Рефераты. Система управления обязательным пенсионным страхованием в РФ

p align="left">

Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. В его состав включены:

1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

2.страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов или же размер страхового взноса на единицу измерения базы для их начисления. Можно выделить следующие виды тарифов страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых. семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

5. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПФР

Для решения задач по управлению средствами пенсионного страхования сформирована трехуровневая структура управления ПФР.

Руководство Фондом на федеральном уровне осуществляется его Правлением и постоянно действующим исполнительным органом - Исполнительной дирекцией (последняя структура Исполнительной дирекции утверждена постановлением Правления от 12.07.2002г. №72п).

В состав Правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В дальнейшем при стабилизации политической и экономической ситуации в стране предполагается создать орган управления Фондом из лиц наемного труда (застрахованных), работодателей (предпринимателей), представителей независимых профсоюзов и государства.

Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Общее количество региональных отделений ПФР, расположенных во всех административных центрах РФ, равно 89. На местах имеются районные (городские) управления.

При такой структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего объекта вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня. Информация о состоянии и характере функционирования подчиненных объектов передается в обратном порядке.

В состав руководящего органа - Правления ПФР - в настоящее время входят по должности Председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие несколькими отделениями ПФР.

Правление ПФР выполняет следующие функции:

·
несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

· определяет перспективные и текущие задачи ПФР;

· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) региональных отделений Фонда, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

· назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

· утверждает положение об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;

· решает другие вопросы, входящие в компетенцию ПФР.

Основными задачами региональных отделений ПФР являются :

- организация персонифицированного учета застрахованных граждан;

- назначение и выплата пенсий;

- финансирование выплаты пенсий и их доставки;

- доставка пенсий (в некоторых регионах);

- финансирование социальных программ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.09.2000г. №1709 практически во всех регионах России (в том числе и в Пензенской области) в настоящее время на базе региональных отделений ПФР созданы службы по начислению, выплате и доставке пенсий, т.е. объединены все процессы пенсионного обеспечения от первичного учета застрахованных, оценки пенсионных прав до финансирования, выплаты и доставки пенсий. При этом функции непосредственного назначения и выплаты пенсий, ранее находившиеся в ведении органов социальной защиты, также переданы органам ПФР.

Все практические задачи решаются на уровне районных (городских) УПФР.

В нашей области передача полномочий по назначению и выплате пенсий от органов социального обеспечения Пенсионному фонду произошла в 2001 году. Это позволило упростить схему финансирования выплаты пенсий, ликвидировать лишние звенья в процессе движения средств от плательщиков страховых взносов к пенсионерам, сократить срок прохождения денежных средств, исключить случаи нецелевого использования средств в системе, так как они направляются только на выплату государственных пенсий.

Исключены также случаи искусственного завышения пенсионными службами заявок на выделение и право расходования средств. Соединение функций по пенсионному обеспечению в одной организационной структуре наряду с общим усилением контроля за расходованием пенсионных средств позволило создать эффективную систему предупредительного контроля. Такой контроль осуществляется при приеме документов, представленных для назначения (перерасчета) пенсий. Причем, возможность обращения одновременно к информационной базе плательщиков страховых взносов и к базе данных персонифицированного учета обеспечивает неразрывную связь пенсионных решений с уплатой страховых взносов.

Каждая справка о заработке (стаже), поступившая в пенсионную службу, проверяется не только на наличие данного плательщика страховых взносов в базе данных ПФР, но и на соответствие сведений, содержащихся в справке, информации об уплате страховых взносов, что невозможно сделать при другом способе организации работы, когда пенсионные службы и органы ПФР разъединены.

Работа отделений ПФР в условиях объединения функций особенно эффективна при реализации Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», так как к правовой оценке документов, содержащих сведения о стаже, привлекаются работники пенсионных служб.

С введением персонифицированного учета стало выявляться больше зарегистрированных плательщиков и, как следствие, расширилась база для начисления страховых взносов.

Объединение баз данных по поступлению страховых взносов и расходованию средств дало возможность ежедневно формировать баланс по доходам и расходам.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ С ДРУГИМИ СТРУКТУРАМИ

Экономической основой социального обеспечения нетрудоспособных граждан в России служит система государственного социального страхования. Она включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, безработице, медицинского обслуживания и т.д.

Для реализации всего комплекса правовых аспектов социального обеспечения по разным направлениям созданы государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования.

Доминирующее положение по объему средств и числу получателей в системе государственного социального страхования занимает пенсионное обеспечение, на нужды которого расходуется 72,5% всех поступающих страховых взносов. Численность получателей пенсий превысила в 2002 году 38,4 млн. человек.

При этом ключевая роль в реформируемой пенсионной системе отводится Пенсионному фонду России, поскольку он выполняет функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию граждан.

