Рефераты. Правовые механизмы функционирования различных видов банковских счетов

p align="left">Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном в кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Таможенные органы получают сведения, составляющие банковскую тайну, в порядке, установленном п. 6 Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 25.10.94 № 2014, и ст. 336 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее НК РФ); налоговые органы - в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Органы налоговой полиции вправе получать сведения, составляющие банковскую тайну, только в порядке, установленном для органов предварительного следствия, т.е. по возбужденным уголовным делам с согласия прокурора (письмо Верховного Суда РФ от 19.11.01 № 110-5, адресованное в Ассоциацию российских банков).

Кредитные организации представляют сведения, составляющие банковскую тайну, в Комитет РФ по финансовому мониторингу в порядке, установленном ст. 6, 7 закона 115-ФЗ и Положением ЦБ РФ от 28.11.2001 № 161-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» - Счетной палате предоставлено право требовать от ЦБ РФ, банков и иных кредитно-финансовых учреждений представления всей необходимой документации и информации по вопросам, входящим в ее компетенцию. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на банки и другие финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества (ст. 12 Закона о банках).

За разглашение банковской тайны ЦБ РФ кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом (ст. 26 Закона о банках).

Указанные организации могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков. Кроме того, клиент вправе потребовать возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст. 151 и 152 ГК РФ.

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, могут повлечь уголовную ответственность соответствующих лиц в случаях, предусмотренных в ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

Установлены две формы ограничения права владельца счета свободно распоряжаться своими денежными средствами: арест денежных средств и приостановление операций.

Арест налагается компетентным органом не на счет, а на остаток средств на банковском счете, который представляет собой имущество владельца счета, находящееся у третьего лица, т.е. в банке. Поэтому арест ограничивает не только право владельца счета свободно распоряжаться своим имуществом, но и обязанность банка по его возврату путем совершения расходных банковских операций (ст. 27 Закона о банках). В отличие от ареста приостановление расходных операций - иная мера. Она затрагивает только порядок исполнения договора банковского счета и может быть применена как при наличии, так и при отсутствии остатка средств на счете. Эта мера может касаться приостановления всех расходных операций или какой-либо одной из них [72, c. 44]

Пределы ареста средств на счете по сумме должны быть указаны в решении о наложении ареста. Судебная практика признала неправомерным наложение ареста на весь остаток счета без учета размера задолженности его владельца. При наличии в банке нескольких счетов одного и того же клиента в решении необходимо уточнить, средства на каких счетах подлежат аресту.

Приостанавливать операции по счетам вправе:

1) таможенные органы - до момента фактической уплаты таможенных платежей (ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации);

2) руководитель налогового органа - чтобы обеспечить решение, по которому взыскивается налог или сбор (ст. 76 НК РФ);

Указанное ограничение не распространяется на платежи более льготных очередей;

3) органы казначейства - в отношении средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетных (федеральных) средств, в случаях непредставления (или отказа предъявить) бухгалтерских и финнансовых документов, связанных с использованием указанных средств (ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

4) Центральный банк - в отношении операций, осуществляемых кредитными организациями по их корреспондентским счетам (ст. 75 Закона о ЦБ РФ);

5) органы и агенты валютного контроля - в случае непредставления обязанными лицами документов, необходимых для осуществления такого контроля, и сведений по вопросам, возникающим при проверках. Сама эта санкция должна быть направлена исключительно на то, чтобы предотвратить нарушение (подп. «б» п. 1ст. 15 Закона о валютном регулировании).

6) вопрос о возможности приостановления операций по счетам в банках по решению органов налоговой полиции вызывает споры в правоприменительной практике. Федеральным органам налоговой полиции предоставлено право приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Однако с момента вступления в силу части первой НК РФ органы налоговой полиции утратили функции, связанные с осуществлением налогового контроля, в частности с исчислением и уплатой налогов, что является основанием для приостановления операций по п. 4 ст. 11 указанного Закона о валютном регулировании.

