетворение в рамках прежней государственной системы здравоохранения стало фактически невозможным.

Целям изменения существующего положения на ряду с переходом иной системе организации здравоохранения, могло служить установление нового порядка финансирования здравоохранения. В условиях сокращения наполняемости государственного бюджета и снижения уровня жизни граждан обеспечить доступность и бесплатность медицинской помощи было возможно с помощью соответствующего новым экономическим условиям финансового механизма - введением обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, гарантирующей гражданам при возникновении страхового случая (болезни, травмы и т. п.) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное страхование.

Новая модель финансирования и управления здравоохранением нашла свое отражение в Законе «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», принятом 28 июня 1991 г. и последовавших за ним законодательных, правовых актах, нормативных документах, предъявляет новые требования к медицинским работникам, вводит их в совершенно иную систему отношений, определяющую непривычные юридические, экономические, социально-психологические основы профессиональной деятельности.

Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования - бюджетно-страховой. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеры, безработные, студенты, дети, домохозяйки и другие категории), а внебюджетных - работающих граждан. В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату страховых взносов за неработающую часть населения. Во втором случае страхователями являются работодатели (предприятия, организации, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий) Кучеренко В.З., Денисов В.Н., Финченко Е.А. и др. Введение в медицинское страхование.-Наука.-2005, т.1, 386с.

.

2.2 Правовые основы обязательного медицинского страхования

Для создания устойчивой системы обязательного медицинского страхования (далее ОМС) необходимы четыре основы: правовая, экономическая, организационная, социально-психологическая. Причем первую можно считать ведущей, так как без нее невозможно создать три остальные.

Введение ОМС было вызвано необходимостью изменения катастрофического положения в здравоохранении, в значительной степени обусловленного недостаточностью бюджетного финансирования.

Для создания устойчивой системы здравоохранения необходимы четыре основы: правовая, экономическая, организационная и социально-психологическая. Причем правовая основа - ведущая, без которой невозможно создать остальные.

К настоящему времени минимально необходимые правовые основы для введения в России созданы. В принятый 28 июня 1991 г. закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РСФСР" новым законом от 2 апреля 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" внесены поправки, сделавшие возможным его реализацию в современных условиях. 2 апреля 1993 г. принято постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР". С учетом введения медицинского страхования граждан разработан и подписан Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" Принято постановление Верховного Совета РФ ""О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г." в соответствии, с которым утвержден ряд важных документов: "Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования", "Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования", "Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования" Андреева Е.Н., Линд В.А., Петухова В.В. Особенности внедрения и развития ОМС. Медицинское страхование,-М.:2005, №2, 89с.

.

Добровольное медицинское страхование, относящееся к коммерческому личному страхованию, регулируется, кроме Закона "О медицинском страховании", Законом РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г.

2.3Цели и задачи обязательного медицинского страхования на территориальном уровне

Медицинское страхование стало проводиться в стране после принятия в июне 1991 г. Закона страхования РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившего в действие в части ОМС - с 1 января 1993 г.

Медицинское страхование - это комплекс мероприятий по формированию (накоплению) страховыми учреждениями финансовых средств (страховых фондов) за счет денежных взносов предприятий, организаций, администрации территории соответствующего уровня (федерации, края, области, города, района), личных средств граждан с целью оплаты медицинской помощи застрахованным гражданам в порядке реализации программы обязательного страхования.

Для развития системы страховой медицины в том виде, как она существует в других странах, необходимо предварительное решение комплекса правовых, организационных и финансовых проблем.

Действующие в стране правовые и нормативные акты регламентируют реформы в здравоохранении - медицинское страхование как систему, параллельную бюджетному здравоохранению при обязательном страховании и альтернативную - при добровольном.

Цель медицинского страхования:

- гарантировать гражданам за счет накопленных в фондах средств получение медицинской помощи, по качеству соответствующей утвержденным стандартам, при возникновении страхового случая - заболевания, несчастного случая или другого состояния, предусмотренного страховой программой;

- гарантировать медицинскому учреждению (медицинскому работнику) финансирование затрат, связанных с выполнением медицинских услуг по фактическим объемам и уровню качества, в соответствии с договором, заключенным между медицинским субъектом и страховой организацией.

