Более того, потребители, обращающиеся за кредитом, относительно безразлично реагируют на изменение процентных ставок. Потребители уделяют больше внимания размеру ежемесячных выплат по кредитному договору, нежели взимаемой процентной ставке (хотя очевидно, что уровень процентной ставки по кредиту определяет размер осуществляемых выплат в погашение кредита). В то время как уровень ставки зачастую не является для заемщиков решающим фактором, использование кредита в значительной степени зависит от уровня образования и доходов потребителей. Лица с более высокими доходами обычно больше пользуются заимствованными средствами, как в абсолютном выражении, так и относительно размера их годового дохода. Семьи, в которых глава или основной кормилец имеет более высокий уровень образования, также заимствуют в большей степени, нежели прочие семьи с аналогичным уровнем дохода. Данные физические лица и семьи рассматривают кредитование в большей степени как инструмент достижения желаемого уровня жизни, нежели как вариант подстраховки, используемый только в крайнем случае.
Развитие сектора розничных банковских услуг в России набирает стремительные обороты и является темой "номер один" для обсуждения в финансовом сообществе, что имеет значительное влияние на развитие банковского сектора страны в целом.
Впрочем, кредитный бум в России в сравнении с Западом - понятие весьма относительное. Сегодня лишь 10% продаваемого в России жилья покупается с помощью ипотеки, и около 10-12% автомобилей продается в кредит. В США и Европе ссуды стали инструментом покупки 50-70% жилья и 60-90% - авто. Россия вполне способна достичь если не таких же, то сопоставимых отметок. По мнению Эрез Махарал, аналитика компании Meridian Companies House, прирост кредитного портфеля российских банков в относительных цифрах действительно впечатляет. Но если посмотреть на количество россиян, взявших кредиты, то удельный вес заемщиков по отношению к общему количеству населения крайне низок. Настоящий рост еще впереди.
Об этом говорят и флагманы российского финансового рынка. По оценке Анатолия Аксакова, президента Ассоциации региональных банков России, кредитный бум продлится еще несколько лет: «Существуют объективные показатели - соотношение кредитной задолженности и ВВП. По этому показателю мы серьезно отстаем не только от Западной, но и от Восточной Европы. Например, доля потребкредитов в России - не более 6% ВВП, а в Европе - более 15%. По ипотечным кредитам отставание составляет два порядка».
Впрочем, в последнее время мажорное состояние российского рынка потребкредитования изрядно подпортил признак кризиса, который на этот раз начал бродить в США. Практически рухнула отлаженная десятилетиями система ипотечного (основного для Соединенных Штатов) кредитования, вследствие чего вся мировая банковская система испытывает определенный кризис ликвидности и обеспокоена судьбой розданных взаймы денег.
Для российских банков, основным источником средств которых служили не собственные капиталы, а заимствования, сделанные на западных финансовых рынках, это особенно актуально.
Несомненный «плюс» потенциального кредитного кризиса в том, что российский банк стал задумываться над корректностью взаимоотношений с заемщиками. Чему немало поспособствовали ЦБ, принудивший банки раскрывать в договорах размер эффективной процентной ставки - истинную «цену» кредита, прокуратура, которая, при рьяной поддержке Роспотребнадзора, занялась проверкой банка «Русский стандарт». Итогом проверки стали предупреждение прокуратуры о том, что некорректное кредитование может стать причиной «социальной напряженности» и… отмена с 15 августа 2007 г. всех комиссий в банке « Русский Стандарт», а также закрытие «Агентства по сбору долгов».
Снизив ставки по кредитам, «Русский Стандарт» повысил требования к заемщикам, что привело к трансформации всего бизнеса, кредитный портфель по результатам 2007 года сократился почти на 17% (с 161 млрд. рублей на конец 2006 года до 134 млрд. рублей на конец 2007-го, по данным ЦЭА «Интерфакс»), притом что прежде рост составлял более 70% в год.
2.1 Влияние проблем ликвидности на политику потребительского кредитования.
В условиях проблем с ликвидностью банки начали в массовом порядке избавляться от ценных бумаг и ужесточать условия потребительского кредитования.
Проблемы с ликвидностью у российских банков начались еще летом 2007г., что не могло не сказаться на общих показателях банковской системы. Нет ничего удивительного в том, что основные показатели банков существенно снизили темпы роста. Так, активы 200 крупнейших банков, исправно росшие не менее чем на 10% за квартал, с 1 июля по 1 октября 2007г., выросли менее чем на 5%. У 46 из 200 крупнейших банков активы за этот период снизились. Причем среди них такие крупные банки, как Газпромбанк, "Уралсиб", "Русский стандарт", Ситибанк. Наибольшее снижение активов показали банки "Русский стандарт" (почти 22 млрд. рублей) и Ситибанк (более 17 млрд рублей).
Всего лишь два показателя у 200 крупнейших российских банков выросли в третьем квартале относительно второго, это бюджетные счета и кредиты.
Самое интересное тут то, что и рост кредитов, и рост просроченных кредитов происходит не за счет потребительских кредитов, которые наиболее активно росли до сих пор. За третий квартал общий объем потребительских кредитов, выданных 200 крупнейшими по этому показателю банками, вырос немногим более чем на 12%, тогда как во втором квартале 2007 года рост этого показателя превысил 14%. Таким образом, доля потребительских кредитов в общем объеме выданных кредитов несколько сократилась.
