Рефераты. Роль банков в экономике и анализ особенностей развития современной банковской системы России

p align="left">В 2000 г. продолжилась тенденция к сокращению числа действующих кредитных организаций, на 01.01.2000 г. действовали 1349 кредитных организаций (в том числе 34 небанковские кредитные организации), а на 1 мая 2000 г. - только 1330. За 1999-2000 гг. были отозваны лицензии у 145 банков, в том числе у 1/3 крупнейших банков, закрыты 578 филиалов банков. К 2001 г. количество кредитных организаций сократилось до 1311. Начиная с 2001 г. происходит незначительное увеличение числа действующих кредитных организаций: на 01.01.2002 г. оно достигло 1319, а на 01.01.2003 г. - 1331. Таким образом, в настоящее время можно говорить о стабилизации количества кредитных организаций в России.

Уровень обеспеченности населения коммерческими банками и филиалами в России в настоящее время составляет в среднем около 3,4 банковского учреждения на 100 тыс. жителей. По этому показателю Россия значительно отстает от большинства развитых стран Запада. При этом около одной третьей части банков страны и 1/5 частей банковских филиалов сосредоточено в Москве. Среди других субъектов РФ достаточно высокая плотность банковских учреждений характерна для регионов Северного Кавказа, индустриальных республик и областей Поволжья и Урала, Санкт-Петербурга, Тюменской, Новосибирской и Нижегородской областей.

Неблагоприятная ситуация в экономике страны и банковской сфере не возникла неожиданно. Современная фаза кризиса банковской системы носит перманентный вялотекущий характер с периодическими обострениями - осенью 1994 г., в августе 1995 и 1998 г. Особенность последнего проявления кризиса заключалась в том, что он приобрел общенациональный размах и стал переломным моментом в деятельности кредитных организаций, когда половинчатые меры по восстановлению нормальной жизнедеятельности банков уже не могли принести желаемых результатов. Августовский кризис 1998 г. обнажил слабые стороны банковской системы. Стало очевидным, что трудности отдельных банков нужно рассматривать как проблемы банковской системы в целом, поэтому необходима радикальная перестройка всей банковской индустрии. Резкое и для большинства населения страны неожиданное обесценение рубля в тот период привело к изъятию вкладов физических лиц в рублях и валюте. Произошел массовый отток ресурсов из банковской системы [5]. Последствия кризиса: потеря коммерческими банками значительного объема своих ресурсов, замораживание наиболее ликвидных активов, вынужденная ликвидация активов для удовлетворения ажиотажного спроса на денежную наличность и другие негативные факторы привели к нарушению нормального функционирования банков. Банковская система не смогла выполнять функцию по обслуживанию хозяйственного оборота страны, что усилило демонетизацию экономики.

Анализируя возникшие сложности коммерческих банков с ликвидностью, платежеспособностью и другие, можно сделать вывод о том, что указанные проблемы были связаны не только с разразившимся кризисом. Еще до августа 1998 г. банкротство кредитных организаций приобрело широкие масштабы, и к этому времени было отозвано около 700 банковских лицензий. Появление проблем обусловлено условиями деятельности российских банков: наличием разнообразных рисков, их высокой величиной, отсутствием адекватных, а во многих случаях и вообще каких-либо систем страхования, неустойчивой и высокой изменчивостью процессов, происходящих в экономике и банковской системе. Кроме того, это связано с тем, насколько управление в банке соответствует реально складывающимся условиям его деятельности и насколько быстро и адекватно оно способно адаптироваться к этим условиям [7]. Таким образом, кризис российской банковской системы отразил накопившиеся недостатки в деятельности банков, банковском законодательстве, государственной политике, банковском надзоре.

Проведение банковской реструктуризации определяется принятой Правительством РФ и ЦБ РФ стратегией преобразования банковской отрасли во взаимосвязи со структурной перестройкой экономики страны, что позволяет реализовать принцип системности в решении крупных народно-хозяйственных задач. Реализация такого методологического подхода основана на рассмотрении банковского сектора как системы, функционирующей в определенной социально-экономической среде и взаимодействующей с другими системами.

Банковская реструктуризация представляет собой эволюционный процесс, основанный на концепции предпринимательства, адаптированной к национальным особенностям страны, и дифференцированный по уровням осуществляемых преобразований. Основными задачами банковской реструктуризации на современном этапе являются: повышение уровня капитализации кредитных организаций; определение количественной и качественной структуры банковской отрасли; достижение соответствия реформируемой банковской системы федеративному устройству нашей страны; стимулирование ответственного поведения кредитных организаций на рынке финансовых услуг; преодоление административной направленности реформ; демонополизация рынка банковских услуг и стимулирование конкуренции; внедрение прогрессивных технологий ведения банковского бизнеса и выпуска новых финансовых инструментов.

Банковская реструктуризация имеет исторический характер. Она представляет собой единый перманентный процесс, в рамках которого выделяется три этапа: антикризисный, стабилизационный, инновационный. Эти этапы циклично повторяются по спирали развития общества. К формам реструктуризации относятся: диверсификация и интернационализация банковского бизнеса, способствующие расширению банковского портфеля; специализация, т.е. концентрация усилий на определенных видах деятельности [7]. Существовавшая в нашей стране до начала реформ банковская структура решала ограниченный круг задач, обусловленный потребностями социалистического хозяйства. Создание банковской системы рыночного типа вызвало необходимость институциональной и функциональной перестройки, формирования принципиально новой денежно-кредитной политики и финансовых отношений между субъектами рынка.