В процессе своей деятельности по управлению средствами пенсионного страхования ПФР взаимодействует с различными органами законодательной, исполнительной власти и другими организациями (см.схему).

До принятия в мае 2001 г. уточненной Программы пенсионной реформы, первым звеном которой стало объединение функций по назначению пенсий с ПФР, структура органов пенсионного обеспечения включала:

- ПФР, имеющий Отделения в каждом регионе;

- органы социального обеспечения населения, осуществляющие непосредственно назначение и выплату пенсий.

В настоящее время в процессе финансово-хозяйственной деятельности органы ПФР взаимодействуют со следующими организациями и учреждениями:

· Министерство по налогам и сборам, отделения которого осуществляют контроль за сбором и перечислением в ПФР средств через специальный счет ПФР в государственном казначействе;

· Центральный банк РФ, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем финансовых операций, и в отделениях которого имеет свои счета;

· Федеральная служба почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата и доставка большинства видов пенсий (80%);

· региональные отделения Сбербанка России, которые также производят выплаты значительной части пенсий и пособий (20%);

· центральные и региональные органы Федерального казначейства, с которыми ПФР взаимодействует в процессе аккумуляции и перераспределения средств бюджета ПФР на выплату пенсий;

· финансово-кредитные учреждения, с которыми Пенсионный фонд и его региональные отделения взаимодействуют в работе по погашению просроченной задолженности плательщиков.

Организация управления средствами пенсионного страхования, по оценкам экспертов должна осуществляться органом, который отвечает следующим требованиям:

1. Организационная структура должна обеспечивать максимальную централизацию функций и одновременно создавать возможность предоставления качественных услуг населению и страхователям, в том числе с учетом специфики обслуживаемого контингента граждан (пенсионеры, инвалиды).

2. Звенность территориальных органов в регионах должна учитывать размеры территории, плотность населения, состояние коммуникаций. Целесообразно по этим параметрам сгруппировать регионы в несколько категорий.

Взаимодействие ПФР с органами законодательной, исполнительной власти и др. организациями

3. Структура должна быть оптимизирована с точки зрения себестоимости деятельности территориальных органов.

4. Функции и технологические операции органов каждого уровня должны быть стандартизированы. Наиболее полная стандартизация процедур предусматривается на районном звене. Требования к знаниям и квалификации, необходимые для выполнения функций, должны снижаться от центрального уровня к районному. Объем и набор функций должны быть закреплены за уровнями системы по принципу обеспечения их полноты (исходя из состава, определенного законодательством).

5. Информационной основой деятельности территориальных органов должна быть база индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, включающая индивидуальные лицевые счета пенсионеров.

6. Рассмотрение нестандартных ситуаций и принятие по ним решений должны осуществляться на региональном и центральном уровнях.

7. Должна быть предусмотрена возможность использования для работы с клиентом (населением и страхователями) на договорной основе других организаций (трансферагентов).

8. Структура должна обеспечивать возможность эффективной работы в настоящее время, при имеющихся технологических и кадровых возможностях, и одновременно быть ориентированной на интенсивное развитие вместе с созданием телекоммуникационных сетей, новых программных комплексов и развитием человеческого капитала. Динамика развития должна учитывать конвертацию пенсионных прав опережающими темпами для создания информационной базы послереформенной пенсионной системы.

Всем этим требованиям отвечает существующая ныне структура Пенсионного фонда России, которая продолжает совершенствоваться.

7. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НА ОПС

Контроль за использованием средств на обязательное пенсионное страхование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств. Но, не смотря на свою стабильную деятельность, сроки составления не приносят нужного эффекта. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

8 ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ОБ ОПС

Заключение договора:

В каждый момент времени в отношении одного застрахованного лица может действовать только один договор ОПС. При этом договор вступает в силу при соблюдении нескольких условий: 

- договор в течение месяца с момента подписания должен быть представлен в ПФР

- договор вступает в действие с момента поступления средств на расчетный счет НПФ.

- средства в НПФ переводятся только после внесения записи в Единый реестр застрахованных лиц, об удовлетворении заявления застрахованного лица о переводе средств в выбранный им НПФ, с которым заключен и зарегистрирован договор.

Это означает, что даже если застрахованное лицо в течение календарного года заключит несколько договоров с несколькими фондами, то в силу вступит только тот из них, в отношении которого заявление поступило, и было принято ПФР последним. Т.к. ПФР по итогам года рассматривает все поступившие заявления и принимает решение в отношении последнего, то заявление должно быть составлено без нарушений формы, данные, указанные в договоре и заявлении должны соответствовать данным, хранящимся в базе ПФР. Если все условия соблюдены, то ПФР отдает предписание перевести средства пенсионных накоплений на счет нового страховщика. Если условия нарушены, то ПФР рассылает уведомления сторонам договора об отказе и его причинах. Старый договор ОПС продолжает действовать на прежних условиях.

