Рефераты. Системы рефинансирования Центральным банком кредитных организаций

p align="left">Виды кредитов, предоставляемых Банком России следующие:

· под обеспечение рыночных активов - под залог ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России (Положение 236-П);

· под обеспечение нерыночных активов (векселя, кредитные договоры рейтинговых организаций и поручительства кредитных организаций (Положения 273-П и 312-П).

При этом наиболее востребованными являются кредиты, предусмотренные Положением 236-П, а именно:

· внутридневные кредиты, которые предоставляются при поступлении расчетного документа на корреспондентский счет кредитной организации сверх остатка средств на нем в пределах лимита кредитования, установленных ежедневно по каждому счету; процентов за пользование данным инструментом кредитования организация не платит;

· кредиты «овернайт», которые возникают при оставшемся непогашенном внутридневном кредите на конец операционного дня; кредит «овернайт» автоматически зачисляется на корреспондентский счет в конце операционного дня, ставка по нему равна ставке рефинансирования, гашение кредита происходит в начале следующего операционного дня;

· ломбардные кредиты, которые предоставляются по заявлению кредитной организации по фиксированной процентной ставке (аукциону) в пределах суммы залога; процентная ставка устанавливается по итогам аукциона, фиксированная процентная ставка устанавливается по итогам последнего аукциона.

Другим методом воздействия на кредитоспособность коммерческих банков является изменение нормы обязательного резервирования (установление минимальных резервных требований). В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Банком России. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Банком России для регулирования объема денежной массы в стране.

Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центробанке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Обязанность выполнения нормативов обязательных резервов возложена на кредитные организации ст. 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих операций. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)» нормативы обязательных ресурсов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, быть изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются исходя из целей проводимой денежно-кредитной политики.

Резервируемые обязательства кредитных организаций сгруппированы в следующие категории:

· «обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами» - включает обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);

· «обязательства кредитной организации перед физическими лицами» - включает обязательства перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета;

· «иные обязательства» кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

Норма обязательного резервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру, операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.

Наиболее «рыночным» инструментом денежно-кредитной политики является политика открытого рынка, которая сводятся к купле-продаже Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков и соответственно к увеличению или уменьшению их банковских резервов.

Схема проведения этих операций на открытом рынке такова: предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и ЦБ РФ ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центробанк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Коммерческие банки и население начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

Если же на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении, то в этом случае Банк России проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: Центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым он увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного предложения.

В настоящее время Банк России для операций на открытом рынке использует исключительно государственные ценные бумаги - ГКО и ОФЗ. Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и сделки РЕПО.

Сделка РЕПО - это операция с обратным выкупом. Она состоит из двух частей: в первой ее части одна сторона продает другой стороне ценные бумаги и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бумаг по цене, отличной от цены первоначальной продажи.

Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Юридически договор между участниками сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями.

Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.

Рассмотренные инструменты кредитно-денежной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. При этом оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роль Центробанка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями Банка России на открытом рынке.

Таким образом, Банк России представляет собой неотъемлемую часть экономики страны. Инструменты регулирования кредитно-финансовой сферы, используемые Центральным банком, позволяют характеризовать его как целостный и эффективно действующий механизм для принятия наиболее важных экономических решений и регулирования денежной политики на уровне всего государства.

2. СОВРЕМЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ РФ

2.1 Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году

При принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России основывается на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимает во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов. Изменение со второй половины 2008 года условий реализации денежно-кредитной политики повысило значимость для Банка России задачи по поддержанию стабильности банковской системы и финансовых рынков и ограничению негативного влияния мирового финансового и экономического кризиса на состояние российской экономики.

В то же время основной целью денежно-кредитной политики по-прежнему является снижение инфляции и поддержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого экономического роста и развития экономики страны.

В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.