Рефераты. Пособия по временной нетрудоспособности

p align="left">В соответствии с ч. 1 ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с ней медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае если работник в день сдачи крови по соглашению с работодателем вышел на работу, ему предоставляется по его просьбе иной день отдыха. Запрещается выход на работу в день сдачи крови работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на тяжелых работах. При сдаче крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходные и нерабочие праздничные дни работнику по его просьбе предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови работнику предоставляется дополнительный день отдыха, который по просьбе работника может быть присоединен к ежегодному отпуску либо использован в другое время в течение календарного года, в котором сдана кровь. При безвозмездной сдаче крови и ее компонентов у работодателя возникает обязанность по сохранению за работником среднего заработка за предоставленные в связи с этим дни отдыха. В рассматриваемом случае в качестве гарантий выступают: 1) освобождение работника от работы в дни медицинского обследования, сдачи крови и ее компонентов, а также после сдачи крови и ее компонентов; 2) сохранение за работником места работы (должности) и прежних условий труда в указанные дни; 3) предоставление дополнительных дней отдыха при выходе работника на работу в день сдачи крови и ее компонентов после этого дня, которые могут быть присоединены в ежегодному отпуску или использованы в течение календарного года, в котором сдана работником кровь и ее компоненты; 4) сохранение за работником среднего заработка за все дни освобождения от работы в связи со сдачей крови и ее компонентов, если она произведена безвозмездно. В связи с чем за работниками, сдавшими безвозмездно кровь и ее компоненты, при использовании дополнительных дней отдыха, предоставляемых за сдачу крови и ее компонентов, сохраняется средний заработок.

Таким образом, нами рассмотрены основные гарантии, которые имеют связь с медицинскими показателями и процедурами.

2.2 Круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности

В советское время государственное (т.е. обязательное) социальное страхование распространялось на всех трудящихся, занятых в общественном производстве. Социальному страхованию подлежали все рабочие и служащие независимо от места работы (государственное, общественное, кооперативное предприятие, учреждение, организация, личное потребительское хозяйство отдельных граждан), ее характера и продолжительности, других обстоятельств. Социальное страхование охватывало также членов колхозов и иных кооперативных организаций. Наравне с рабочими и служащими страхованию подлежали отдельные категории трудящихся, не относящиеся к наемным работникам, но близкие к ним по социальному положению и условиям труда: адвокаты, члены артелей старателей. Широкая сфера действия государственного социального страхования предопределяла практически всеобщность обеспечения трудящихся при наступлении временной нетрудоспособности, а также при рождении и воспитании детей.

Российское законодательство последнего десятилетия прошлого века не внесло существенных изменений в сферу действия обязательного социального страхования, хотя и несколько расширило ее, включив в круг застрахованных отдельные новые категории работающих граждан (в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, лиц, осужденных на лишение свободы и привлекаемых к труду). Право добровольного присоединения к государственной системе обязательного страхования было предоставлено таким новым категориям самостоятельно занятых лиц, как частные детективы, частные охранники и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В настоящее время в связи с заменой страховых взносов единым социальным налогом круг лиц, подлежащих страхованию, определяется4 Налоговым кодексом. В соответствии с п. 1 ст. 236 и п. 3 ст. 238 НК РФ единый социальный налог в Фонд социального страхования начисляется на выплаты (вознаграждения) лицам, работающим по трудовому договору. Следовательно, обязательному социальному страхованию подлежат теперь только работники.

Налоговый кодекс, возлагая на работодателей обязанность уплаты единого социального налога, на первый взгляд обеспечивает обязательное социальное страхование всех работников.

Но на самом деле из-за некоторых юридических "тонкостей" по меньшей мере, одна категория работников не охватывается этим страхованием и лишается права на получение страховых выплат и услуг. Это - граждане, занятые у работодателей - физических лиц в качестве домашних работников, секретарей, водителей и т.п. Согласно п. 3 ст. 236 Налогового кодекса не признаются объектом обложения единым социальным налогом выплаты работодателей - физических лиц в пользу работников, если такие выплаты не уменьшают их налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Поскольку Налоговым кодексом такое уменьшение налоговой базы для этой категории налогоплательщиков не предусмотрено, то вознаграждение за труд лицам, работающим у них по трудовому договору, не подлежит налогообложению. Как подчеркивает С.Д. Шаталов, формально оставаясь плательщиками единого социального налога, работодатели - физические лица не обязаны его уплачивать.

Это налоговое правило противоречит статье 2 Трудового кодекса, которая относит обеспечение права работников на обязательное социальное страхование к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Это означает, что в период своей трудовой деятельности работник должен быть застрахован от всех видов социального риска. В статьях 21 и 22 Трудового кодекса закреплено также право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральным законом, и обязанность работодателя осуществлять такое страхование своих работников.

