· контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;
· соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;
· надлежащая подготовка персонала;
· регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.
Кредитной организации рекомендуется доводить до участников (акционеров), кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых агентств и других заинтересованных лиц информацию по управлению операционным риском.
Правовой риск
Управление правовым риском осуществляется в целях уменьшения (исключения) возможных убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений (решений) судов.
Для выявления и оценки правового риска кредитной организации Банком России рекомендуется во внутренних документах определить [8]:
· внутренние и внешние факторы возникновения правового риска в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организации и анализ их влияния на уровень риска;
· различные методы (способы и подходы) выявления и оценки факторов возникновения правового риска;
· отличительные признаки правового риска от иных банковских рисков (например, отличие кредитного риска от правового);
· наиболее оптимальные способы получения сведений от клиентов, для установления и идентификации выгодоприобретателей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для целей мониторинга правового риска кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определять правила и порядок осуществления мониторинга изменений, внесенных в законодательство РФ и стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации.
В целях обеспечения эффективного управления правовым риском руководству кредитной организации рекомендуется:
· устанавливать порядок внесения соответствующих изменений в учредительные, внутренние документы кредитной организации в случаях изменения законодательства РФ;
· принимать своевременные меры по устранению нарушений кредитной организацией законодательства РФ;
· установить периодичность предоставления отчетов по вопросам правового риска;
· при разработке и внедрении новых технологий и условий осуществления банковских операций и других сделок, иных финансовых инноваций и технологий учитывать положения учредительных документов кредитной организации, требования законодательства РФ и стран местонахождения зарубежных филиалов кредитной организации, дочерних и зависимых организаций;
· осуществлять эффективные программы подготовки служащих и выделять для этого необходимые ресурсы;
· разработать порядок контроля за соблюдением структурными подразделениями, служащими законодательства РФ, учредительных и внутренних документов кредитной организации;
· осуществлять оценку правового риска по основным направлениям деятельности с периодичностью и в соответствии с критериями, определяемыми кредитной организацией;
· определить наиболее значимые для кредитной организации типы или виды сделок и разработать для них стандартные (типовые) формы договоров;
· установить порядок рассмотрения договоров, не относящихся к стандартным;
· возложить на подразделение (служащего) по управлению правовым риском организацию работы по минимизации правового риска;
· установить контроль за соответствием документации, которой оформляются банковские операции и другие сделки, законодательству Российской Федерации.
Риск потери деловой репутации
Управление риском потери деловой репутации необходимо в целях снижения возможных убытков, сохранения и поддержания деловой репутации кредитной организации перед клиентами и контрагентами.
Во внутренних документах кредитной организации рекомендуется определить основные принципы управления риском потери деловой репутации с учетом отечественной и международной банковской практики.
В целях выявления риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определять:
· внутренние и внешние факторы риска потери деловой репутации и порядок их выявления;
· порядок проведения анализа причин возникновения риска потери деловой репутации;
· изучение влияния факторов риска потери деловой репутации на деятельность и финансовое состояние кредитной организации;
· программу идентификации и изучения клиентов.
В целях оценки риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:
· показатели оценки уровня риска потери деловой репутации с учетом факторов его возникновения;
· порядок оценки уровня риска потери деловой репутации, в том числе на консолидированной основе;
· анализ влияния деловой репутации дочерних и зависимых организаций на уровень риска потери деловой репутации кредитной организации;
· анализ влияния благотворительной и общественной деятельности кредитной организации на ее деловую репутацию;
· анализ влияния рекламно-информационной политики кредитной организации на деловую репутацию.
В целях обеспечения эффективного управления риском потери деловой репутации руководству кредитной организации рекомендуется:
· принимать своевременные меры по устранению нарушений в деятельности кредитной организации;
· содействовать соблюдению принципов профессиональной этики, в том числе принимаемых банковскими союзами (ассоциациями), участником которых является кредитная организация;
· управлять риском потери деловой репутации с оценкой степени угрозы деловой репутации кредитной организации на перспективу;
· в процессе управления риском потери деловой репутации учитывать взаимосвязь различных рисков, их возможность дополнять, усиливать или компенсировать друг друга;
· установить порядок представления внутренней отчетности о реагировании кредитной организации на отзывы средств массовой информации, клиентов и контрагентов, учредителей (участников) и иных лиц о кредитной организации, дочерних и зависимых организациях;
· разрабатывать и осуществлять программы подготовки и переподготовки служащих;
· обеспечить идентификацию реальных владельцев кредитной организации.
Риск ликвидности
Для управления риском ликвидности в соответствии с Инструкцией Банка России «Об обязательных нормативах банков» №110-И от 16.01.2004 г., кредитным организации рекомендуется проводить:
· Разработку стратегии, политики и внутренних регламентирующих документов в области управления ликвидностью.
На постоянной основе должна проводиться оптимизация процессов управления ликвидностью, описанных во внутренних регламентирующих документах. Процесс должен быть взаимосвязан с разработкой стратегии банка, бизнес-плана, политики по управлению рисками и другими технологическими процессами [9].
· Оценку и планирование состояния ликвидности.
Процессы должны быть полностью автоматизированы и интегрированы с другими направлениями деятельности банка. Прогноз ликвидности должен учитываться при составлении бизнес-планов, структурных лимитов и ограничений, принятии бизнес-решений (выдача кредитов, покупка/продажа ценных бумаг и др).
