Рефераты. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

роме того, что НБУ, как было сказано выше, уделяет недостаточное внимание рынку ценных бумаг, он использует этот рынок в своих сугубо личных интересах, а ни как не в интересах народа. Так, например, первый аукцион по государственным ценным бумагам (облигациям) готовился в спешке о его проведении сообщили менее чем за неделю. Срок этот был слишком короток даже для Нацбанка. Пришлось отодвинуть аукцион еще на три дня. Никаких бумаг не напечатали, инструкцию по налогообложению не написали. До конца не было ясно, какие же средства могут направлять на аукцион коммерческие банки свободные или из нераспределенной прибыли. Кроме коммерческих банков другие юридические лица на аукцион не допускались. НБУ решил не рисковать, ограничив круг участников лишь своими подопечными. Довольно ясно объяснил весомость аукциона Виктор Ющенко, сказав, что он станет, скорее, политической акцией, свидетельством функционирования финансового рынка в Украине.

Разумеется, было сделано все, чтобы аукцион удался. Поскольку банков участ высокой 92 млн. крб, и отклонение ее от средневзвешенной цены было достаточно большим (особенно по сравнению с последующими аукционами).

И тут мы подошли, пожалуй, к самому интригующему событию, связанному с первым выпуском гособлигаций 1995 года, третьему аукциону по доразмещению 5000 тысяч облигаций, состоявшемуся 18 апреля. Его краткие итоги размещены все 5000 облигаций по средней цене 125,29 млн. крб.

Выходит, за неделю, прошедшую после второго аукциона, номинальная ставка по облигациям упала сразу на 35,5%, тогда как за месяц между первыми и старыми торгами ее падение составило всего 32%. Не правда ли, странно? К тому же никаких дополнительных мер для повышения спроса на госбумаги никто не предпринимал.

Несмотря на уверения Нацбанка в том, что правила игры неукоснительно соблюдались, в души банкиров все же закралось сомнение в честности главного игрока. Судите сами: количество участников не увеличилось, а наоборот сократилось с 35 до 32 банков. Меньше было подано и заявок. Так что спрос существенно не изменился. Отталкиваясь от цены прошлого аукциона, можно было прогнозировать цену отсечения в районе 101 млн. крб, что, вероятно, и сделали многие участники. Однако Виталий Мигашко утверждает, что 90% заявок было подано с ценой от 122 до 126 млн. крб, хотя максимальная цена, указанная в заявках, 126 млн. крб. Настораживает другой факт: почему объем продажи по неконкурентным заявкам (то есть по средневзвешенной цене) вдруг вырос до 65% от общего объема (при 20-30% на предыдущих аукционах)? Ведь доля неконкурентных заявок среди общего числа поданных существенно не изменилась, составив всего 18,8%. Для "разбора полетов" интересно было знать объем спроса по неконкурентным заявкам, однако в справке НБУ его почему-то нет.

Обратим внимание на фондовый рынок. Как повлиял на него выпуск гособлигаций? Главная причина по-прежнему не отрегулирован механизм обращения облигаций на вторичном рынке. Хотя еще в конце марта Виктор Ющенко с японских островов обещал, что в течении месяца этот механизм будет разработан и внедрен. Правда, НБУ не видит проблем с перерегистрацией стоит лишь одному из участников сделки добраться до временного депозитария Нацбанка. Но клиентов одно это условие мало устраивает. Если коммерческие банки готовы действовать под честное слово НБУ, то другим юридическим лицам этого явно мало. Во-первых, следует четко определить условия налогообложения операций с облигациями. Во-вторых, бумаги должны стать по-настоящему предъявительскими. Пока же все счета депо, на которых хранятся облигации, доступны Нацбанку, да и электронный вид облигаций не очень согласуется с принципами предъявительской ЦБ. В-третьих, не мешало бы уменьшить срок обращения бумаг, ввести унифицированный договор купли-продажи и так далее.

В итоге, пока безболезненно проходят операции купли-продажи облигаций лишь между банками, чуть хуже между банком и его клиентами, и совсем тяжело между клиентами различных банков. Для привлечения интереса к облигациям Приватбанк, например, гарантирует условия выкупа облигаций в обязательном порядке с начислением 350 тыс. крб за каждый день. Простому торговцу практически ничего не остается. Кстати, по достоверным данным, НБУ отказался от помощи торговцев ЦБ в разработке механизма обращения облигаций на внебиржевом рынке, оставляя это право лишь за УФБ, которое, как обычно, "тянет одеяло на себя".

И все же, несмотря на все недостатки отечественной практики в области госбумаг (что является в принципе основной деятельностью НБУ во имя государства), перспективы этого рынка огромны. Интерес к ним со стороны инвесторов (не только банков) огромен. Важность покрытия дефицита бюджета не эмиссионным путем тоже неоспорима. Пожалуй, самым горячим сторонником госбумаг со стороны государства будет НБУ. Ведь одно дело заниматься их размещением, получая от этого проценты, и совсем другое предоставлять правительству невозвратные кредиты. Уже сегодня валовая выручка от выпуска гособлигаций в 1995 году прогнозируется в районе 25 трлн крб, а чистая 17 трлн крб (валовая выручка составила 1 трлн 113 млрд. крб, которые необходимо погасить 29 декабря 1995 года). НБУ, понимая, что разместить такую сумму даже для него нешуточная задача, приходится выкладывать очередные козыри.