Анализируя обеспечение права работников на обязательное социальное страхование, нельзя не отметить особенности страхования работников тех работодателей, которые применяют специальные налоговые режимы. Расходы на их страхование покрываются за счет единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога. Определенная доля этих налогов взамен единого социального налога поступает в Фонд социального страхования, но этих поступлений явно недостаточно для выплаты всех страховых пособий в установленных законодательством размерах. Поэтому за счет средств Фонда пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. Остальная часть пособия выплачивается работодателем из собственных средств. Но при очередной уплате соответствующего налога он вправе уменьшить его размер или размер налогооблагаемой базы на сумму выплаченных пособий, то есть непосредственные затраты работодателя на обеспечение заболевших работников возмещаются ему полностью или частично.

Такой порядок финансирования и предоставления пособия по временной нетрудоспособности существенно ущемляет права застрахованных, так как выплата пособия в части, возложенной на работодателя, зависит исключительно от его финансового положения и "доброй воли". Ни страховщик, ни налоговые органы не контролируют добросовестность исполнения работодателем этой обязанности. Ущемляются и интересы страховщика, поскольку поступающие в его распоряжение доходы от специальных налогов не покрывают полностью расходов даже по частичному обеспечению указанных работников.

Отмеченное снижение материальных, организационных и правовых гарантий права (выражение некорректное, следует перефразировать) на один из основных видов обеспечения по социальному страхованию - пособие по временной нетрудоспособности - касается многочисленных категорий застрахованных (работников торговли и бытового обслуживания, сельскохозяйственных работников и т.п.). Очевидно, что поддержка малого бизнеса не должна осуществляться за счет застрахованных. В целях обеспечения выплаты полагающихся пособий по болезни, на наш взгляд, следовало бы распространить на соответствующие категории работодателей общий порядок уплаты единого социального налога в Фонд социального страхования.

Поскольку Налоговый кодекс фактически признает подлежащими обязательному социальному страхованию только лиц, работающих по трудовому договору, возникает вопрос, относятся ли к ним члены сельскохозяйственных и иных производственных кооперативов. Действующее российское законодательство, к сожалению, не дает на него однозначного ответа.

В отличие от КЗоТ РФ, в котором было прямо указано (ст. 3), что труд членов колхозов регулируется их уставами, а также законодательством, относящимся к колхозам и иным кооперативным организациям, Трудовой кодекс обходит вопрос о правовой природе отношений по труду членов производственных кооперативов. Во всяком случае, в нем не содержится норм, отражающих особенности возникновения, существования и прекращения отношений по труду членов производственных кооперативов. Установленный частью 1 ст. 11 Трудового кодекса основной критерий сферы действия трудового законодательства по кругу лиц - заключение трудового договора - явно недостаточен для четкой правовой квалификации природы трудовых отношений членов производственных кооперативов.

После принятия Трудового кодекса не подверглись каким-либо изменениям соответствующие статьи Гражданского кодекса, в частности ст. 108, согласно которой характер и порядок трудового участия членов кооперативов в производственной или иной хозяйственной деятельности и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию регулируются уставом кооператива.

Федеральные законы о кооперативах по-прежнему четко различают трудовые отношения работников, занятых в кооперативе на основе трудового договора, и трудовые отношения членов кооперативов. Так, согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах" трудовые отношения членов кооператива регулируются этим Законом и уставом кооператива, а наемных работников - законодательством о труде. В ст. 1 ФЗ от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации" дается определение работника как лица, которое не является членом кооператива и привлекается по трудовому договору на работу по определенной специальности, квалификации или должности; личное же трудовое участие члена кооператива в его деятельности выражается количеством отработанных им дней, объемом выполненной работы и произведенной продукции в тот или иной период. Таким образом, кооперативное законодательство рассматривает отношения по применению труда членов кооперативов как составную часть правоотношений по членству в кооперативе.

Вместе с тем оно закрепляет за членами кооператива минимальный объем прав и гарантий по оплате труда, продолжительности отпусков и т.п., который установлен для работников трудовым законодательством (см., например, п. 4 ст. 40 Закона "О сельскохозяйственной кооперации"). Кроме того, члены производственного кооператива, принимающие личное участие в его деятельности, подлежат социальному, пенсионному, медицинскому страхованию (п. 5 ст. 40 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", п. 3 ст. 19 ФЗ "О производственных кооперативах").

Вопрос о сфере действия трудового законодательства остается дискуссионным и в научной литературе. Некоторые ученые-трудовики считают, что теперь трудовое законодательство распространяется на трудовые отношения членов производственных кооперативов, в т.ч. сельскохозяйственных, поскольку согласно части 2 ст. 11 ТК нормы трудового права регулируют трудовые отношения во всех организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.