Рефераты. Реформа системы обязательного медицинского страхования: возможности и проблемы реализации

труктура системы обязательного медицинского страхования в 2009 году представлена на рисунке 1.

Рисунок 1

В системе обязательного медицинского страхования на 1 января 2010 года застраховано 142,3 млн. человек, что на 382 300 (0,3%) человек меньше, чем на 1 января 2009 года. Снижение численности застрахованных граждан произошло в результате актуализации базы данных.

Из общей численности застрахованных граждан 139,6 млн. человек (98,1%) обеспечены страховыми медицинскими полисами.

В структуре застрахованных граждан на основании договоров обязательного медицинского страхования работающие граждане составили 41,4%, неработающие граждане -58,6%, из них дети до 18 лет - 26,7 млн. человек, или 18,8%.

Страхование граждан в основном осуществлялось страховыми медицинскими организациями: 139 млн. человек, или 97,7% от общей численности застрахованных граждан.

Реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования

В 83 субъектах Российской Федерации и г. Байконур были сформированы территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2009 году.

Расчетная стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования (с учетом районных коэффициентов, федерального подушевого норматива финансового обеспечения за счет средств обязательного медицинского страхования - 4 059,6 рублей, численности застрахованного населения на 01.01.2009 - 142,6 млн. человек) составляет 669 253,88 млн. рублей.

Утвержденная стоимость территориальных программ обязательного медицинского страхования в целом по Российской Федерации, по предварительным данным, составляет 529585,65 млн. рублей.

Защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования

Во всех субъектах Российской Федерации и г. Байконуре продолжено проведение мониторинга по защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их филиалы и страховые медицинские организации поступило от граждан 15,8 млн. обращений, из них 38900 - обоснованные жалобы (0,2% от общего числа обращений).

По обоснованным жалобам сложилась следующая структура:

взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования - 32,0%;

организация работы медицинских организаций - 20,0%;

лекарственное обеспечение - 13,5%;

отказ в оказании медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию - 10,3%;

качество медицинской помощи - 7,4%;

прочие причины- 16,8%.

Одним из основных разделов работы по защите прав граждан в системе обязательного медицинского страхования является организация и проведение контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования, этапами которого являются: медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза, экспертиза качества медицинской помощи.

Контрольно-ревизионная деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования проведены контрольные мероприятия в субъектах Российской Федерации. Основными нарушениями являются:

расчет дифференцированных подушевых нормативов осуществляется на численность проживающего населения, а не застрахованного (Хабаровский край);

не применяются "корректирующие коэффициенты" при финансировании страховых медицинских организаций (Республика Хакасия, Кемеровская область);

применение коэффициента предыдущих затрат для страховых медицинских организаций (Ханты-Мансийский автономный округ);

расчет финансирования без учета всех поступлений (сумм штрафных санкций по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, средств субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и фактических расходов на содержание территориального фонда (Псковская и Иркутская области).

Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации выявлены факты:

оплаты территориальными фондами счетов медицинских организаций за медицинскую помощь, оказанную незастрахованному населению или гражданам, на которых не заключен договор обязательного медицинского страхования (Хабаровский край, Ростовская область);

финансирования страховых медицинских организаций на обязательное медицинское страхование при отсутствии дифференцированных подушевых нормативов, исходя из потребности в средствах, необходимых для оплаты счетов медицинских учреждений за оказанную медицинскую помощь в ходе проверок прошлого года были зарегистрированы всего в двух территориальных фондах (Архангельская область и Ненецкий округ);

оплаты изделий медицинского назначения и лекарственной продукции, расходуемой медицинскими учреждениями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования или страховыми медицинскими организациями по договорам с поставщиками с последующим уменьшением финансирования медицинских организаций (Орловская и Ростовская области, Хабаровский край, Республики Коми и Хакасия).

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования по информатизации и информационная безопасность

Основными направлениями деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования по информатизации в 2009 году являлись:

проведение работ по организации единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования, созданию и развитию Государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, обеспечению регулярного обмена данными между участниками обязательного медицинского страхования, в том числе:

развитие информационной инфраструктуры системы обязательного медицинского страхования;

продолжение проектирования, создания и развития прикладных информационных систем;

промышленная эксплуатация Унифицированной системы сбора и обработки информации Федерального фонда обязательного медицинского страхования, отраслевой информационно-справочной системы с доступом через сеть Интернет, сопровождение портала системы обязательного медицинского страхования;

организация технической поддержки лицензионного общесистемного программного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования;

информационное и нормативно-методическое обеспечение реализации Федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В рамках проектирования, создания и развития прикладных информационных систем продолжалось создание Единой интегрированной системы сбора и обработки отчетной информации - многоуровневого территориально-распределенного программного комплекса, охватывающего субъекты информационного пространства системы обязательного медицинского страхования и предназначенного для консолидации и анализа информационных ресурсов, характеризующих функционирование системы обязательного медицинского страхования.

