Рефераты. Понятие банковской системы

ытеснение мелких кредитных учреждений в лице коммер-ческих банков, не располагающих достаточными резервами и не имеющих возможности погасить свои обязательства по кре-дитам, происходит прежде всего в результате снижения денеж-ного предложения.

Значительное сжатие реальной денежной массы, наблюдае-мое в России, по такому важному признаку, как опережающий по сравнению с номинальным денежным предложением рост цен, заставило Правительство проводить интенсивную дефля-ционную политику. Она заключалась в реализации комплекс-ных мероприятий в области финансов и денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста. В качестве дефлятора ис-пользовался один из индексов роста цен, выступающий в роли коэффициента пересчета в неизменные цены. Применительно к агрегату МЗ дефлятор можно использовать в качестве средне-арифметической величины индексов розничных и оптовых цен. При включении в состав денежного предложения депозитов в иностранной валюте и использовании одного лишь индекса розничных цен в качестве дефлятора индекс реального денеж-ного предложения будет выше, однако общая тенденция не из-менится.

В России снижение реального денежного предложения за-ставляет некоторых экономистов сделать вывод о том, что ко-лоссальное сжатие денежной массы в ее реальном исчислении требует ослабления ограничений на источники денежного предложения. Речь идет чаще всего о дефицитном бюджетном финансировании и кредитах Центрального банка. Предположи-тельное увеличение денежного предложения и связанный с этим сдвиг вправо кривой совокупного спроса неизбежно при-ведет к усилению инфляции. Небольшое достижение в замед-лении спада производства, которое наметилось за период 1995--1997 гг. в условиях структурной деформированности эко-номики, сошло на нет. Раздувание денежной массы не равнознач-но возрастанию ее реальной величины, поскольку динамика ре-ального денежного предложения одновременно эквивалентна спросу на реальные денежные балансы.

Механизм балансирования спроса на деньги в соответствии с денежным предложением, спрос на реальные денежные ба-лансы складывается с учетом роли денег как средства осущест-вления расчетов. Спрос на деньги для расчетов с поставщиками товаров и услуг взаимосвязан с объемом их выпуска, с одной стороны, н номинальной величиной процентной ставки -- с другой. Всегда возникает вопрос: где выгоднее использовать деньги -- на не приносящих проценты расчетных счетах или (в случае высокой процентной ставки) в виде средства осуществ-ления расчетов. По всей видимости, в условиях современной российской экономики оба эти фактора могут действовать только в одном направлении--снижения спроса на реальные денежные балансы. В данном случае влияние высокой номи-нальной процентной ставки становится основополагающим фактором.

2. Повышение эффективности банковской системы России

Российская банковская система почти за два десятилетия прошла три этапа развития и взросления. На первом этапе, до кризиса 1998 г., она развивалась в крайне не-благоприятной экономической и регулятивной среде, мешавшей созданию нормального банковско-го бизнеса, продуктов и техноло-гий. Пожалуй, единственными до-стижениями того периода можно считать создание нормативно-пра-вовой базы для функционирова-ния банковской системы и аппа-рата банковского надзора, а так-же формирование кадрового по-тенциала банковской отрасли.

Второй этап начался практичес-ки сразу после кризиса после пе-реосмысления выжившими банка-ми своей стратегии, продуктовой линейки и технологий, а также специализации в конкретных сег-ментах банковского рынка. Параллельно ужесточались требования регуляторов, функционирование банковской отрасли подтягива-лось к международным стандар-там, банки стали осваивать тех-нологии корпоративного управле-ния, стратегического менеджмента и управления собственной сто-имостью.

Третий этап, консолидации и объединения российской бан-ковской системы, ознаменовал-ся несколькими крупными сдел-ками по слияниям и поглощени-ям в 2004-2006 гг., среди кото-рых следует отметить слияние Росбанка и группы ОВК, Русско-го Генерального Банка и Инвест-сбербанка, и, разумеется, одно-временное слияние пяти крупных банков (Автобанка, «НИКойла», Брянского Народного Банка, Куз-бассугольбанка и Урало-Сибир-ского Банка), результатом кото-рого стало создание банка Уралсиб.

