Развитие страхования ответственности идет вместе с техническим прогрессом, осознанием гражданами своих прав, ростом благосостояния населения, увеличением размеров ущерба и затрагивает практически все сферы жизни, что обусловливает лидирующие позиции этого вида страхования и в будущем.
В Республике Казахстан страхование гражданско-правовой ответственности представлено следующими видами:
- страхование гражданско-правовой ответственности владельцев средств транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с его обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием им транспортного средства.
- страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с его обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с использованием им транспортного средства в качестве перевозчика.
- страхование гражданско-правовой ответственности по договору представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в случаях, предусмотренных статьей 812 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
- страхование гражданско-правовой ответственности за причинение вреда представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в случаях, предусмотренных статьей 811 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
Деятельность страховой организации на территории Республики Казахстан осуществляется на основании лицензии по отрасли «страхование жизни» или лицензии по отрасли «общее страхование» в пределах соответствующих классов страхования, указанных в лицензии. Деятельность в отрасли «общее страхование» не может:
- совмещаться с деятельностью в отрасли «страхование жизни»;
- осуществляться в форме накопительного страхования /4/.
Вид страхования представляет собой страховой продукт, разрабатываемый и предоставляемый страховой организацией страхователю в пределах одного или нескольких классов страхования посредством заключения договора страхования. Страховая организация вправе осуществлять деятельность по разработанному ею виду страхования только после согласования правил страхования с уполномоченным государственным органом. Каждый вид обязательного страхования является отдельным классом страхования.
Таким образом, отрасль страхования объединяет виды страховой деятельности по принципу однородности страхуемых рисков. Возможны различные способы классификации отраслей страхования.
Основной целью указанного вида страхования является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, которым был причинен вред владельцем автотранспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), то есть если причинитель вреда застраховал свою ответственность, то потерпевший не окажется без возмещения своих убытков. В этой связи каждый владелец, эксплуатируя автотранспортное средство, обязан застраховать свою гражданско-правовую ответственность, поскольку автотранспорт является источником повышенной опасности.
К средствам автотранспорта относятся автомобили: легковые, грузовые, грузопассажирские, микроавтобусы, автобусы, троллейбусы, трамваи, мототранспорт, а также прицепы к ним. Страхование осуществляется путем заключения договора страхования между страховщиком (страховой организацией) и страхователем.
Договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств прекращает свое действие в случаях: истечения срока действия; досрочного прекращения; осуществления страховщиком страховой выплаты по первому наступившему страховому случаю, если договором или законодательными актами об обязательном страховании не предусмотрено иное. При досрочном прекращении договора обязательного страхования страхователь имеет право на возврат части страховой премии в размерах, предусмотренных Законом.
Страховым случаем выступает событие, при котором вред третьим лицам, за который отвечает страхователь, причиняется воздействием автотранспортного средства, находящегося во владении страхователя. Обычно таким событием признается ДТП с участием указанного в договоре страхователя автотранспортного средства. Это событие, в результате которого погибли или ранены люди, повреждены автотранспортные средства, сооружения, грузы или причинен иной материальный ущерб.
Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности» страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств предусмотрено и как добровольный вид страхования. Параллельное существование указанного вида страхования в обязательной и добровольной формах нередко вводит в заблуждение страхователей.
По обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств размеры страховых премий и страховых выплат утверждены Правительством Республики Казахстан.
По добровольному виду правила (условия) страхования разрабатываются и тарифы (со ссылкой на источники) устанавливаются страховыми организациями и согласовываются с Национальным банком.
Таким образом, изучение теоретических основ транспортного страхования позволило сделать следующие выводы:
1. По своей сути страхование - это система экономических отношений, включающая совокупность форм и методов создания специального фонда средств и его использования для возмещения ущерба от неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам и их семьям помощи при наступлении различных событий в их жизни: дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.
2. Отрасль страхования объединяет виды страховой деятельности по принципу однородности страхуемых рисков. Возможны различные способы классификации отраслей страхования: по объектам страхования, по критерию ответственности, по принципу однородности рисков и т.д.
3. В зависимости от объекта страхования, имущественное страхование может быть представлено в виде страхования транспортного средства. В этом случае целью страхования является возмещение ущерба владельцу транспортного средства.
4. Также владелец транспортного средства, в соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», должен заключить договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Данный вид транспортного страхования призван возместить ущерб третьим лицам, причиненный транспортным средством страхователя.
Согласно трактовке Большого экономического словаря, автотранспортное страхование - это специализированная область страхования, связанная с эксплуатацией средств автотранспорта /11, с. 29/.
В развитии автотранспортного страхования в нашей стране можно выделить шесть этапов его развития, наглядно представленных в таблице 2.
Таблица 2. Этапы развития рынка автотранспортного страхования
Период
Наименование этапа
Характерные факторы
1969-1985
Этап первоначального формирования системы добровольного транспортного страхования
Добровольное страхование средств транспорта, принадлежавшим граж-данам, стало развиваться как самостоятельный вид страхования в СССР.
1986-1991
Этап развития системы добровольного страхования транспорта
2. Введение новых Правил добровольного страхования транспортных средств и наличием условий для введения страхования ГО участников дорожного движения.
3 Этап
1992-2000
Этап формирования системы гражданской ответственности участников дорожного движения.
2. Принят Закон «О страховании» и введено обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Наблюдается бурный рост числа страховых компаний.
4 Этап
2001-2003
Этап окончательного введения института обязат. страхования ответственности владельцев транспорта
Страницы: 1, 2, 3, 4