Рефераты. Регулирование банковских рисков в Российской Федерации

p align="left">В отношении контроля за операционным риском наиболее важным является:

· контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;

· соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;

· надлежащая подготовка персонала;

· регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

Кредитной организации рекомендуется доводить до участников (акционеров), кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых агентств и других заинтересованных лиц информацию по управлению операционным риском.

2.4. Управление правовым риском, риском потери деловой репутации и риском ликвидности

Правовой риск

Управление правовым риском осуществляется в целях уменьшения (исключения) возможных убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений (решений) судов.

Для выявления и оценки правового риска кредитной организации Банком России рекомендуется во внутренних документах определить [8]:

· внутренние и внешние факторы возникновения правового риска в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организации и анализ их влияния на уровень риска;

· различные методы (способы и подходы) выявления и оценки факторов возникновения правового риска;

· отличительные признаки правового риска от иных банковских рисков (например, отличие кредитного риска от правового);

· наиболее оптимальные способы получения сведений от клиентов, для установления и идентификации выгодоприобретателей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Для целей мониторинга правового риска кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определять правила и порядок осуществления мониторинга изменений, внесенных в законодательство РФ и стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации.

В целях обеспечения эффективного управления правовым риском руководству кредитной организации рекомендуется:

· устанавливать порядок внесения соответствующих изменений в учредительные, внутренние документы кредитной организации в случаях изменения законодательства РФ;

· принимать своевременные меры по устранению нарушений кредитной организацией законодательства РФ;

· установить периодичность предоставления отчетов по вопросам правового риска;

· при разработке и внедрении новых технологий и условий осуществления банковских операций и других сделок, иных финансовых инноваций и технологий учитывать положения учредительных документов кредитной организации, требования законодательства РФ и стран местонахождения зарубежных филиалов кредитной организации, дочерних и зависимых организаций;

· осуществлять эффективные программы подготовки служащих и выделять для этого необходимые ресурсы;

· разработать порядок контроля за соблюдением структурными подразделениями, служащими законодательства РФ, учредительных и внутренних документов кредитной организации;

· осуществлять оценку правового риска по основным направлениям деятельности с периодичностью и в соответствии с критериями, определяемыми кредитной организацией;

· определить наиболее значимые для кредитной организации типы или виды сделок и разработать для них стандартные (типовые) формы договоров;

· установить порядок рассмотрения договоров, не относящихся к стандартным;

· возложить на подразделение (служащего) по управлению правовым риском организацию работы по минимизации правового риска;

· установить контроль за соответствием документации, которой оформляются банковские операции и другие сделки, законодательству Российской Федерации.

Риск потери деловой репутации

Управление риском потери деловой репутации необходимо в целях снижения возможных убытков, сохранения и поддержания деловой репутации кредитной организации перед клиентами и контрагентами.

Во внутренних документах кредитной организации рекомендуется определить основные принципы управления риском потери деловой репутации с учетом отечественной и международной банковской практики.

В целях выявления риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определять:

· внутренние и внешние факторы риска потери деловой репутации и порядок их выявления;

· порядок проведения анализа причин возникновения риска потери деловой репутации;

· изучение влияния факторов риска потери деловой репутации на деятельность и финансовое состояние кредитной организации;

· программу идентификации и изучения клиентов.

В целях оценки риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:

· показатели оценки уровня риска потери деловой репутации с учетом факторов его возникновения;

· порядок оценки уровня риска потери деловой репутации, в том числе на консолидированной основе;

· анализ влияния деловой репутации дочерних и зависимых организаций на уровень риска потери деловой репутации кредитной организации;

· анализ влияния благотворительной и общественной деятельности кредитной организации на ее деловую репутацию;

· анализ влияния рекламно-информационной политики кредитной организации на деловую репутацию.

В целях обеспечения эффективного управления риском потери деловой репутации руководству кредитной организации рекомендуется:

· принимать своевременные меры по устранению нарушений в деятельности кредитной организации;

· содействовать соблюдению принципов профессиональной этики, в том числе принимаемых банковскими союзами (ассоциациями), участником которых является кредитная организация;

· управлять риском потери деловой репутации с оценкой степени угрозы деловой репутации кредитной организации на перспективу;

· в процессе управления риском потери деловой репутации учитывать взаимосвязь различных рисков, их возможность дополнять, усиливать или компенсировать друг друга;

· установить порядок представления внутренней отчетности о реагировании кредитной организации на отзывы средств массовой информации, клиентов и контрагентов, учредителей (участников) и иных лиц о кредитной организации, дочерних и зависимых организациях;

· разрабатывать и осуществлять программы подготовки и переподготовки служащих;

· обеспечить идентификацию реальных владельцев кредитной организации.

