Рефераты. Рекапитализация проблемных банков с использованием государственных ресурсов

p align="left">Проведение рекапитализации частных проблемных банков с привлечением государственных средств в условиях стабильного развития экономики нецелесообразно, поскольку национальные ресурсы используются для укрепления частного капитала. Однако во время финансового кризиса осуществление таких операций имеет определенные основания. Быстрый опок депозитов, а также значительные ограничения на привлечение ресурсов путем эмиссий акций и размещения долговых ценных бумаг могут стать причиной ухудшения деятельности не только отдельных банков, но и финансово-кредитной системы в целом. Следствием будет ограничение проведения активных операций, что повлечет за собой уменьшение кредитования экономики, сокращение совокупного спроса и усиление кризисных явлений в ее реальном секторе. В таких условиях государство не может не вмешиваться в решение вопроса оздоровления банковской системы. Одним из способов такого влияния является его непосредственное участие в проведении капитализации негосударственных проблемных банков путем вложения капитала с целью увеличения их уставных фондов. Это значит, что средства налогоплательщиков частично направляются на пополнение капитала негосударственных банков. Государство становится акционером банка, в который сделаны такие вложения, а управление приобретенными пакетами акций передается определенным органам государственной исполнительной власти.

С точки зрения налогоплательщиков, участие государства в рекапитализации коммерческих банков должно быть нацелено на увеличение объемов кредитования национальной экономики и физических лиц, снижение ставок по кредитным операциям, улучшение условий их предоставления, погашения и обслуживания. Такая деятельность на период преодоления финансового кризиса должна также быть направлена на укрепление государственных финансов (прежде всего на рост их объемов и улучшение структуры) и усиление их положительного влияния на развитие экономики. Важно достичь этих результатов без увеличения фискального, ценового, валютного и административного давления. После выхода из кризиса и возобновления действия механизмов рыночного регулирования государство должно выйти из состава акционеров банков, продать приобретенные активы и использовать полученные ресурсы в интересах налогоплательщиков.

Вложение бюджетных ресурсов в ценные бумаги частных коммерческих банков становится основой перехода в собственность государства пакетов акций, соответствующих (по стоимости) таким вкладам. Следовательно, осуществляется огосударствление части частных банков, а при условии приобретения крупных пакетов - даже их полная или частичная национализация. Это значит, что государство принимает на себя функции управления такими пакетами и осуществляет его в лице органов государственной исполнительной власти, которые определены для проведения подобных операций. Передавая государственные (бюджетные) средства в уставный капитал частных банков, государственные органы управления пытаются сделать банковскую систему более устойчивой.

В то же время государственные органы управления берут на себя дополнительную ответственность. Управление пакетами выкупленных акций должно быть направлено не на обеспечение интересов частных акционеров, а на решение общегосударственных проблем. То есть капиталы, переданные в собственность банков, должны работать не на обогащение инвесторов, а на преодоление кризисных явлений в банковской системе, реальном секторе экономики, а также у вкладчиков (граждан и предприятий), являющихся клиентами банков. Важным становится вопрос и о сроках, на которые осуществляются вложения государства в уставные капиталы банков. Курс на укрепление рыночной экономики не предполагает проведения национализации банков. Поэтому после их рекапитализации (при условии достижения цели) необходимо будет провести обратную продажу государственных пакетов акций частным инвесторам. При этом реализация государственных пакетов должна быть выгодной для граждан (налогоплательщиков и клиентов банковской системы). Это значит, что государственная финансовая поддержка проблемных банков должна привести не только к оздоровлению банковской системы, но и к росту стоимости активов, вложенных в уставные капиталы каждого оздоровленного банка. При других условиях (обеспечение стабилизации работы не банковской системы в целом, а только отдельных банковских учреждений, отсутствие положительного влияния таких операций на развитие реального сектора экономики, улучшение обслуживания клиентов банков) проведение рекапитализации банков с использованием бюджетных ресурсов становится проблематичным.

Участие государства в рекапитализации проблемных банков связано и с необходимостью решения многих других вопросов: в какие конкретно банки следует вкладывать бюджетные средства с целью рефинансирования, какой должна быть доля государства в уставном капитале банка, каких результатов необходимо достичь при рекапитализации, когда и при каких условиях долю приобретенных государством акций нужно продавать частным инвесторам, как следует использовать ресурсы, полученные от такой продажи. Важно и то, какому органу государственной исполнительной власти будет поручено управление государственными пакетами акций, приобретенными в ходе оздоровления банков за государственные средства.

Одной из сложных проблем рекапитализации банков с использованием бюджетных ресурсов является определение цены, по которой правительство будет осуществлять покупку акций. Предложения по оплате акций по номинальной стоимости приемлемы не для каждого банка. В условиях кризиса во многих банках величина акционерного капитала оказалась значительно меньше суммы активов. Поэтому нужно проводить дополнительную оценку финансового состояния банков; следует определить и критерии рекапитализации коммерческих банков; важное значение также имеет выбор механизма проведения таких операций.