Задачи медицинского страхования многогранны и по социально - экономической значимости носят не отраслевой (здравоохранительный), а государственный характер. Среди них важнейшие:

- гарантировать каждому застрахованному максимально возможное удовлетворение потребности и высококачественной медицинской помощи в объеме принятых страховых программ;

- упразднить декларируемую монополию системы здравоохранения в области охраны здоровья народа, создать систему субъектов - юридических лиц, законодательно отвечающих за формирование медико-технических условий для обеспечения реальных возможностей оказания на высоком уровне медицинской помощи населению;

- ввести коренные изменения в технологию обеспечения здравоохранения, в том числе внедрить механизм смешанного бюджетно-страхового финансирования медицинских учреждений, целевого финансирования медицинских комплексных программ профилактики и т.д., чем радикально могут быть увеличены затраты на охрану и восстановление здоровья населения;

- децентрализовать жесткую систему управления здравоохранения по административно-командной вертикали, максимально предоставить право принятия решений и оперативного управления учреждениям здравоохранения, обеспечив их деятельность как самостоятельно хозяйствующих субъектов с разными формами собственности;

- демонополизировать существующую государственную систему здравоохранения, обеспечить равномерное, на договорной основе, участие в системе медицинского страхования любых медицинских субъектов независимо от форм собственности последних;

- обеспечить правовую и социально-экономическую защиту интересов потребителей медицинских услуг через традиционную систему отношений - институт посредников (страховщиков) между пациентами и медицинскими субъектами;

- усилить социально-правовую и экономическую ответственность и заинтересовать учреждения здравоохранения и каждого медицинского работника в конечных результатах своей деятельности. Возродить профессиональную конкуренцию по объему, качеству и ценам предоставляемых медицинских услуг;

- создать эффективный механизм, основанный на экономической мотивации:

а) в формировании государственной политики приоритета проблему "к здоровому обществу от здорового человека" через проведение природоохранных мероприятий и повышение качества жизни;

б) в выработке не только ответственности, но и заинтересованность работодателей и трудовых коллективов в обеспечении производственных и социально-бытовых условий, ориентированных на сбережение здоровья работающих;

в) в воспитании у каждого человека нравственной убежденности и личной ответственности за сохранение здоровья своего и членов семьи Архипов А.П., Вопросы формирования федеральной программы развития страхования в России - М.:Финансы, 1998, стр.52-53.

.

2.4 Территориальные программы Обязательного медицинского страхования

Виды медицинской помощи, оказываемые застрахованным гражданам, кроме лечения и обращения по поводу ВИЧ-инфекции и СПИДа, военнослужащих в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования:

1) амбулаторно-поликлиническая помощь (кроме фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и здравпунктов) включая: -консультации, диагностику и лечение у специалистов, стоматологическую помощь, кроме ортопедии, ортодонтии по косметическим показаниям; -консультации, диагностику и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;

-реабилитационно-восстановительное лечение, за исключением видов лечения, финансируемых из средств бюджетов всех уровней;

-прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям) без учета стоимости прививочного материала; -профилактические осмотры детей в возрасте до18 лет, студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений очной формы обучения, граждан при подготовке к военной службе;

-предварительные и периодические медицинские осмотры работников учреждений здравоохранения;

-целевые медицинские осмотры (врачебные);

-диспансерное наблюдение больных, беременных женщин, и лиц занимающихся физической культурой и спортом всех возрастов во врачебно-физкультурных диспансерах;

-диспансеризацию инвалидов, участников Великой отечественной войны и приравненных к ним лиц, участников войны в Афганистане, других локальных военных конфликтах, лиц, подвергшихся радиации, контингентов особого риска;

-дородовый и послеродовый патронаж;

-искусственное прерывание беременности;

-профилактические посещения женщин, связанные с репродуктивным здоровьем (кроме центров и кабинетов планирования семьи и репродукции человека);

-профилактические посещения при подозрении на заболевания лиц, находившихся в контакте с инфекционными больными или с носителями возбудителей на заболевания.