Риск ликвидности

Для управления риском ликвидности в соответствии с Инструкцией Банка России «Об обязательных нормативах банков» №110-И от 16.01.2004 г., кредитным организации рекомендуется проводить:

· Разработку стратегии, политики и внутренних регламентирующих документов в области управления ликвидностью.

На постоянной основе должна проводиться оптимизация процессов управления ликвидностью, описанных во внутренних регламентирующих документах. Процесс должен быть взаимосвязан с разработкой стратегии банка, бизнес-плана, политики по управлению рисками и другими технологическими процессами [9].

· Оценку и планирование состояния ликвидности.

Процессы должны быть полностью автоматизированы и интегрированы с другими направлениями деятельности банка. Прогноз ликвидности должен учитываться при составлении бизнес-планов, структурных лимитов и ограничений, принятии бизнес-решений (выдача кредитов, покупка/продажа ценных бумаг и др).

Методику прогноза и оценки состояния ликвидности банка необходимо доработать в соответствии с международной практикой, опытом других банков.

Расчет платежных позиций должен осуществляться как минимум для 3 сценариев (базовый, «кризис в банке», «кризис рынка»).

Характеристики и параметры моделей, используемых при сценарном моделировании, должны быть детализированы и адаптированы применительно к особенностям банка.

При прогнозе состояния ликвидности необходимо учитывать кредитный и рыночный риски.

· Разработка мероприятий по восстановлению ликвидности.

Разработка должна осуществляться для различных сценариев (базовый, кризисные - «кризис рынка», «кризис банка») развития событий, влияющих на ликвидность банка. Сценарии необходимо пересматривать в зависимости от изменения рыночных условий и положения банка. Должен быть утвержден перечень мер, соответствующих каждому сценарию, который также регулярно необходимо пересматривать.

При составлении плана мероприятий нужно учитывать возможные варианты поведения банков-контрагентов, крупных клиентов в кризисных ситуациях.

Глава 3. Способы снижения рисков

3.1 Способы снижения кредитного риска

К факторам, повышающим кредитный риск, относятся:

· значительный объем сумм, выданных узкому кругу заемщиков или отраслей, т.е. концентрация кредитной деятельности банка в какой-либо сфере, чувствительной к изменениям в экономике;

· большой удельный вес кредитов и других банковских контрактов, приходящихся на клиентов, испытывающих определенные финансовые трудности;

· концентрация деятельности банка в малоизученных, новых нетрадиционных сферах;

· внесение частых или существенных изменений в политику банка по предоставлению кредитов;

· удельный вес новых и недавно привлеченных клиентов, о которых банк располагает недостаточной информацией;

· либеральная кредитная политика банка (предоставление кредитов без наличия необходимой информации и анализа финансового положения клиента);

· неспособность получить соответствующее обеспечение для кредита или принятие в качестве такового ценностей, труднореализуемых на рынке или подверженных быстрому обесцениванию;

· значительные суммы, выданные заемщикам, связанным между собой.

В целях минимизации кредитного риска в Банке принимаются следующие меры:

· оценка и анализ риска;

· выбор и применение способов снижения уровня риска;

· контроль уровня риска;

· страхование предмета залога;

· контроль за соблюдением мер по минимизации риска.

3.2 Способы снижения рыночного риска

Для снижения рыночного риска могут использоваться следующие основные методы:

· диверсификация инвестиционного портфеля ценных бумаг по срокам их погашения - сбалансированный по срокам портфель инвестиций позволяет решить задачу реинвестирования высвобождающихся в разное время средств в другие активы, выгодные банку;

· купля-продажа фондовых опционов, что дает право купить или продать другие ценные бумаги в течение оговоренного срока;

· составление фьючерсных контрактов на куплю и продажу ценных бумаг по заранее установленному курсу.

3.3 Способы снижения операционного риска

Минимизация операционного риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и(или) на уменьшение (ограничение) размера потенциальных операционных убытков.

Основным методом минимизации операционного риска является разработка организационной структуры, внутренних правил и процедур совершения банковских операций и других сделок таким образом, чтобы исключить (минимизировать) возможность возникновения факторов операционного риска. При этом особое внимание рекомендуется обращать на соблюдение принципов разделения полномочий, порядка утверждения (согласования) и подотчетности по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

Уменьшение финансовых последствий операционного риска (вплоть до полного покрытия потенциальных операционных убытков) возможно с помощью страхования.

Страхование может быть использовано и в отношении специфических банковских рисков как на комплексной основе (полис комплексного банковского страхования), так и применительно к отдельным видам рисков (например, страхование рисков, связанных с эмиссией и обращением платежных карт, страхование профессиональной ответственности служащих кредитной организации, страхование ущерба от преступлений в сфере компьютерной информации).