МВФ и Всемирный банк целью вложения средств государства в капитал коммерческих банков в Украине определили восстановление доверия вкладчиков к банковской системе, а схему осуществления предложили свести к вложению в капитал банков облигаций государственного займа, которые в дальнейшем будет рефинансировать НБУ. Привлеченные таким образом банками средства должны направляться на возврат вкладчикам депозитов.

В апреле 2009 г. в Украине было объявлено, что правительство начнет рекапитализацию 10-15 крупнейших банков с целью их оздоровления за счет средств государственного бюджета. Она будет осуществляться путем выкупа не менее 50% плюс одна акция. На финансирование этой программы из государственного бюджета предусматривалось выделить 44 млрд. грн. (или около 2-3% ВВП). О намерении получить поддержку от государства для увеличения своего капитала заявили банки "Киев", "Укрпромбанк", "Надра", "Родовид Банк", "Укргазбанк", "Финансы и кредит" и "Имексбанк". Было также определено, что доля государства после рекапитализации будет составлять в "Родовид Банке", "Укрпромбанке" и банке "Киев" 99%, в банке "Надра" - 91,8%, в "Имексбанке" и "Укргазбанке" - 75% плюс одна акция.

Выбор банков для оздоровления за счет государственных средств проводился по определенным критериям, касающимся объемов депозитов населения и доли активов банка в совокупных активах всей банковской системы Украины. Было принято решение, что банки, нуждающиеся в государственной помощи, должны отвечать следующим требованиям: или сумма депозитов населения в банке должна составлять более 1% депозитов всей банковской системы, или его активы - более 2% суммы активов банковской системы.

Специалисты МВФ и Всемирного банка поддержали государственную программу рекапитализации банков в Украине, поскольку полагали, что в условиях финансового кризиса поступление капитала от их собственников и новых инвесторов стало проблематичным. По мнению экспертов, государство должно поддержать пополнение капитала в проблемных банках, имеющих системное значение. При этом оно должно стать главным акционером и осуществлять полный корпоративный контроль для обеспечения защиты своих интересов. Такой вариант рассматривался в качестве наименее затратного для укрепления банковской системы Украины. В то же время подчеркивалось, что положительных результатов можно достичь, когда вложенные средства будут использованы по целевому назначению (для удовлетворения претензий вкладчиков и обеспечения кредиторов банков). Не исключалось, что собственники банков и необеспеченные кредиторы могут потерять часть или даже все свои инвестиции. После стабилизации финансового состояния банков руководство обязано обеспечить максимальное увеличение стоимости активов банка и подготовить его к продаже частным собственникам.

Таким образом, иностранные эксперты в качестве основной цели рекапитализации проблемных банков с использованием государственных ресурсов предлагали решение проблем по погашению обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Такой подход был принят и правительством. В частности, специалисты Министерства финансов Украины придерживались положения, что "безусловной идеей рекапитализации является обеспечение полного доступа граждан к депозитам".

Такие положения отражают определенные рациональные подходы и заслуживают внимания. Поступления дополнительных вложений от собственников и других инвесторов оказались недостаточными для решения проблем, связанных с обострением финансового кризиса в Украине. Далеко не все ведущие акционеры проблемных банков смогли провести организационные мероприятия по обеспечению их стабильной работы. Обострились проблемы возврата кредитов, привлеченных банковскими учреждениями в предыдущие периоды. В таких условиях возможным путем выхода из кризиса стало предоставление финансовой помощи со стороны государства.

Однако следует учитывать, что существуют и другие пути решения изложенных проблем. В Украине значительные объемы ресурсов граждан изъяты из банковских учреждений. Эти средства используются нерационально (с точки зрения развития финансовой системы). Поэтому прежде всего следовало бы принять меры по возврату таких активов в банковскую систему путем усиления государственных гарантий относительно полного и своевременного возврата депозитов, реструктуризации задолженности банковских учреждений по привлеченным кредитам, включая иностранные займы. Фактически со стороны государственной власти не были задействованы эффективные рычаги влияния на собственников (акционеров) банков с целью направления их деятельности на использование такого ресурса. Недостаточно результативными оказались и операции НБУ по проведению рефинансирования банковского сектора.

Дискуссионным является вопрос о том, что рекапитализация банков в Украине должна быть направлена, в первую очередь, на решение проблем вкладчиков и кредиторов. Оздоровление банков в форме их рекапитализации с использованием государственного ресурса следует ориентировать прежде всего на расширение активных операций банков, на активизацию инвестиций в реальный сектор экономики Украины. Таким образом, банковская система будет создавать условия для увеличения внутреннего платежеспособного спроса, что станет рычагом для оздоровления экономики.

Другой задачей, которая решается при рекапитализации банков, является повышение уровня корпоративного контроля и управления, а также ответственности ведущих акционеров за деятельность банков (прежде всего, за обеспечение надежности работы с клиентами и полного выполнения обязательств перед ними). Расширение активных операций и повышение их результативности станут важными факторами улучшения обслуживания клиентов. Удовлетворять же претензии вкладчиков и кредиторов следует с использованием других инструментов, например, путем реструктуризации и рефинансирования займов на приемлемых для вкладчиков и кредиторов условиях. Для решения таких задач вместо рекапитализации проблемных банков целесообразнее использовать другие рычаги их оздоровления, в частности, предоставление государством кредитов или государственных гарантий.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.