Как свидетельствуют результаты исследования рынка пластиковых карт, почти половина обладателей пластиковых карт в России имеют стаж пользования от года до трех лет. Из них 86 процентов сказали, что пластиковая карта -- это вполне удобное средство расчета. Так, среди молодежи (18--24 года) такой вариант ответа указали 90 процентов опрошенных, а среди пенсионеров--62 процента. Об удобстве пользования пластиковыми картами также несколько чаще говорили россияне с высшим образованием и высоким уровнем дохода.
Россияне значительно чаще стали использовать пластиковые карты для оплаты товаров и услуг за рубежом. К такому выводу пришли эксперты компании MasterCard Europe, которые проводили исследование в европейских странах. До немцев, которые тратят за границей больше всех, нам еще далеко. Но по темпам мы значительно опережаем и жителей Германии и других европейцев./11/
Эти показатели могли бы быть еще выше, если бы российские граждане не опасались дополнительных расходов, которые возникают при использовании «пластика» за границей. Опросы показывают, что 67 процентов граждан, использующих пластиковые карты за рубежом, не знают конкретных расценок на снятие наличных в банкоматах за рубежом.
В идеале все должно ограничиться стандартным сбором, который взимает банк-эмитент. Для кредитных карт он составляет 2-7 %, для дебетовых - 1-1,5%. По правилам платежных систем, если вы снимаете средства в национальной валюте (например, евро во Франции), то комиссия взиматься не должна.
Но в правилах оговаривается, что она может быть установлена, если это обусловлено налоговым или другим законодательством. А зачастую банки просто устанавливают комиссию по собственному желанию -- 1--2 %.
Также, в 2005 г. на 67 % по сравнению с 2004 г. увеличилось использование карт для оплаты через платежную систему Интернет.
Таким образом, рынок пластиковых карт в целом по России стабильно развивается. Рассмотрим в следующей главе данной курсовой работы особенности развития регионального рынка пластиковых карт на примере Самарской области.
2.3 Анализ объема, структуры и динамики развития рынка пластиковых карт Самарской области
В Самарской области рынок банковских платежных карт функционирует более 10 лет. Со времени появления первых банковских продуктов с использованием платежных карт состав участников рынка постоянно изменялся под влиянием объективных экономических условий и в прямой зависимости от финансового положения кредитных организаций.
Пионером в организации работы с банковскими платежными картами в Самарском регионе выступил Сберегательный банк, который еще в 1991 г. приступил к реализации первых локальных проектов по выплате заработной платы с использованием платежных карт работникам Волжского автомобильного завода и Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода, примерно с 1994 г. на самарском рынке появились и первые карты международных платежных систем, которые предлагали своим клиентам филиалы московских банков.
Настоящий бум на рынке банковских карт в Самарской области наблюдался в 1995-1996 гг., когда многие кредитные организации в интересах корпоративных клиентов приступили к реализации собственных одноэмитентных систем расчетов на основе банковских карт, параллельно, хотя и менее успешно, продвигая международные карточные продукты. (Приложение 3)
В результате к 1998 г. рынок банковских карт Самарской области отличался довольно динамичным развитием не только по количественным показателям, но и по качественным, таким, как развитие торгово-сервисной сети, разнообразие представленных продуктов, интенсивность использования карт держателями.
В результате кризиса 1998 г. количественные сказатели рынка не уменьшились, однако динамика несколько замедлилась, а объем торгово-сервисной сети и вовсе резко сократился из-за ухода с рынка таких крупных эквайеров, как Инкомбанк и СБС-Агро. Но уже к 2000 г. последствия кризиса были преодолены, рынок банковских карт снова начал набирать обороты, была восстановлена торговая инфраструктура.
На сегодняшний день на территории региона расположено 24 самостоятельных банка и 32 филиала региональных банков других областей; из них участниками рынка банковских карт являются 40 кредитных организаций, или 71% от общего количества.
На протяжении последних лет развитие Самарского рынка банковских карт имело стабильную положительную динамику, как по объему эмиссии, так и по величине оборота.
В современных условиях относительной стабильности и благоприятной экономической конъюнктуры, постепенного укрепления доверия населения к банковской системе у кредитных организаций появляется больше возможностей для улучшения качества розничных услуг, привлечения клиентов - физических лиц, расширения обслуживающей инфраструктуры.
По количеству эмитированных карт Самарская область находится на девятом месте в Российской Федерации и на четвертом - в Приволжском Федеральном округе.
Всего кредитными организациями, расположенными на территории Самарской области, было эмитировано 743 тыс. банковских карт (на 1.10.2005 г.) международных и российских (в том числе одноэмитентных) платежных систем.
Основная масса банковских карт сосредоточена в двух крупных городах области - Самаре и Тольятти, соотношение объемов эмиссии и количества жителей этих городов показывает, что каждый четвертый житель имеет на руках банковскую платежную карту.
По состоянию на 1.10.2005 г. количество банковских карт платежной системы MasterCard, эмитированных на территории Самарской области, составило 281,4 тыс., большинство из которых - карты Сбербанк-Маэстро. На основе этих карт реализованы крупные зарплатные проекты на предприятиях города. Высокой динамике в развитии этой системы расчетов способствует наличие у Поволжского банка Сбербанка Российской Федерации собственного процессингового центра и активная эквайринговая деятельность банка, который развивает и банкоматную, и торгово-сервисную сеть.