В целях ограничения операционного риска рекомендуется предусмотреть комплексную систему мер по обеспечению непрерывности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок.

3.4. Способы снижения правового риска, риска потери деловой репутации и риска ликвидности

Правовой риск

В целях минимизации правового риска кредитные организации могут использовать следующие основные методы:

· стандартизация банковских операций и других сделок (порядки, процедуры, технологии осуществления операций и сделок, заключения договоров);

· установление внутреннего порядка согласования (визирования) юридической службой заключаемых кредитной организацией договоров и проводимых банковских операций и других сделок, отличных от стандартизированных;

· анализ влияния факторов правового риска (как в совокупности, так и в разрезе их классификации) на показатели деятельности кредитной организации;

· осуществление на постоянной основе мониторинга изменений законодательства Российской Федерации, стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации;

· подчинение юридической службы кредитной организации единоличному исполнительному органу;

· оптимизация нагрузки на сотрудников юридической службы, обеспечивающая постоянное повышение квалификации;

· обеспечение доступа максимального количества служащих к актуальной информации по законодательству;

· стимулирование служащих в зависимости от влияния их деятельности на уровень правового риска.

Риск потери деловой репутации

В целях минимизации риска потери деловой репутации в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организацией могут применяться следующие основные подходы:

· постоянный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о банковской тайне и организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

· обеспечение своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам;

· мониторинг деловой репутации учредителей (участников), дочерних и зависимых организаций;

· контроль за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, представляемой учредителям (участникам), клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях;

· разработка системы информационного обеспечения, не допускающей использования имеющейся в кредитной организации информации лицами, имеющими доступ к такой информации, в личных интересах и предоставляющей органам управления и служащим информацию о негативных и позитивных отзывах и сообщениях о кредитной организации из средств массовой информации (периодические печатные издания, радио, телевидение, иные формы периодического распространения массовой информации, включая Интернет), иных источников; своевременное рассмотрение, анализ полноты, достоверности и объективности указанной информации; своевременное реагирование на имеющуюся информацию;

· определение порядка применения дисциплинарных мер к служащим, виновным в повышении уровня риска потери деловой репутации кредитной организации.

Риск ликвидности

Стандартные способы снижения уровня риска ликвидности включают увеличение доли средств банка, направляемых в ликвидные активы и легко реализуемые на рынке активы (правительственные ценные бумаги), или использование более долгосрочных ценных бумаг для финансирования операций банка.

Заключение

В настоящее время прослеживается тенденция к возрастанию банковских рисков, что может привести к возникновению значительных убытков, которые могут создавать угрозу финансовой устойчивости кредитных организаций и российской банковской системы в целом.

Процесс управления банковскими рисками состоит из следующих этапов:

· выявление рисков;

· оценка рисков;

· мониторинг рисков;

· контроль рисков;

· минимизация рисков.

Использование систем управления банковскими рисками позволит российским банкам:

· принимать обоснованные решения на основании полной информации;

· использовать адекватные процедуры оценки рисков;

· продемонстрировать международным рейтинговым агентствам высокий уровень управления рисками;

· укрепить положительный имидж в глазах существующих и потенциальных клиентов, контрагентов и акционеров банка;

· поднять профессиональный уровень сотрудников банка и общую корпоративную культуру за счет лучшего понимания рисков, которым подвержен банковский бизнес, а также за счет обучения передовым методам управления рисками.

Список литературы

1.
Письмо Банка России № 70-Т от 23.06.2004 г. «О типичных банковских рисках». // Вестник Банка России. - № 38(762). - 30.06.2004 г.

2. «Обзор банковского сектора Российской Федерации (Интернет-версия). Аналитические показатели». // Официальный сайт Банка России - №48. - октябрь 2006 г..

3. Маркина Л.М. Банк всегда рискует чужими деньгами. // Банковское обозрение. - №5. - май 2006 г.

4. Осипенко Т.В. Некоторые вопросы внедрения рекомендаций Базеля-II в российских банках. //Интернет-сайт ассоциации региональных сайтов России

5. Материалы сайта «Кредитные риски»

6. Тихонов В.М., Логовинский Е.К. Управление рыночными рисками. // Ведомости. - №167 (967). - 16.09.2003.

7. Письмо Банка России № 76-Т от 23.06.2004 г. «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях». // Вестник Банка России. - № 28(826). - 01.06.2005 г.

8. Письмо Банка России № 92-Т от 28.06.2005 г. «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах». // Вестник Банка России. - № 34(832). - 06.07.2005 г.

9. Стандарт качества организации управления риском ликвидности в кредитных организациях. // Интернет-сайт ассоциации российских банков- 05.10.2006 г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.