Рефераты. Рейтинговая оценка деятельности коммерческого банка

p align="left">Данные, запрашиваемые аналитической группой, охватывают:

* организационную структуру эмитента, включая отношения с дочерними компаниями;

* полномочия менеджеров и сотрудников в бизнес-процессах и принятии решений;

* информацию об опыте работы и стаже топ-менеджеров;

* финансовые отчеты за последние пять лет по МСФО (иногда при отсутствии таковых за более короткий срок) и решения, влияющие на оценку текущего финансового состояния компании и тенденций его развития;

* информацию о транзакциях с момента последних финансовых отчетов;

* планы и прогнозные данные на несколько ближайших лет;

* корпоративную стратегию развития и финансовую политику;

* данные о финансовых операциях, включая внебалансовую задолженность и залоговые обязательства;

* долю/позицию на рынке по сегментам и основных конкурентов;

* описание характера деятельности по основным направлениям и ключевым подразделениям.

Встреча аналитической группы с руководством эмитента проводится для обсуждения основных факторов, влияющих на рейтинг, включая финансовые и производственные планы, стратегию развития. Эта встреча дает эмитентам возможность затронуть качественные вопросы, принципиальные для решения о присвоении рейтинга.

После изучения всей необходимой информации и встречи с руководством эмитента аналитики составляют аналитический отчет, представляемый рейтинговому комитету. Все факторы, имеющие отношение к рейтингу, тщательно обсуждаются. После принятия решения комитетом эмитент уведомляется о присвоенном рейтинге.

Как правило, предусмотрена возможность апелляции в случае, когда предлагаемый рейтинг не отвечает ожиданиям эмитента и когда по данному вопросу имеется дополнительная информация, которая может быть рассмотрена комитетом. К тому же после того, как рейтинг присвоен и его значение сообщено эмитенту, он обычно имеет право со хранить рейтинг конфиденциальным, однако рейтинг будет отслеживаться и пересматриваться так же, как публичный рейтинг.

После присвоения рейтинга агентство постоянно контролирует все факторы, такие, как финансовые результаты, изменения в структуре капитала, поглощение других компаний или иные крупные экономические события, которые могут повлиять на рейтинг. Обычно рейтинг официально пересматривается не реже одного раза в год, когда проводится встреча с руководством эмитента. В то же время рейтинговое агентство на договорной основе регламентирует предоставление ему информации о существенных финансовых и производственных событиях или изменениях, которые могли бы повлиять на рейтинг. Рейтинговое агентство оставляет за собой право изменять рейтинг в любое время в течение цикла наблюдения.

5.4 Оценка России международными рейтинговыми агентствами

Международные рейтинговые агентства за последнее время не однократно повышали рейтинги России, что стало свидетельством определенных успехов в экономике и финансовом секторе страны.

Международное рейтинговое агентство Moody's в октябре 2003 г. повысило России потолок рейтингов долгосрочных депозитов в иностранной валюте до Bal и долговой рейтинг эмитента до ВааЗ, присвоив впервые в новейшей российской истории рейтинг инвестиционного уровня. Для всех рейтингов установлен стабильный прогноз.

Агентство объясняет повышение рейтингов активным экономическим ростом в России в течение нескольких лет, улучшением макро экономических показателей, впечатляющим положительным сальдо платежного баланса, серьезным улучшением положения с бюджетом. Отмечается также стабильность в политической сфере, предсказуемость политики и структурных преобразований.

Уровень российской задолженности значительно понизился, уязвимость в части внешних рисков упала в связи с ростом валютных резервов и резким уменьшением краткосрочных долгов. Некоторые долги были погашены досрочно, а также были сформированы объемы средств на погашение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 гг. Успешно пройден пик выплат по обязательствам в 2003г.

Тем не менее Moody's отметило высокий уровень расходов на обслуживание долгов, а также тот факт, что отношение расходов на обслуживание долгов к средствам федерального бюджета пока превышает аналогичный показатель до финансового кризиса 1998г. На меченные структурные реформы в таких областях, как банковский сектор, естественные монополии, ЖКХ, могут натолкнуться, по мнению агентства, на сопротивление, что уже случалось в российской истории, когда реформы сверху тормозились на местном уровне.

Рейтинговое агентство Standard & Poor's в течение 2002г. дважды повышало суверенные рейтинги России, причем в декабре 2002г. долгосрочный кредитный рейтинг в национальной валюте был повышен сразу на два пункта, с ВВ- до ВВ+. Долгосрочный валютный рейтинг РФ был увеличен с ВВ- до ВВ. В январе 2004 г. агентство повысило указанные рейтинги еще на одну ступень, соответственно до ВВВ- и ВВ+. Таким образом, рейтинги заимствований в иностранной валюте на одну ступень ниже рейтинга инвестиционного уровня.