В то же время, если в развитых странах банковские системы создавались на протяжении столетий и шло постепенное накопление опыта работы в данной сфере, то в нашей стране эту задачу пришлось решать в сжатые сроки. При этом становление российской банковской системы, увеличение числа кредитных институтов происходило в условиях дефицита государственного бюджета, стагнации производства, роста числа убыточных предприятий, нарастания неплатежей, расширения бартерных и других неденежных форм расчетов. За десятилетие произошли основополагающие изменения в отечественном банковском секторе: была сформирована двухуровневая банковская система, включающая Центральный банк РФ, широкую сеть коммерческих банков (с их филиалами и отделениями) и другие кредитные организации, в том числе филиалы и представительства иностранных банков. Такая структура обусловлена характером оказываемых услуг и правовым положением ее звеньев. За период реформ было создано более 2,5 тысячи банков, особенно «урожайным» оказался 1994 г., когда их число увеличилось почти в 2 раза при средней величине уставного капитала около 1 млрд. руб. (это составляло примерно 220 тыс. дол. США).

Анализируя более чем десятилетний период становления и развития отечественных банков, находящихся в эпицентре отечественной экономики и являющихся неотъемлемой частью хозяйственного комплекса нашей страны, можно выделить несколько основных моментов. Во-первых, произошло изменение роли банков в экономике страны. Во-вторых, было создано правовое пространство деятельности кредитных организаций. В-третьих, стала осуществляться интеграция российской банковской системы в мировой финансовый рынок. В-четвертых, коммерческими банками и системой в целом накоплен определенный опыт преодоления кризисных ситуаций и осознана необходимость реструктуризации.

Заключение

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций ЦБ и всех остальных банков. ЦБ РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с кредитными организациями, а также с Правительством РФ, органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами. ЦБ не имеет права осуществлять банковские операции с не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих ЦБ). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования ЦБ РФ по уровню капитала, созданию резервов и др. Для административно-командной системы была характерна одноуровневая банковская система, когда один банк (Госбанк СССР) определял объем и структуру денежной массы в обращении, т.е. выполнял функции денежно-кредитного регулирования, и осуществлял кредитование народного хозяйства, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитов предприятиям различных отраслей.

В Стратегии развития банковского сектора, утвержденной Правительством РФ и ЦБ РФ, определено, что ориентирами преобразования является достижение показателей, представленных в таблице 2 (Приложение Б). Сроки достижения целей и решения ближайших задач по реформированию банковского сектора, динамика количественных параметров зависят во многом от темпов и характера экономического развития и структурных преобразований в российской экономике по следующим, основным для банковского сектора показателям: реальный объем и структура ВВП; динамика инфляции, валютного курса и рыночных ставок процента; уровень монетизации экономики, сокращение доли бартерных сделок, неденежных и наличных форм расчетов. Для результативности реформ необходима координация действий Правительства РФ и ЦБ РФ при заинтересованном участии самих кредитных организаций в соответствии с макроэкономическими тенденциями российских и международных финансовых рынков.

Одной из главных задач, определенных Программой, является укрепление и совершенствование банковской системы, которой отводится важная роль в. продвижении России по пути рыночных реформ. Проведение дальнейшей реструктуризации позволит повысить функциональное значение банковской системы в экономике страны. Сильная обновленная банковская индустрия способна обеспечить кредитную поддержку реструктуризации нефинансового сектора, а также создание и функционирование инновационных сетей, представляющих собой перспективное направление интеграции хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики. До недавнего времени вопросам повышения эффективности кредитного процесса в Российской Федерации не уделялось должного внимания, как со стороны регулирующих органов, так и со стороны участников рынка. Российские банки только начинают осознавать значение эффективно организованной инфраструктуры кредитования для оптимизации затрат и снижения рисков.

В ближайшие годы формирование полноценной инфраструктуры кредитования будет одним из важных условий оптимизации кредитных портфелей по затратам, рискам и доходности. В силу этого большое значение приобретает укрепление законодательных и институциональных основ инфраструктуры кредитного процесса, что предполагает обсуждение этих вопросов внутри банковского сообщества, а также его диалог с Центральным Банком России, с государственными органами законодательной и исполнительной власти.

Стремительное развитие рынка потребительского кредитования и необходимость снижения кредитных рисков обуславливают важность изучения кредитного процесса в банке.

Учитывая динамику прошлых лет, дальнейшая либерализация условий выдачи кредитов Сбербанком России в условиях нарастающей конкуренции приведет к увеличению объемов выданных кредитов в 2008 году почти вдвое и соответственно к увеличению кредитного портфеля банка. Увеличение кредитного портфеля и ссудной задолженности банка приводит к увеличению риска непогашения основного долга и процентов по выданной ссуде (кредитного риска) и росту издержек кредитования. Кредитный риск обуславливается факторами, лежащими как на стороне клиента, так и на стороне банка. Проведение мониторинга позволит Сбербанку решить следующие задачи:

- выявить изменения кредитоспособности заемщика и провести корректирующие действия, направленные на минимизацию потерь;

- осуществить разумную программу банковского кредитования;

- выявить ошибки и недостатки кредитного процесса, проблемные кредиты;

- постоянно контролировать соответствие Кредитной политики банка действиям уполномоченных сотрудников Кредитного отдела;

- создать систему эффективного контроля за обоснованностью выдачи ссуды и реальностью источников ее погашения;

- поможет в оценке совокупного риска и осуществлении соответствующих мероприятий по укреплению финансовой устойчивости банка.

Страхование кредитов защитит интересы банка при неплатежеспособности должника, т.е. фактически нейтрализует риск дефолта для банка, хотя и не исключит его.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.