Стоит отметить, что и снижение прироста потребительских кредитов по банкам особенно заметно среди лидеров. Так, среди 20 крупнейших банков по объему выданных потребительских кредитов только у пяти в третьем квартале рост этого показателя превысил рост, достигнутый во втором квартале. Как по объему выданных потребительских кредитов, так и по приросту с большим отрывом впереди всех идет Сбербанк. Но и у него рост замедлился как в относительных показателях (9% в третьем квартале против 10% во втором), так и в абсолютных величинах (72 млрд. рублей в третьем квартале против почти 74 млрд. рублей во втором).
Что же касается главного преследователя Сбербанка по части потребкредитования банка "Русский стандарт", то у него объем выданных потребительских кредитов снизился почти на 3 млрд. рублей, что составляет почти 2% его кредитного портфеля. Впрочем, и во втором квартале этого года рост выданных им кредитов нельзя назвать сколько-нибудь заметным -- менее 1%, или 1,5 млрд. рублей. Скорее всего, этот факт объясняется продажей "Русским стандартом" портфеля автокредитов банку ВТБ 24, что опять-таки было вызвано проблемой с ликвидностью, которую ощутили большинство российских банков в третьем квартале. Неудивительно, что ВТБ 24 в таких условиях увеличил свой портфель потребительских кредитов почти на 28 млрд. рублей, что составило почти 37%, и обошел Росбанк, выросший менее чем на 4,5%. Таким образом, ВТБ 24 вошел в тройку крупнейших российских банков по объему выданных потребительских кредитов.
Вместе с тем стоит отметить, что и рост просрочки у 200 крупнейших банков по объему выданных потребительских кредитов замедлился и впервые за год был ниже 20%. При этом у лидера по просроченным потребительским кредитам -- "Русского стандарта" -- их прирост за квартал превысил 30%, а у идущего весь год вторым по этому показателю ХКФ Банка рост оказался меньше 5%. У занимающего третье место Сбербанка просрочка по потребкредитам выросла более чем на 17%. Если говорить о росте просроченных потребкредитов, то в первой тройке будет лишь одно изменение: место ХКФ Банка займет Альфа-банк. У "Русского стандарта" прирост просроченной задолженности превысил 7,5 млрд. рублей, у Альфа-банка приблизился к 1,5 млрд. рублей (рост более 50%), а у Сбербанка превысил 1 млрд. рублей.
Если вдуматься, все эти явления довольно логичны. В ситуации, когда не хватает ликвидности, банки продают ценные бумаги и направляют полученные средства в кредитование. Причем не в потребительское кредитование, где риски заметно выше, а в кредитование юр.лиц. Другими словами, в нынешних условиях банки ищут ликвидность и стараются вкладывать средства с минимальным возможным риском даже в ущерб доходности.
Как следует из данных Банка России, банки предпочитают выдавать долгосрочные кредиты. С октября 2007-го по апрель 2008 года объем рублевых жилищных, в том числе ипотечных кредитов увеличился на 220 988,1 млн. руб., в то время как с апреля по октябрь 2007 года -- на 199 831,8 млн. руб. В условиях кризиса крупные банки сделали ставку на длинное кредитование, поскольку этот сегмент кредитования не только демонстрирует самые высокие темпы прироста, но и позволяет привлечь более стабильную клиентуру, чем краткосрочные потребительские кредиты. Однако, ограниченность в средствах банков без государственного или иностранного участия дает последним возможность в условиях кризиса существенно увеличить свою долю рынка.
Вместе с тем эксперты указывают, что, если напряженная ситуация на финансовом рынке продолжится, чрезмерное увлечение длинным кредитованием может ухудшить операционные показатели отдельных игроков. Доходность длинного кредитования ниже, чем короткого, расходы же банков остаются на прежнем уровне, а стоимость фондирования дорожает. Правда, по мнению других экспертов, проблемы отдельных банков вряд ли отразятся на всей банковской системе. "Половину рынка кредитования физ.лиц в России контролирует Сбербанк, а ему проблемы не грозят", - резюмирует топ-менеджер российского банка.
Глава 3. Структура рынка потребительского кредитования
Если рассмотреть структуру рынка потребительского кредитования по целям кредита и степени его обеспеченности, то она будет выглядеть следующим образом (рис. 1).
Рис.1. Структура рынка потребительского кредитования
Сейчас на рынке потребительского кредитования представлено несколько типов кредитных продуктов.
Стандартный банковский кредит, целевой или на неопределенные цели, получить который можно в отделении банка. Для этого надо пройти более или менее сложную процедуру рассмотрения заявки - банк принимает решение в течение нескольких дней или недель. Как правило, стандартный банковский кредит сопровождается относительно высокими требованиями к заемщику, требуется подтверждение его доходов или залог. Однако, имея такие гарантии, банк снижает свои риски и в результате предлагает более низкие ставки.
Самостоятельный и относительно новый вид кредитования для частных лиц на российском рынке - овердрафт. Этот банковский продукт характеризуется определенным лимитом задолженности, который может погашаться и возобновляться в полном объеме в течение срока действия договора несколько раз. В рамках овердрафта происходит кредитование расчетного счета клиента при отсутствии или нехватке денежных средств в пределах установленного договором лимита. Получение овердрафта предполагает довольно тесные отношения между банком и клиентом, при этом банк предпочитает клиентов, которым он может доверять, - как правило, получение овердрафта предполагает наличие положительной кредитной истории. Крайне желателен и подтвержденный высокий доход. Ставки здесь устанавливаются довольно высокие, но надо иметь в виду, что этот продукт максимально удобен в использовании с потребительской точки зрения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7