С точки зрения Standard & Poor's, повышение рейтингов отражает приверженность руководства страны проведению в течение ряда последних лет взвешенной политики, что обеспечило предсказуемость финансового состояния. Такой подход к управлению в бюджетной сфере, а также совершенствование системы управления долгом скорее всего исключат, по мнению агентства, возможность возврата к значительному дефициту в среднесрочной перспективе, даже в случае падения цен на нефть. Руководство Центрального банка РФ способствовало прогрессу в реализации реформы банковской системы. Достижение реального прогресса в совершенствовании банковской системы потребует времени. В то же время развитие производства, рост покупательной способности населения, реформа пенсионной системы, по мнению агентства, будут способствовать росту внутренних сбережений, что укрепит финансовую систему в целом.

Standard & Poor's полагает, что повышение долгосрочного рейтинга Российской Федерации в национальной валюте поддерживается значительными улучшениями налоговой системы. В последние годы Федеральное правительство повысило собираемость налогов, уменьшая при этом риск дефолта по рублевому долгу, сумма которого невелика. Хотя прогресс в области реформ движется значительно быстрее, чем ожидалось, они еще далеки от завершения. Судебная и административная реформы продолжаются, однако достигнутые успехи в повышении эффективности аппарата государственной и судебной системы пока невелики. Сохраняющиеся риски на начало 2004г. были все еще достаточными для того, чтобы оставить рейтинг России прежним - на одну ступень ниже инвестиционного уровня.

На предынвестиционном уровне находится также страновой рейтинг России по версии агентства Fitch Ratings, а именно: долгосрочный кредитный рейтинг находится на уровне ВВ+.

Динамика изменения суверенных рейтингов России показана на рис. 1.

Видно, что корреляция рейтингов различных агентств, несмотря на различия в методиках и целевых установок, достаточно высокая. Это свидетельствует о том, что агентства внимательно следят не только за развитием экономической и политической ситуации в Рос сии, но и за шагами конкурентов.

Присвоение России рейтинга инвестиционного уровня открывает возможность инвестировать в Россию целому ряду партнеров, которые имеют возможность вложений в ценные бумаги только инвестиционного уровня.

Рис. 1 Динамика суверенных рейтингов России

5.5 Сравнительные характеристики рейтинговых агентств

Некоторые основные статистические характеристики деятельности международных рейтинговых агентств в России по состоянию на июнь 2004г. сведены в табл. 5.1. Как видим, активность агентств в России приблизительно одинаковая, хотя в мировом масштабе деятельность Fitch Ratings несколько скромнее. Оценка рейтингов России как заемщика приблизительно одинаковая и находится на границе инвестиционного уровня.

Таблица 5.1 - Характеристики деятельности международных рейтинговых агентств в России

Показатель

Рейтинговое агентство

Moody's

Standard & Poor's

Fitch Ratings

Количество банковских и корпоративных рейтингов, тыс.

3,5

2,7

0,8

Количество шкал инвестиционного уровня

10

10

10

Текущий суверенный рей-

ВааЗ

ВВ+

BB+

Количество пунктов рейтинга России до инвестиционного уровня

0

1

1

Наивысший рейтинг российского банка

Bal

ВВ+

BB+

Наивысший рейтинг выпуска ценных бумаг компаний и регионов

ВааЗ

ВВ+

BB+

Количество российских банков, имеющих рейтинг агентства

21

21

18

Наличие партнеров в России

РА «Интерфакс»

EA-Ratings Представительство

Представительство

С 2003г. мировые рейтинговые агентства испытывают повышенную нагрузку не только у нас в стране, но и в развивающихся странах. Рейтинговые услуги стали пользоваться спросом в развитых странах и странах с переходной экономикой. Все больше «экзотических» государств включаются в рейтинговый процесс. Основные рейтинговые агентства, по данным газеты «The Financial Times», присваивают рейтинг примерно половине стран мира (больше всех -Moody's, поддерживающий рейтинги 101 страны).

Остановимся кратко на некоторых особенностях рейтингов и специфике их формирования рейтинговыми агентствами Moody's Investors Service, Standard & Poor's и Fitch Ratings. При подготовке раздела использованы материалы самих агентств.

Рейтинги Moody's Investors Service

Агентство Moody's публикует широкий спектр рейтингов и исследований, которые охватывают как корпоративные, так и государственные обязательства внутренних и внешних эмитентов За последнее время агентство расширило свою деятельность. Помимо традиционных рейтингов обязательств Moody's присваивает рейтинги эмитентам ценных бумаг, обязательствам страховых компаний, банковским займам, производным финансовым инструментам, банковским депозитам и т.д. Общая сумма задолженности, по которой агентство предоставляет кредитные рейтинги, составляет, по его данным, около 85 трлн. долл., включая приблизительно 150 тыс. корпоративных и государственных ценных бумаг более чем в 100 странах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.