Рефераты. Роль коммерческих банков в развитии российской экономики

p align="left">Таблица 4 - Кредитование юридических и физических лиц за последние 12 месяцев

Отчетная дата

Кредитования физических лиц, млн. руб.

Кредитование юридических лиц, млн. руб.

на 01.04.2009

456768,3

4623078,9

на 01.05.2009

685466,7

6308013,1

на 01.06.2009

906749

7597014

на 01.07.2009

1173192,1

9177445,8

на 01.08.2009

1405697,3

10679067,6

на 01.09.2009

1635336,7

12274606

на 01.10.2009

1868460

13880941,2

на 01.11.2009

2109520

15390763,7

на 01.12.2009

2333499,5

16801139,2

на 01.01.2010

2613558,4

19091539,8

на 01.02.2010

154770

962521

на 01.03.2010

362613

2214683

При всей актуальности рассмотренных выше вопросов наличие высоких ставок по кредитам - одна из самых острых проблем на современном этапе. Для того чтобы определить возможные пути снижения процентных ставок конечным потребителям, важно прежде всего выяснить причины существования таких высоких ставок. Одной из причин является наличие высокой инфляции в стране и невозможность предоставления кредитов для банков в системе рефинансирования ниже этой инфляции. Также существенное влияние на величину процентной ставки оказывает система рисков при кредитовании (ее вес мы оценивается на уровне 40%). Другим, крайне важным фактором, влияющим на цену кредита, является ставка рефинансирования Банка России. Это исходная величина, которая как бы дает пусковой импульс для определения конечной ставки кредитования реального сектора. На размер процентной ставки также влияет следующий фактор - это величина процентной ставки размеров процентов по депозитам населения. В данной ситуации, естественно, главным направлением по снижению процентных ставок является снижение рисков по кредитам. В условиях кризиса решить эту проблему возможно установлением гарантий со стороны государства на предоставляемые банками кредиты.

Следующей проблемой в банковском секторе является проблема просроченной задолженности и «плохих долгов». На данный момент доля «плохих» долгов заметно увеличивается. Заметим, что темп роста увеличения кредитов за 2008 год составил 39,5%, а за 2009 сократился на 0,2%. Что же касается просроченных кредитов, то темп роста в 2008 году составлял 129,2%, а в 2009 - 240,5%, при этом из них темп роста просроченных кредитов физических лиц за 2008 год составил 53,9%, за 2009 - 63,6%, а юридических лиц 212,2% и 282,2% соответственно.

Одной из мер по борьбе с ростом объема «плохих» долгов является рекапитализация банковской системы, российские власти готовы втрое увеличить долю государства. Однако, накачка деньгами банковской системы здесь едва ли поможет, потому что российские банки, даже получив дополнительную ликвидность, не торопятся выдавать кредиты ненадежным в условиях кризиса заемщиков. [9, c.10]

Российские власти готовы вернуться к идее покупки государством акций банков в массовом порядке, причем не только привилегированных. Как заявил на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, в случае быстрого увеличения «плохих» активов оптимальной схемой является вхождения государства в капитал банков. По словам Улюкаева, такое решение является макроэкономически нейтральным, то есть не окажет негативного воздействия на уровень и динамику процентных ставок. Для банков такая мера означала бы гарантированную возможность покрытия убытков, которые возникают с плохим качеством существующих или новых кредитов и рефинансирования в ЦБ фактически по всему спектру инструментов, добавил он.

Таким образом, выделим основные проблемы современного банковского сектора:

- Проблема просроченной задолженности или «плохих долгов»;

- Слабая финансовая устойчивость кредитных организаций;

- Высокий уровень процентных ставок по кредитам;

- Кредитная поддержка реального сектора экономика;

- Слабо развитый филиальный и региональный банковский сектор;

- Неравномерность региональной концентрации активов в кредитных организациях;

- Рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования;

- Сохранение низкого уровня капитализации банков.

3.3 Перспективы развития банковского сектора

В предыдущем пункте были рассмотрены основные проблемы развития банковского сектора. Что же касается дальнейшего развития банковского сектора и перспектив, то тут возникают две главные задачи, во-первых, необходимо решить существующие проблемы, во-вторых, необходимо способствовать развитию банковского сектора экономики страны. Основные меры по решению этих задач можно сгруппировать условно по семи направлениям.

1. Монетарные меры

Установленный в январе 2009 г. коридор колебаний рубля к бивалютной корзине, обеспечивает при текущих макроэкономических параметрах определенное равновесие. Основная задача государства сейчас - подтвердить твердые намерения по поддержанию адекватного курса рубля и обеспечить его стабильность. Кроме того, представляется необходимым снизить ставку рефинансирования до 8-10%. Это позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать производство и внутренний спрос, снизить уровень дефолтов заемщиков.

2. Повышение капитализации банковской системы

Мерами в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

3. Консолидация банковского сектора

Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть предоставление капитала крупнейшим банкам для приобретения неплатежеспособных. Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.

4. Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка

Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:

* обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

* увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн. руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;

* страхование средств юридических лиц в банках;

* законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов;

* предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках;

* обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

5. Расширение спектра государственных гарантий

Государственные гарантии - одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

* поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования;

* включения 30-50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

* покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты в результате кризиса.

6. Упорядочение рынка проблемных активов

Важным условием укрепления банковского сектора является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.

Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России. Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных с взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество. Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.

7. Повышение прозрачности и технологичности банковской системы

Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора - обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:

* установление для 30-50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;

* введение дифференцированной системы надзора за банками;

* передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;

* разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;

* переход на электронный формат подачи отчетности банков;

* совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.