Процесс консолидации и объе-динения банковской системы на-бирает силу и мощь, банковский бизнес становится в результате одним из лидеров по инвестици-онной привлекательности среди отраслей экономики. Достигнутые успехи впечатляют: уровень раз-вития российской банковской си-стемы уже практически прибли-жается к уровню стран Восточной Европы, а по некоторым пара-метрам и превосходит его. Ак-тивы банковского сектора с 1999 г. по настоящее время выросли в 8 раз, капитал российских бан-ков увеличился в 9 раз, достиг-нув 6,2% ВВП. В 2000 г. сово-купные активы банковской сис-темы составляли всего 32% ВВП, а сейчас (преодолев психологи-ческую планку в половину ВВП, причем после удвоения номи-нального ВВП!) составляют 53%.

Особую значимость имеет рост доверия населения и предпри-нимателей к банкам, Здесь луч-ший индикатор -- это изменение среднего срока, на который вкладчики доверяют банкам свои средства. Если в 2001 г. 88% вкладов были открыты на срок до года и только 12% -свыше года, то сейчас вкладов на срок более года в целом по банковской системе больше 60%. Да и объем вкладов насе-ления за семь лет вырос более чем в 9 раз.

Рост доходов населения, став-ший естественным продолжени-ем и одновременно движущей силой экономического роста и повышения доверия как клиентов к банкам, так и банков к своим клиентам, привел к резкому скач-ку кредитования населения и предприятий. Объем кредитов, выданных российскими коммер-ческими банками, увеличился с 1 до 9,5 трлн. руб. в течение б лет. В последние два года особенно интенсивный рост наблюдался в области ипотечного кредитова-ния, которое стало локомотивом роста в строительстве. Хотелось бы особо это отметить, потому что как раз обеспечение населе-ния жильем -- наиболее очевид-ный фактор повышения качества жизни. В конечном счете для это-го мы и работаем в банковской сфере.

В январе 2005 г. объем ипотеч-ных кредитов в стране составлял «смешную» цифру -- 257 млн. долл. США. Всего за год ипотека достиг-ла уровня в 5,6 млрд., а в течение 2006 г. выросла до 9 млрд. долл. Рост финансирования строитель-ства банками способствовал уве-личению физических объемов жи-лищного строительства. С 2000 по 2006 г. ввод жилья вырос на 66% и превысил рекорды советского периода.

Розничное потребительское кре-дитование стало другой точкой бурного роста. Согласно нашим оценкам, в начале 2001 г, креди-ты физическим лицам составляли всего 2% активов банковской си-стемы по сравнению с долей в 32% по кредитам юридическим лицам. К началу 2005 г. рознич-ные кредиты составили 9% и кор-поративные заимствования -46%. По состоянию на начало 2007 г. кредиты населению дос-тигали уже 15% активов. Все вы-шеперечисленное сформировало основу рывка инвестиционной привлекательности отрасли, кото-рый мы можем видеть в данный момент, оценивая последние сделки слияния и поглощения, а также публичные размещения Сбербанка и ВТБ.

Привлекательность российской банковской системы для иност-ранных участников рынка и инве-сторов объясняется, с моей точки зрения, двумя базовыми причи-нами. Первая -- макроэкономи-ческая -- это прогноз развития российской экономики в целом, вхождение в группу быстро раз-вивающихся крупных стран мира и достаточно хорошие макроэко-номические параметры в перспек-тиве.

Вторая причина -- финансовая -- это на сегодня, наверное, самый высокий потенциал роста монети-зации среди экономик мира. Со-вершенно очевидно, что Россия обладает большими возможностя-ми по развитию банковской сис-темы, в том числе и по причине недостаточного уровня монетиза-ции экономики. Индикатором низ-кого уровня монетизации экономи-ки может служить отношение де-нежного агрегата М2 к ВВП. Так, в 2005 г. в развитых странах оно составляло от 67% в США до 112% в Великобритании и 125% в Япо-нии. В странах с развивающейся рыночной экономикой показатели варьировались сильнее. В Китае в том же году данное отношение составляло 185% (в 1992 г. - 96%), в Таиланде - 90%, в Южной Ко-рее - 64%, в Бразилии и Мекси-ке - 27%. В России отношение М2 к ВВП 28%, т.е. наша страна нахо-дилась в нижней части списка сре-ди наименее монетизированных экономик мира.