Во-первых, сегодня полным ходом ведется работа по созданию специального депозитария НБУ для работы с госбумагами. Ведется не кем-нибудь, а специалистами из Федеральной Резервной Системы США. В дальнейшем аналогичные депозитарии будут созданы и в коммерческих банках. Средства для этого выделила US AID. Во-вторых, после ее создания в обращение выйдут, наконец, более " короткие" облигации со сроком погашения 3 и 6 месяцев. Предположительно, из 25 трлн крб на долю девятимесячных придется около 8 трлн крб, шестимесячных - 9 трлн крб, остаток составят трехмесячные облигации. Размещение будет проводится по схеме: "три недели торги, четвертая погашение". Часть средств от последнего аукциона будет резервироваться Нацбанком для погашения предыдущих траншей в случае отсутствия денег у Минфина. В-третьих, после создания депозитария должен, наконец, заработать вторичный рынок, возможно, даже в автоматизированном виде. Начало такой работы намечено на сентябрь-октябрь 1995 г. Сегодня ведется работа по предоставлению налоговых льгот при работе с облигациями на вторичном рынке.

Будут решены неясности в вопросе уплаты госпошлины должен ли уплачивать ее участник аукциона по первичному размещению госбумаг. Похоже, близки к осуществлению надежды банкиров на то, что гособлигации могут учитываться в качестве обязательных резервов в Нацбанке. По крайней мере, сегодня коэффициент риска по ним снижен с 0,5 до 0,2.

Таблица 3

Основные показатели аукционов по размещению облигаций государственного займа 1995 года (по данным Минфина Украины).

Количество поданных заявок

22

88

85

из них неконкурентных

5

13

16

Объем спроса по конкурентным заявкам (млн. крб.)

438259

1505547,5

1473848

Цена отсечения

92

108

125

Средневзвешенная цена (млн. крб.)

95,9

108,22

125,29

Объем продажи (млн. крб.)

267825,3

238954,3

626442,5

из них по неконкурентным заявкам)

55334,3

71966,3

407192,5

Количество выставленных облигаций

5000

2208

5000

Количество размещенных облигаций по итогам аукциона

2792

2208

5000

Если все перечисленные выше мероприятия НБУ удастся внедрить в жизнь, то это существенно облегчит ему работу на рынке ценных бумаг. Однако, этим далеко не удастся исчерпать проблем, которые возникают практически каждый раз, когда НБУ пытается влиять на улучшение экономики Украины при помощи рынка ценных бумаг. Все это возникает, с одной стороны, из-за недостаточной компетентности в этих вопросах специалистов из НБУ, а с другой стороны, и это главное: из-за их нежелания использовать рынок ценных бумаг в Украине в полной мере на благо народа.

На начало 1996 года рынок ценных бумаг в Украине имеет уже четырехлетнюю историю. Конечно, в историческом аспекте срок достаточно короткий, но по основным характеристикам как количественным, так и качественным украинский фондовый рынок в основном сформировался.

Сердцем, ядром национального рынка ценных бумаг с самого начала его формирования была и сегодня остается Украинская фондовая биржа, созданная и зарегистрированная Кабинетом Министров Украины осенью 1991 года. За эти годы биржа сформировала распространенную сеть региональных центров, филиалов и брокерских контор, которые функционируют во всех областях Украины. При бирже создан Центральный депозитарий ценных бумаг и введена в действие система их электронного обращения. Все больший размах приобретают биржевые торги акциями, облигациями, векселями, производными от ценных бумаг опционами и фьючерсами.

2 августа 1995 года Украинскую фондовую биржу посетил Президент Украины Л.Д. Кучма, который дал высокую оценку деятельности биржи, ее технической оснащенности и кадровому потенциалу, возможностями УФБ в реформировании экономики, проведении приватизации в нашей стране. Президент Украины высказал мысль, что Украинская фондовая биржа следует придать статус национальной.

Расширяется внебиржевой рынок ценных бумаг. Сейчас на Украине работает больше 1000 финансовых посредников, которые занимаются фондовыми операциями. Это банки, инвестиционные фонды и компании, доверительные общества, торговцы ценными бумагами.

Непрерывно растет количество эмитентов ценных бумаг и объемы их эмиссии. Если в 1992-94 годах ценные бумаги в основном выпускали финансово-кредитные институты, то характерным признаком 1995 года было уже то, что увеличивался удельный вес эмитентов промышленных предприятий. Это результат углубления приватизационных процессов. Такую тенденцию украинского фондового рынка, которая будет иметь место и расширяться в этом году, следует воспринимать как позитивную. В прошлом году были выпущены первые государственные облигации, появились муниципальные ценные бумаги.

Так очень коротко можно определить основные черты нынешнего положения фондового рынка Украины.

В то же время дальнейшее развитие национального фондового рынка сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Самое главное из них это:

- кризис украинской экономики, высокий уровень инфляции, отсутствие твердой национальной денежной единицы;

- отставание существующей законодательной и нормативно-правовой базы функционирования фондового рынка и развития присущих ему реальных процессов (как пример можно вспомнить ситуацию, которая сложилась с трастами и другими финансовыми посредниками);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.