Привлекательность для населения банковских продуктов с использованием карт Сбербанк-Маэстро определяется тем, что они являются полноценным международным продуктом в рамках платежной системы MasterCard, отличаются доступностью благодаря низкой стоимости выпуска карт и обслуживания, отсутствию комиссии при снятии наличных во всей сети банкоматов Поволжского банка Сбербанка Российской Федерации. Кроме того, по карточкам Сбербанк -MasterCard держателям предоставляются дополнительные услуги - овердрафт по счетам для расчетов с использованием платежных карт, оплата коммунальных и других услуг через банкоматы.
Эмиссия банковских карт платежной системы VISA также имеет в Самаре довольно высокую динамику. Всего в области выпущено 105,6 тыс. карт с логотипом VISA, в 2004 г. количество карт возросло в 2 раза, за 9 месяцев 2005 г. - еще на 49 %. При этом следует отметить, что доля местных банков в общем объеме эмиссии карт международных платежных систем остается крайне незначительной по сравнению с филиалами московских банков.
С начала 2003 г. количество торгово-сервисных предприятий, где можно оплатить покупки с использованием карт той или иной платежной системы, увеличилось в 2,4 раза и составляет на сегодняшний день более 1347 точек./6/ Росту количества торгово-сервисных точек способствовало, с одной стороны, возрастание активности банков по привлечению на эквайринг новых клиентов, с другой стороны - приход в Самару московских торговых сетей со сложившимися традициями приема платежных карт и продажи товаров в кредит.
Таким образом, большую часть рынка банковских карт в Самаре представляют международные платежные системы, доля локальных систем постепенно снижается. При этом наряду с развитием сети по выдаче наличных (ПВН и банкоматы) увеличивается и количество торгово-сервисных точек, принимающих карты MasterCard и VISA.
В Тольятти ситуация совершенно иная. Градообразующим предприятием здесь является Волжский автомобильный завод, через который и проходят основные финансовые потоки, кроме этого существует еще несколько крупных промышленных предприятий также с довольно высокой концентрацией трудовых и финансовых ресурсов. Поэтому деятельность банков в Тольятти направлена, прежде всего, на удовлетворение интересов крупных корпоративных клиентов, а подавляющее большинство банковских карт эмитируются в рамках зарплатных проектов.
Следует отметить существующую в городе локальную платежную систему NCC, участниками которой на сегодня являются 12 кредитных организаций, расчетным банком выступает ОАО «ПК АВТОВАЗБАНК», функции процессингового центра выполняет ЗАО «Национальные кредитные карточки».
По состоянию на 1.10.2005 г. кредитными организациями эмитировано около 300 тыс. карточек с логотипом NCC, что составляет 40% от общего количества эмитированных в Самарской области банковских карт. Обслуживаемая инфраструктура по картам NCC сориентирована в первую очередь на обеспечение свободного доступа к наличным деньгам.
В городе установлено более 180 банкоматов, что для населения в 740 тыс. человек довольно много. Торгово-сервисная сеть, напротив, развита недостаточно - карты NCC принимают к оплате менее 100 предприятий торговли и сервиса. В то же время этот недостаток частично восполняется тем, что с помощью карточки NCC коммунальные и другие услуги можно оплатить в любом банкомате системы. Кроме того, платежная система "NCC в 2004 г. заметно расширила географию присутствия в Самаре в соседних регионах, повышается функциональность банковских продуктов с использованием платежных карт, отдельные банки приступили к эмиссии кредитных карт NCC.
Карты международных платежных систем эмитируются тольяттинскими банками в основном для VlP-клиентов, и объемы сделок ниже среднего по России.
3. Ключевые тенденции развития рынка пластиковых карт России на среднесрочную перспективу
3.1 Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России
Несмотря на значительный количественный рост показателей, характеризующих развитие безналичных расчетов с использованием банковских карт в сфере розничных платежей (количество карт, их оборот, количество банков-участников и т. п.), нельзя не отметить и негативные тенденции в данной сфере.
По-прежнему держатели карт отдают предпочтение операциям по снятию наличных (их удельный вес в общем объеме совершенных на территории Российской Федерации операций - 95%) над безналичными платежами в торгово-сервисной сети.
С начала 2003 г. темпы роста операций по снятию наличных с использованием карт составили 126% (по количеству) и 142% (по сумме), а безналичных платежей - 110% (по количеству) и 128% (по сумме). Это обусловлено, прежде всего, недостаточной развитостью сети предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате банковские карты, а также предпочтением населения рассчитываться наличными денежными средствами.
Исследования показывают, что одна из основных проблем, возникающих перед кредитными организациями на рынке банковских карт, - это привлечение предприятий торговли к обслуживанию операций с банковскими картами. Магазины и предприятия сферы обслуживания зачастую отказываются принимать при оплате товаров и услуг платежные карты, в том числе из-за нежелания повышать прозрачность своего бизнеса, нести дополнительные затраты на оборудование, платить торговую комиссию, обучать персонал.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5