Два этих фактора -- интерес иностранных инвесторов к России и, в частности, к банкам и опре-деляют лидерство банковской от-расли по степени ее инвестици-онной привлекательности. Одна-ко кроме позитивно оцениваемых возможностей этот процесс несет в себе и существенные угрозы вплоть до потери самостоятель-ности российской банковской си-стемы. Российские банки начали испытывать сильное давление со стороны иностранных финансовых групп. Только за последний год доля банков с иностранным учас-тием в российской банковской си-стеме выросла с 12 до 18%. Акту-альной проблемой представляет-ся усиление присутствия иност-ранных банковских групп на российском финансовом рынке в связи с предстоящим вступлени-ем России в ВТО.

Жесткая конкуренция неизбеж-но приведет к снижению маржи, зарабатываемой на традиционных финансовых услугах, и к необхо-димости увеличения капитализа-ции финансовых институтов. Это заставляет банки искать альтер-нативные, как правило, более рисковые направления бизнеса, что может понизить общую устой-чивость банковской системы за счет накопления кумулятивных рисков.

Бум потребительского (рознич-ного) и корпоративного кредито-вания породил и связанные с ним трудности и опасности, В частно-сти, увеличение проблемной за-долженности, опережающий рост просрочки в объемах кредитных портфелей. Все это также может привести к кризисным явлениям. Такие примеры нам известны, -- корейский синдром 1990-х гг., пос-ледовавшие за ним события в Ин-донезии, Таиланде, Гонконге и других странах.

Российская банковская система крайне неоднородна: в то время как крупнейшие банки испытыва-ют недостаток возможностей для эффективного вложения средств, многие малые и региональные банки страдают от дефицита лик-видности, недостатка среднесроч-ных ресурсов, необходимых для развертывания собственных программ и обеспечения жизнедея-тельности. Крупные и малые бан-ки - это как бы два разных мира.

Что же делать в такой ситуации? Как заставить систему, сохраняя многообразие, эффективно рабо-тать, быть устойчивой и конкурен-тоспособной? На мой взгляд, есть несколько путей для достижения успеха.

Многие иностранные банки имеют существенные преимуще-ства: опыт, технологии, системы управления, а также более деше-вое фондирование. Существенное повышение эффективности дея-тельности - ключевой вопрос для российских банков, необходимый для удержания корпоративных и розничных клиентов. Приобщение все более широких слоев населе-ния к финансовым услугам дает нам массу возможностей для раз-вития бизнеса и постепенного продвижения новых банковских, страховых и инвестиционных про-дуктов. Одновременно приток новых клиентов увеличивает на-грузку на существующую фили-альную сеть, требует оптимизации бизнес-процессов, поддержания высоких стандартов обслужива-ния. Более низкая стоимость фон-дирования у наших иностранных конкурентов может быть компен-сирована только при максималь-но полном использовании кадро-вых и технологических ресурсов, обеспечивающих сокращение из-держек банка.

Сфера, без улучшений в которой российские банки заведомо про-играют в конкурентной борьбе с иностранными, -- качество обслу-живания. Практика показывает, что эффективность сервиса, достовер-ность и доступность информации о финансовом продукте имеют для клиентов большее значение, чем уровень процентных ставок и ко-миссий за банковские услуги. При более низких издержках на при-влечение средств у иностранных и государственных банков по срав-нению с коммерческими банками именно качественный сервис яв-ляется важнейшим фактором, да-ющим возможность компенсиро-вать эту разницу и заработать при-быль. Здесь тоже необходимо со-трудничество с государством - более четкая проработка законо-дательства позволит сократить бумагооборот, ускорить обслужи-вание клиентов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.