Пенсионный фонд включившийся в систему ОПС обязан заключать договор с любым застрахованным лицом и не может отказать в заключении договора. Исключение составляет только случай когда, фонд принял решение приостановить заключение договоров. Об этом до 31 декабря года принятия решения фонд обязан уведомить Контролирующие органы и Пенсионный фонд России, а также опубликовать информацию о решении в СМИ. Срок приостановления привлечения новых застрахованных лиц не может составлять менее одного года и начинается с 1 января года, следующего за годом принятия соответствующего решения. При этом все ранее заключенные договора продолжают действовать.

Расторжениедоговора.

Договор об ОПС может быть расторгнут по решению одной стороны - застрахованного лица. Застрахованное лицо обязано поставить в известность фонд о намерении расторгнуть договор и подать в ПФР заявление о намерении переменить страховщика. Фонд получит предписание ПФР с извещением о расторжении договора и указанием куда перевести средства застрахованного лица. Важной особенностью является то, что при расторжении договора нельзя получить выкупную сумму на руки. Средства могут быть только переведены в адрес нового страховщика - НПФ или ПФР.

Наследование.

В соответствии с законом застрахованное лицо может указать в договоре ОПС или специальном заявлении, кто в случае его смерти будет наследовать накопительную часть пенсии и в каких долях.

Правопреемники смогут получить причитающиеся им средства только если застрахованное лицо умерло до назначения пенсии.

В НПФ Трансстрой указание правопреемника производится путем подачи соответствующего заявления после вступления в силу договора ОПС. Если у ЗЛ появилось желание поменять правопреемника, то оно может просто написать новое заявление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственные пенсии являются основным источником существования для определённых слоёв населения. Для другого круга социально незащищенных граждан они являются не основным, но существенным доходом бюджета семьи. Поэтому, пенсионное обеспечение на территории нашей страны должно быть всегда устойчивым и стабильным. За годы перестройки и реформ в России много сделано для строительства правового государства. И, в первую очередь, это нашло отражение в изменении механизма самого пенсионного обеспечения граждан. Но все, же имеются некоторые отклонения, которые со временем, возможно, исправить без особых затрат.

Основной проблемой пенсионного обеспечения остаётся размер пенсий, который, не смотря на своё постепенное возрастание, не совершенен. И действительно, уровень жизни наших пенсионеров несопоставим с уровнем жизни европейцев. Такое несовершенство связано с нерациональным использованием бюджетных средств. При составлении бюджета на очередной финансовый период государству необходимо сбалансировать пенсионные поступления и выделять больше денежных средств на выплату пенсий. В связи с тем, что по мере постепенного возрастания размера пенсий или же, в другой ситуации, заработной платы, возрастают цены на продукты питания и другие необходимые товары, в обществе появляется нестабильность. В большей степени это обусловлено инфляцией, которая существует в России на протяжении нескольких лет на примерном уровне 11-12%.

Ряд других, небольших проблем, относится к обязательному пенсионному страхованию на территории РФ. Необходимо пересмотреть статью 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, в которой излагается, что к лицам, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, относятся члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Это является неправомерным, так как для таких граждан занятие данными видами деятельности является основным источником существования и получения дохода.

Также необходимо изменить сроки регистрации страхователей - физических лиц, работодателей, нотариусов, адвокатов, указанные в статье 11 данного закона, в виду их длительности, с тридцатидневного срока на пятнадцатидневный срок, что будет более целесообразным. И приведет к скорому началу деятельности данных лиц.

Пересмотрению подлежит статья 16 данного закона, в которой указывается, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год. Период составления необходимо приравнять к периоду составления государственного бюджета, который составляется на 3 года. Это будет очередным шагом к рациональной сбалансированности бюджетных средств и усовершенствованию пенсионного обеспечения.

Помимо вышеперечисленного еще одна проблема заключается в обеспечении добровольного страхования. Узаконивание данного вида пенсионного страхования будет уместным в настоящее время. Но для введения закона в силу необходимо некоторое его пересмотрение. Следует пересмотреть главу 4 проекта ФЗ «О добровольном накопительном пенсионном страховании» до его регистрации, где говорится о том, что вкладчики вносят денежные средства добровольно, но в тоже время несут обязанность по своевременной их уплате по заранее выбранной ими схеме уплаты взносов. Это противоречит сущности данного проекта Закона.

В завершении следует сказать, что государственные пенсии на территории нашей страны урегулированы нормами права, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. Пенсионная система функционирует стабильно и рационально. Но для более эффективной пенсионной деятельности необходимо внести некоторые изменения в нормативную базу, что приведёт к существенным улучшениям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный Закон от 15.12.01 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

2 А.К. Соловьев «Основы пенсионного страхования в России», М.,2001, Светотон ЛТД.

3 Федоров Л.В., Пенсионный Фонд Российской Федерации. - М.: Дашков и К, 2008.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.