Рефераты. Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике

p align="left">2.5 Создание денег банками. Мультипликатор денежного предложения

Рассмотрим регулирующую роль нормы банковских резервов на условном примере. Допустим, вклад составляет 1000 тыс. руб., а норма обязательных резервов - 10%. Банк отправляет в резерв только 100 тыс. руб. (10%), а остальные 900тыс. он может предоставить в ссуду. После предоставления банковского кредита масса образуется масса денег, которая равна 1900 тыс. руб. Таким образом, деньги породили другие деньги. Этот процесс называется формированием банковских денег. Данная ситуация всего лишь упрощенная модель, т.к. в таком виде банковские деньги становятся существенным фактором развертывания инфляционных процессов. При нормальном функционировании банковской системы и денежно-кредитных отношений банковские деньги не могут стать фактором инфляции; напротив, они содействуют развитию производства и установлению рыночного равновесия между товарной и денежной массами.

Подводя итог, можно сказать, что банки своей деятельностью обусловливают появление эффекта денежного мультипликатора предложения денег, т.е. множат имеющиеся у них деньги. Мультипликатор денежного предложения - величина, обратно пропорциональная норме банковских резервов:

М?= 1/Rґб ,

где М? - мультипликатор денежного предложения; Rґб - норма банковского резерва. Зная величину первоначальных вкладов и норму банковских резервов, можно рассчитать сумму созданной банковской системой денег:

ДМ = М? * Д ,

где, ДМ - масса денег, порожденная банками; Д - величина депозита; М? - мультипликатор денежного предложения.

2.6 Денежно-кредитная политика

В XVIII в. А. Смит считал, что экономика будет управлять собой сама, без вмешательства государства, если ее будет направлять "невидимая рука" личной выгоды. В такой системе государству отводилась роль "ночного сторожа". С тех пор многое изменилось, жизнь внесла свои коррективы, и сегодня не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной деятельности. Существует три основных способа государственного воздействия на экономику: прямое вмешательство (например, путем рационирования товаров, регулирования цен и доходов); фискальная политика; денежная политика. Опыт показал, что ни одной из стран, пытавшихся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в рыночных экономиках государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики. Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий государства в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Она служит одним из важнейших методов участия государства в процессе воспроизводства с целью обеспечения благоприятных условий для функционирования предприятий. Денежно-кредитная политика осуществляется центральным банком в тесном контакте с министерством финансов и совместно с другими органами управления государства. Она проводится систематически и оказывает определенное влияние на общее состояние рынка ссудных капиталов и на денежное обращение. Стимулируя или затрудняя выдачу банками кредитов, регулируя эмиссию платежных средств, центральный банк воздействует на процесс инвестиций, на масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и другие факторы, определяющие состояние экономики.

Важнейшими инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского регулирования.

Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением денежно-кредитной политики центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа государственных долговых ценных бумаг. В США на открытом рынке обращаются казначейские векселя (краткосрочные обязательства), казначейские ноты (среднесрочные обязательства), и .государственные облигации (долгосрочные обязательства). В России до финансового кризиса 1998 года существовал довольно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытых рынках в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг.

Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В Росси эта ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Помимо этого используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств. Если снижать процентную ставку в современных условиях, то это приведет к оттоку капиталов из страны, что в свою очередь серьезно ослабит влияние монетарной политики на экономическую конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок в современных условиях часто вызывается не внутриэкономической, а международной ситуацией.

Центральный банк также имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую денежно-кредитную политику.

Следует выделить две разновидности денежно-кредитной политики.

Во-первых, мягкую денежно-кредитную политику (политику «дешевых денег»), когда Центральный банк:

1) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;

2) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам;

3) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики путем увеличения денежной массы и снижения процентных ставок.

Во-вторых, жесткую денежно-кредитную политику (политику «дорогих денег»), когда ЦБ:

1) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;

2) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

3) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

2.7 Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ Основных направлениях денежно-кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.

В 1994 - начале 1998 г. Наиболее действенным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики - сдерживания инфляции - было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой Денежной программы, предусматривающей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. Разрабатывая эту программу, Банк России исходил из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменение в ее отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных резервов), устанавливал поквартальные предельные величины роста денежной массы, а так же другие целевые показатели. Как результат - замедление темпов инфляции в 1995 - начале 1998 г.

По мнению ведущих российских специалистов, главная причина денежно-кредитного и финансового кризиса 1998 г. - это ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика Правительства и Банка России. Она не была нацелена на подъем и повышение эффективности реальной экономики, т.к. упор делался на весьма жесткий монетаризм. В то же время, реальный сектор (материальное производство) - основа любой экономики - с каждым годом сокращался. Значительная часть капиталов банковской системы использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО и других ценных бумаг.

Глава III. Банк России и его денежно-кредитная политика

3.1 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе--сентябре 2008 года

Отличительной особенностью динамики денежно-кредитных показателей в 2008 г. является существенное замедление темпов роста широкой денежной массы, денежных агрегатов М2, М0, М2--М0. На формирование этих показателей оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, снижение мировых цен на товары, составляющие основу российского экспорта, замедление темпов экономического роста, сохранение высокого уровня инфляции и падение цен на активы. Усиление в истекшем году процессов долларизации экономики, особенно в период проводившейся в ноябре 2008 г. -- январе 2009 г. постепенной девальвации российского рубля, привело к переводу рублевых средств в активы в иностранной валюте. Сдерживающее влияние на динамику денежных агрегатов оказало снижение темпов роста требований кредитных организаций к нефинансовым организациям и населению (по сравнению с предыдущим годом) вследствие ограничения возможностей получения внешних и внутренних займов в условиях неопределенности относительно перспектив развития экономической ситуации внутри страны и за рубежом. По итогам 2008 г. денежная масса М2 увеличилась на 1,7%, тогда как за 2007 г. ее рост составил 47,5%. При этом в отличие от предыдущих лет в IV квартале 2008 г. наблюдалось сокращение денежного агрегата М2 на 6,1%. Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 в 2008 г. обусловило сокращение рублевой денежной массы в реальном выражении на 10,3%, тогда как в 2007 г. ее реальный рост составил 31,8%. [http://www.cbr.ru/analytics/08-iv.htm; от 18.03.2009 12:58:44]

Денежный агрегат М0 за 2008 г. увеличился всего на 2,5% (в 2007 г. -- на 32,9%). При этом объем наличных денег в обращении значительно сократился в I квартале (на 6,1% против 1,6% в январе--марте 2007 г.), во II и III кварталах наблюдался умеренный рост (на 7,2% против 10,4% и на 4,8% против 6,4% соответственно).

В IV квартале объем наличных денег в обращении вновь уменьшился на 2,8% против роста на 14,9% в последнем квартале 2007 года. В условиях складывающейся курсовой динамики существенное влияние на замедление темпов роста денежного агрегата М0 оказало повышение спроса населения на наличную иностранную валюту и операции по ее покупке. Нетто-продажи уполномоченными банками иностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам возросли в 2008 г. до 47,5 млрд. долл. США (при этом в октябре--декабре они достигли 29,4 млрд. долл. США), что значительно больше, чем в 2007 г. (3,3 млрд. долл. США). [http://www.cbr.ru/analytics/08-iv.htm ; от 18.03.2009 12:58:44]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.