В 2009 г. завершена разработка технического проекта Единой интегрированной системы сбора и обработки информации и создана 1-я очередь системы, в рамках которой были консолидированы данные, поступающие от основных прикладных информационных систем Федерального фонда обязательного медицинского страхования в едином хранилище, допускающем самостоятельную аналитическую обработку информации сотрудниками подразделений Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Работа Федерального фонда обязательного медицинского страхования по информационной безопасности в 2009 году проводилась по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-методического обеспечения системы обязательного медицинского страхования по вопросам организации информационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

разработка и реализация комплексной системы мероприятий по технической защите конфиденциальной информации Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

организация обработки персональных данных в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования в соответствии с требованиями федеральных законов от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", от 19.12.2005 №160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных", от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", а также нормативных документов Мининформсвязи России, ФСБ России и ФСТЭК России;

организация конфиденциального делопроизводства в системе обязательного медицинского страхования;

организация и осуществление защищенного электронного документооборота между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и остальными участниками системы обязательного медицинского страхования по сети ViPNet № 554;

сопровождение работ по вводу в промышленную эксплуатацию удостоверяющего центра электронной цифровой подписи в автоматизированных информационных системах единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования и последующего осуществления его функционирования;

Совершенствование нормативно-правовой базы системы обязательного медицинского страхования

В 2009 году Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществлял подготовку 12 законопроектов, 8 проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, более 300 приказов и распоряжений.

Продолжалась подготовка и утверждение нормативных правовых документов, направленных на развитие и модернизацию системы обязательного медицинского страхования, в том числе:

по предложению Федерального фонда обязательного медицинского страхования внесены изменения в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", позволяющий получать в системе обязательного медицинского страхования ОМС информацию от органов ЗАГС о регистрации смерти и рождении с целью своевременной актуализации информации;

приняты изменения в Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования в части наделения Федерального фонда обязательного медицинского страхования правом осуществлять защиту информации ограниченного доступа;

приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования о межтерриториальных расчетах, устанавливающий источник финансирования по межтерриториальным расчетам, условия их осуществления, а также форматы, структуры и порядки ведения реестров и соответствующих актов сверки;

приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования об обеспечении информированности прав граждан при получении медицинской помощи по программе ОМС, предусматривающий унификацию подходов к обеспечению информированности со стороны территориальных фондов и страховых медицинских организаций;

В установленные сроки принимались нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию нацпроекта "Здоровье".

Заключение

Актуальность проблемы модернизации обязательного медицинского страхования обусловлена самим ходом исторического развития системы здравоохранения. Следует подчеркнуть, что для гармонизации обязательного, добровольного медицинского и "лекарственного" страхования предварительно требуется совершенствование государственного регулирования правовых, экономических, организационных отношений в сфере производства, продажи, потребления платных медицинских услуг населению.

Мировой опыт финансирования здравоохранения свидетельствует о том, что нет ни одной экономически развитой страны, которая не использовала бы в той или иной форме рыночные, конкурентные страховые модели (методы) финансирования медицинской помощи, предоставление которой гражданам гарантированно государством на бесплатной основе.

История использования страховых принципов оплаты гарантированной Государством медицинской помощи гражданам насчитывает более 150 лет, и тенденций на отказ от этих принципов нигде не замечено.

Более чем пятнадцатилетний опыт реализации страховых принципов оплаты медицинской помощи в Российской Федерации является тому подтверждением. Главные подходы, которые нужно решать в любом деле это - последовательность, комплексность, системность и завершенность. Это и есть основные вехи системы, на которых происходят основные сбои в управлении.

Список использованной литературы:

1. Кравченко Н.А. Реформа обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации глазами страховщика. // Экономика здравоохранения. - № 8. - 2008. - c.18-22.

2. Комаров Ю.М. Организация медицинского страхования в России и за рубежом. // Вестник государственного страхования. - №9. - 2005. - с.16-23.

3. Кузнецов А.В. Реформа системы обязательного медицинского страхования на современном этапе. // Современные аспекты экономики. - №8. - 2007. - c.33-36.

4. Татарников М.А. Краткий обзор экономических реформ российского здравоохранения. // Экономика здравоохранения. - № 3-4. - 2006. - c.55-59.

5. Эстрин В. ОМС и реформа здравоохранения. // Атлас страхования. - № 4. - 2006 - c.47-49.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.