Методику прогноза и оценки состояния ликвидности банка необходимо доработать в соответствии с международной практикой, опытом других банков.
Расчет платежных позиций должен осуществляться как минимум для 3 сценариев (базовый, «кризис в банке», «кризис рынка»).
Характеристики и параметры моделей, используемых при сценарном моделировании, должны быть детализированы и адаптированы применительно к особенностям банка.
При прогнозе состояния ликвидности необходимо учитывать кредитный и рыночный риски.
· Разработка мероприятий по восстановлению ликвидности.
Разработка должна осуществляться для различных сценариев (базовый, кризисные - «кризис рынка», «кризис банка») развития событий, влияющих на ликвидность банка. Сценарии необходимо пересматривать в зависимости от изменения рыночных условий и положения банка. Должен быть утвержден перечень мер, соответствующих каждому сценарию, который также регулярно необходимо пересматривать.
При составлении плана мероприятий нужно учитывать возможные варианты поведения банков-контрагентов, крупных клиентов в кризисных ситуациях.
Минимизация операционного риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и(или) на уменьшение (ограничение) размера потенциальных операционных убытков.
Основным методом минимизации операционного риска является разработка организационной структуры, внутренних правил и процедур совершения банковских операций и других сделок таким образом, чтобы исключить (минимизировать) возможность возникновения факторов операционного риска. При этом особое внимание рекомендуется обращать на соблюдение принципов разделения полномочий, порядка утверждения (согласования) и подотчетности по проводимым банковским операциям и другим сделкам.
Уменьшение финансовых последствий операционного риска (вплоть до полного покрытия потенциальных операционных убытков) возможно с помощью страхования.
Страхование может быть использовано и в отношении специфических банковских рисков как на комплексной основе (полис комплексного банковского страхования), так и применительно к отдельным видам рисков (например, страхование рисков, связанных с эмиссией и обращением платежных карт, страхование профессиональной ответственности служащих кредитной организации, страхование ущерба от преступлений в сфере компьютерной информации).
В целях ограничения операционного риска рекомендуется предусмотреть комплексную систему мер по обеспечению непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок.
В целях минимизации правового риска кредитные организации могут использовать следующие основные методы:
· стандартизация банковских операций и других сделок (порядки, процедуры, технологии осуществления операций и сделок, заключения договоров);
· установление внутреннего порядка согласования (визирования) юридической службой заключаемых кредитной организацией договоров и проводимых банковских операций и других сделок, отличных от стандартизированных;
· анализ влияния факторов правового риска (как в совокупности, так и в разрезе их классификации) на показатели деятельности кредитной организации;
· осуществление на постоянной основе мониторинга изменений законодательства Российской Федерации, стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации;
· подчинение юридической службы кредитной организации единоличному исполнительному органу;
· оптимизация нагрузки на сотрудников юридической службы, обеспечивающая постоянное повышение квалификации;
· обеспечение доступа максимального количества служащих к актуальной информации по законодательству;
· стимулирование служащих в зависимости от влияния их деятельности на уровень правового риска.
В целях минимизации риска потери деловой репутации в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организацией могут применяться следующие основные подходы:
· постоянный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о банковской тайне и организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
· обеспечение своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам;
· мониторинг деловой репутации учредителей (участников), дочерних и зависимых организаций;
· контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, представляемой учредителям (участникам), клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях;
· разработка системы информационного обеспечения, не допускающей использования имеющейся в кредитной организации информации лицами, имеющими доступ к такой информации, в личных интересах и предоставляющей органам управления и служащим информацию о негативных и позитивных отзывах и сообщениях о кредитной организации из средств массовой информации (периодические печатные издания, радио, телевидение, иные формы периодического распространения массовой информации, включая Интернет), иных источников; своевременное рассмотрение, анализ полноты, достоверности и объективности указанной информации; своевременное реагирование на имеющуюся информацию;
· определение порядка применения дисциплинарных мер к служащим, виновным в повышении уровня риска потери деловой репутации кредитной организации.
Стандартные способы снижения уровня риска ликвидности включают увеличение доли средств банка, направляемых в ликвидные активы и легко реализуемые на рынке активы (правительственные ценные бумаги), или использование более долгосрочных ценных бумаг для финансирования операций банка.
В настоящее время прослеживается тенденция к возрастанию банковских рисков, что может привести к возникновению значительных убытков, которые могут создавать угрозу финансовой устойчивости кредитных организаций и российской банковской системы в целом.
Процесс управления банковскими рисками состоит из следующих этапов:
· выявление рисков;
· оценка рисков;
· мониторинг рисков;
· контроль рисков;
· минимизация рисков.
Использование систем управления банковскими рисками позволит российским банкам:
· принимать обоснованные решения на основании полной информации;
· использовать адекватные процедуры оценки рисков;
· продемонстрировать международным рейтинговым агентствам высокий уровень управления рисками;
· укрепить положительный имидж в глазах существующих и потенциальных клиентов, контрагентов и акционеров банка;
· поднять профессиональный уровень сотрудников банка и общую корпоративную культуру за счет лучшего понимания рисков, которым подвержен банковский бизнес, а также за счет обучения передовым методам управления рисками.
Страницы: 1, 2, 3