3. на современном этапе структура государственных внебюджетных фондов постоянно изменяется - часть из них упразднена, другие объединены, третьи прекратили свою деятельность.
Охарактеризовав сущность и понятие государственных внебюджетных фондов, необходимость их создания, виды и основные функции фондов, имеет смысл перейти к более подробному рассмотрению финансово-правовых положений внебюджетных социальных фондов, а также институциональных основ обязательного социального страхования.
1.2 Институциональные основы обязательного социального страхования в современных условиях
Основой социальной политики Российской Федерации является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая материальную поддержку, медицинскую помощь и социальную защиту граждан.
Социальное государство призвано обеспечивать гражданские права всем членам общества, соблюдать справедливость, предоставлять социальные гарантии. Основой системы социальной защиты являются государственные социальные гарантии удовлетворения наиболее значимых для человека и всего общества потребностей. В западной литературе наивысший уровень системы социальной защиты, обеспечивающий ее универсальность и всеобщую доступность населению, получил название «социальная безопасность». В России в 1920-е гг. данное понятие нашло отражение в термине «социальное обеспечение» (40, с.50).
Россия заявила о своей приверженности одному из основополагающих принципов современного демократического государства. Суть этого принципа в том, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является личным делом человека, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае если человек по тем или иным причинам не может обеспечить себя материально, государство оказывает ему необходимую поддержку. Такой подход отвечает положению, закрепленному в Конституции, где сказано, что в «Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (2, ст.7).
По своей сущности обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В начале ХХ столетия низкая продолжительность жизни сочеталась с длительным периодом трудовой деятельности и коротким периодом жизни после выхода на пенсию. При этом пожилые лица почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Старость была синонимом бедности. Кроме того, защиты от других видов социального риска также практически не было. Широко распространены были инфекционные заболевания; весьма ограниченным оставался доступ к медицинскому обслуживанию, к тому же оно было дорогим; рождение ребенка зачастую было связано с многочисленными трудностями, как для ребенка, так и для матери. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а часто и с резким понижением их социального статуса. Безработица означала материальные лишения, а нередко - и нищету. Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а впоследствии - предпринять меры по их предупреждению и снижению.
В настоящее время перечень рисков, на основании которых производится компенсация, устанавливается федеральным законом от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В соответствии с данным законом к таким рискам относятся: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении (5).
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения (табл. 1):
Важной отличительной особенностью социального государства является наличие эффективной системы социальной защиты населения, в том числе социального страхования и социального вспомоществования. При этом следует обратить внимание на то, что сути их принципиально различны.
Табл.1.
Страховое обеспечение по видам социальных страховых рисков.
Виды страхового обеспечения обязательного социального страхования
пенсии
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
пенсия по случаю потери кормильца;
пособия
пособие по временной нетрудоспособности; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
пособие по беременности и родам;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
пособие по безработице;
пособие на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение
виды оплат
оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Эффективность социального страхования объясняется его способностью решать крупные социально-экономические задачи национального масштаба: обеспечивать для работников, попавших в трудную жизненную ситуацию и лишившихся при этом источника доходов, компенсационные выплаты в виде пособий и пенсий, а также предоставлять им всестороннюю медицинскую помощь.
Следует отметить сильные стороны института социального страхования, который выгодно отличается от других институтов страховой защиты: социальное страхование более надежно и стабильно функционирует по причине масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством; общая финансовая нагрузка не так обременительна, так как обязательный по закону характер обеспечивает регулярный и массовый объем страховых поступлений; нормы страховой защиты обеспечивают широкий круг профилактических и реабилитационных услуг (72, с.18).
Реализация мер по социальному страхованию осуществляется путем обеспечения по обязательному социальному страхованию (социальному обеспечению), т.е. исполнения страховщиком и страхователями своих обязательств перед застрахованными при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством.
Социальное страхование конкурирует с личным страхованием, но имеет ряд отличительных признаков: оно обязательно для плательщиков страховых взносов; страхование производится автоматически, помимо воли и желания застрахованного; страхование связано с трудовыми отношениями и должно охватывать только трудящихся. Выплаты, не связанные со стажем работы по найму, относятся к социальному обеспечению. Государство курирует фонд социального страхования, т.к. гарантирует бесперебойное поступление в него отчислений от учреждений и предприятий и с помощью законов определяет порядок страховых выплат.
Источником взносов на социальное страхование фактически является заработная плата застрахованного лица. Формально взносы по линии социального страхования делает не застрахованный, а его наниматель, однако в экономическом плане эти взносы можно считать вычетами из заработной платы. Финансовые ресурсы социального страхования организуются в форме специализированных фондов, которые создаются за счет застрахованных (33, с.10). Этим оно отличается от социального обеспечения, которое полностью базируется на средствах государственного бюджета. Социальное страхование является самострахованием трудящихся, в то время как социальное обеспечение представляет собой систему помощи неимущим (больным, престарелым, нетрудоспособным) со стороны государства за счет доходов государственного бюджета. В условиях кризисного развития социальное страхование не может полностью заменить социальное вспомоществование, оказываемое некоторым категориям населения вне зависимости от наличия страховки.
Соотношение социального страхования и социального вспомоществования традиционно является предметом политических и экономических дискуссий. Сторонники бюджетного социального планирования исходят из того, что государство обязано помогать нетрудоспособным гражданам, поскольку те в свое время платили государству налоги. С этой точки зрения выплаты пенсий престарелым гражданам представляют собой в определенной степени экономические эквивалентные отношения по схеме трудовой вклад - пенсия (84, с.53).
Завершая рассмотрение сущности социального страхования, следует обратить внимание на то, что мировой опыт становления и развития социального страхования позволяет определить ряд основополагающих принципов: личной (индивидуальной) материальной ответственности, солидарной взаимопомощи, оптимальной поддержки (субсидиарности), взаимной ответственности.
Основополагающая роль в организации социального страхования принадлежит принципу личной ответственности работников, который проявляется в тех жизненных ситуациях, когда человек не может своим трудом зарабатывать себе на жизнь: старость, болезнь, инвалидность, безработица. Человек должен учитывать возможность наступления неблагоприятных периодов в своей жизни и заранее предусматривать предупредительные меры: формировать резервы, заботиться о своем здоровье и т.д.
В советской системе социального страхования на практике отсутствовало применение принципа личной ответственности. Основным принципом являлся принцип безвозмездной помощи, применяемый для уязвимых слоев населения. В результате в сознании широких масс населения страны прочно укоренились определенные социалистические стереотипы, связанные с «бесплатностью социального обеспечения» и «обязанностью государства предоставлять социальное обеспечение», что в итоге серьезно деформировало представления о роли личности и ее ответственности за свое материальное благополучие в случае наступления болезни, инвалидности, старости. В действительности государство с помощью своего бюджета может обеспечить только очень невысокий уровень социальной защиты (74, с.24).
Сильными сторонами принципа солидарной взаимопомощи выступают: проявление справедливости и сочувствия между людьми, практическое воплощение реализации прав человека и его основных свобод. Основой солидарной взаимопомощи является общепризнанная установка человеческого общежития: в любом обществе его члены взаимосвязаны, а поэтому должны отвечать друг за друга.
Суть принципа субсидиарности состоит в том, что человек и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству только тогда, когда человек не в состоянии должным образом выполнять обязанности. Принцип реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношении к государственному бюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13