2) стационарная помощь (начиная с уровня участковой больницы и выше) при:

-острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;

-инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

-патологии беременности, родах и абортах;

-плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (кроме лечения в детских и специализированных санаториях);

3) стационарозамещающая помощь при:

- проведении профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационно-восстановительных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии.

Оплата выполненных объёмов медицинской помощи по Территориальной программе ОМС осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования по статьям затрат в объеме нормативов на основании статистических талонов и реестров пролеченных больных. Статьи затрат и нормативы утверждаются Согласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС на территории РФ.

Медицинская помощь, оказываемая гражданам Российской Федерации, проживающим за пределами территории страхования, оплачивается из средств ОМС по видам помощи в объеме действующей Базовой программы ОМС, в составе программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью по тарифам, включающим статьи затрат оплачиваемые в системе ОМС согласно нормативных документов по межтерриториальным расчетам.

Финансирование приобретения расходных материалов при дорогостоящих видах диагностики и медицинской помощи осуществляется согласно перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохранения в объемах целевого финансирования из средств ОМС.

Финансирование целевых программ, утвержденных в установленном порядке, осуществляется за счет средств ОМС в части обозначенных обязательств.

Заключение

Ухудшение состояния здоровья населения, отсутствие достаточного объема финансирования для поддержания системы охраны здоровья населения в целом по России, в том числе и в нашей республике делают необходимым поиск оптимальных вариантов реализации Закона РФ “О медицинском страховании граждан в РФ” на территориальном уровне.

Данный Закон РФ был принят в 1991 г., в 1993 - внесены поправки дополнения. Развитие системы ОМС - наиболее адекватная форма экономико-социальных отношений в сфере здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономики, переход к ОМС оценен как основное направление реформы здравоохранения.

Реализация законодательства по медицинскому страхованию, происходит в условиях сокращения валового внутреннего продукта России, падения производства и уменьшения реального наполнения государственного бюджета, жесткого бюджетного недофинансирования, несбалансированности государственных гарантий и возможностей. В результате искусственно усиливаются противоречия между различными участниками системы обязательного медицинского страхования, традиционное затратное финансирование на содержание медицинских учреждений с трудом заменяется на новую тарифную систему оплаты медицинской помощи в соответствии с ее объемом и качеством.

Величина взносов на обязательное медицинское страхование устанавливается органами государственной власти Российской Федерации в процентах к фонду оплаты труда. Сумма взносов должна соответствовать программе обязательного медицинского страхования, которая принимается на федеральном и территориальном уровне и включает гарантированный перечень и условия получения бесплатных в момент оказания медицинских услуг.

Список литературы

1.
Закон РФ О медицинском страховании граждан в РФ №. от 28.06.91г.

2. Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", приказ МЗРФ №222 от 20.09.93г.

3. Приказ МЗРФ и ФФОМС от 24.10.96 г. №363/77 "О совершенствовании контроля качества медпомощи населению РФ ", дополнения и изменения к данному приказу (приказ МЗРФ и ФФОМС №26/13 от 21.01.97.г.).

4. Архипов А.П., Вопросы формирования федеральной программы развития стрхования в России - М.:Финансы, 1998, стр.52-53.

5. Андреева Е.Н., Линд В.А., Петухова В.В. Особенности внедрения и развития ОМС. Медицинское страхование,-М.:2005, №2, 89с.

6. Гришин В. ОМС: состояние, анализ, пути развития / Экономика и жизнь.-2005, №3.

7. Кучеренко В.З., Денисов В.Н., Финченко Е.А. и др. Введение в медицинское страхование.-Наука.-2005, т.1, 386с.

8. Левант Н.Т. Проблемы развития обязательного и добровольного медицинского страхования / Страховое дело.-2003. №6.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.