Законом о банкротстве предусмотрено, что применение к должнику ряда процедур в рамках процесса о банкротстве изменяет порядок введения мер по ограничению его права распоряжаться имуществом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 81 указанного Закона с момента вынесения определения о введении финансового оздоровления арест имущества должника (иные ограничения) может быть наложен исключительно в рамках процесса о банкротстве. Аналогичные последствия установлены при введении внешнего управления (п. 1 ст. 94). С открытием конкурсного производства снимаются ранее наложенные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов, иных ограничений не допускается (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).

Расторжение договора банковского счета - закрытие банковского счета в кредитной организации, прекращение требований от банка клиенту и от клиента к банку:

1) договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время;

2) по требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:

- когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;

- при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором;

3) остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента;

4) расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.

3.3 Проблемы правового регулирования банковских счетов

Рассматривая банковскую деятельность банковской системы Российской Федерации на предмет существования проблемы, не вольно задумываешься, можно ли найти «узкое место» в огромно законодательно урегулированном до основания массиве банковских актов, положений применимо к реальной жизненной ситуации. Оказывается можно.

Вспомним, как впервые появилась Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее №28-И). Первые месяцы применения новой Инструкции №28-И выявили многочисленные недостатки ее редакции, послужившие причиной длительной переписки между кредитными организациями, Ассоциацией российских банков и Банком России относительно толкования Инструкции №28-И и корректного устранения обнаруженных пробелов.

При разработке Инструкции №28-И ее авторы ставили цель собрать в едином документе все правила об открытии и закрытии всех клиентских счетов, открываемых во исполнение договора банковского счета, а также договора банковского вклада, как в рублях, так и в иностранной валюте [85, c. 198]. Эта идея реализована в Инструкции №28-И лишь частично, поскольку из ее преамбулы следует, что она не распространяется на открытие некоторых видов счетов. Инструкция №28-И устанавливает порядок открытия и закрытия в Российской Федерации кредитными организациями (филиалами), подразделениями расчетной сети Банка России банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой, в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах. Действие Инструкции не распространяется на порядок открытия и закрытия счетов кандидатов на выборные должности различных уровней, счетов избирательных комиссий различных уровней, счетов, открываемых для внесения избирательного залога, счетов по вкладам военнослужащих, открываемых в полевых учреждениях Банка России, а также счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета, вклада (депозита).

Все виды счетов, порядок открытия и закрытия которых регулируется Инструкцией №28-И, поименованы в п. 2.1, где предусмотрено следующее правило. Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах:

- текущие счета;

- расчетные счета;

- бюджетные счета;

- корреспондентские счета;

- корреспондентские субсчета;

- счета доверительного управления;

- специальные банковские счета;

- депозитные счета судов, подразделений Службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов;

- счета по вкладам (депозитам).

Соответственно предполагается, что другие виды клиентских и депозитных счетов банки открывать не вправе. При применении указанной нормы банки обнаружили, что в указанном перечне отсутствуют многие ранее использовавшиеся счета.

Так, в п. 2.1 Инструкции №28-И не поименован расчетный субсчет (или субрасчетный счет). Последний согласно ранее действовавшей Инструкции Госбанка СССР должен был открываться для обособленных подразделений юридического лица. Поэтому у практиков возникли вопросы: можно ли открывать субрасчетные счета в будущем, если нет, то какие счета следует открывать обособленным подразделениям юридических лиц, и как поступить с ранее открытыми субрасчетными счетами? Например, можно ли их закрыть и в каком порядке? Эти вопросы были поставлены перед Центральным банком РФ в письме Ассоциации российских банков от 26 декабря 2006 г. № А-02/5-681. В ответ, в письме, Юридический департамент Банка России сослался на Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», которое не предусматривает возможности ведения банками субрасчетных счетов обособленным подразделениям юридических лиц. В связи с этим был сделан вывод, что субрасчетные счета обособленных подразделений юридического лица подлежат исключению из документов бухгалтерского учета банка. Пункт 4.3 Инструкции №28-И предусматривает возможность открытия расчетного счета обособленному подразделению юридического лица (филиалу, представительству). При этом банкам рекомендовано заблаговременно известить клиента о предстоящем изменении реквизитов его банковского счета, а клиенту в свою очередь - своих контрагентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.