Рефераты. Совершенствование депозитной политики банка на примере Сберегательного Банка Российской Федерации

p align="left">Владелец сертификата может уступать права требования по сертификату другому лицу. По сертификату на предъявителя эта уступка осуществляется простым вручением, а по именному - посредством передаточной надписи (цессии), которая оформляется на обратной стороне бланка сертификата. Она представляет собой двухстороннее соглашение между лицом, устанавливающим свои права (цедентом), и лицом, приобретающим эти права (цессионарием). Выдача сертификатов юридическим и физическим лицам осуществляется только после перечисления ими соответствующей суммы на специальные счета в банке, предназначенные для учёта выпущенных сертификатов. При наступлении срока погашения владелец должен предъявить сертификат банку-эмитенту вместе с заявлением о востребовании средств по нему с указанием счёта, на который они должны быть зачислены. [15, с. 524]

Когда сертификат погашается по истечении срока обращения, расчёт процентов (П) осуществляется по следующей формуле:

П = N х (?Р х n) / 365 х 100, где (1.2)

N - номинальная стоимость сертификата;

Р - проценты по сертификату (годовые);

n - количество дней хранения средств на сертификате, в течение которых действовала соответствующая ставка процента.

Проценты по сертификату насчитываются и выплачиваются только вместе с номинальной стоимостью сертификата.

По сберегательным сертификатам выплачивается доход в соответствии с приведёнными в таблице процентными ставками:

Таблица 1

«Процентные ставки по сберегательным сертификатам Сбербанка РФ»

(по состоянию на 01.01.2008г.)

Процентные ставки по сертификатам с размером вклада (в % годовых)

Количество дней начисления процентов

10 000 рублей

50 000 рублей

100 000 рублей

5,0%

5,0%

5,0%

90 дней

7,25%

7,25%

7,25%

180 дней

7,75%

7,75%

7,75%

270 дней

8,25%

8,25%

8,25%

364 дня

8,75%

8,75%

8,75%

729 дней

Сертификаты имеют существенные преимущества перед срочными вкладами, оформленными депозитными договорами. Так, благодаря большому количеству возможных финансовых посредников в распространении и обращении сертификатов расширяется круг потенциальных инвесторов банка, а благодаря вторичному рынку сертификат может быть досрочно передан (продан) владельцем другому лицу с получением некоторого дохода за время хранения и без изменения при этом объёма ресурсов банка. Досрочное же изъятие владельцем срочного вклада означает для него потерю дохода, а для банка - утрату части ресурсов.

Недостатком сертификатов по сравнению со срочными вкладами (депозитами) являются повышенные затраты банка, связанные с эмиссией сертификатов как разновидности ценных бумаг.

1.3 Система защиты банковских депозитов

В 2003 году принят Федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Этот закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Целями настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

В настоящее время законодательство России предусматривает три различных способа защиты интересов индивидуальных вкладчиков. Эти три способа предусмотрены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Первый способ. Банки обязаны выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных и денежных средств. Средства фондов обязательного резервирования использовались Центральным Банком в случае банкротства банков для компенсации вкладов гражданам.

Второй способ. Государством гарантируется сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством и банках, в установленном капитале, которых государству принадлежит более 50% голосующих акций. Предоставление государственных гарантий, таким образом, распространяется и на вклады физических лиц, хранящихся в Сберегательном банке.

Третий способ. Банк России требует от банков получения лицензий на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц. Более того, это право предоставляется вновь создаваемым банкам, с даты регистрации которых прошло не менее двух лет.

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов. [3 ]

С нашей точки зрения, построение системы страхования банковских депозитов должно базироваться на следующих основных положениях:

1. Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков, независимо от их финансового положения. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системе.

2. Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях глубокого финансового кризиса именно государству отводится первостепенная роль в финансовом оздоровлении экономики. Совместное управление страховым фондом возможно лишь в перспективе, поэтому вопрос о страховом фонде как независимой от государства организации, на наш взгляд, преждевременен.

3. Членство в Государственном фонде страхования депозитов должно стать необходимым требованием получения лицензии ЦБ на право привлечения средств физических лиц.

4. Объектами страхования в первоочередном порядке должны стать депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц.

5. В объекты страхования должны быть включены валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.

6. Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.

7. Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поэтому необходима разработка системы оценки страхового риска для проведения дифференциации страховых взносов, уплачиваемых банками с различным финансовым положением.

8. Участие ЦБ в Фонде должно выражаться в том числе и в виде возможности открытия кредитной линии в случае недостаточности средств.

9. Форма собственности Фонда должна быть смешанной. Учредителями фонда должны стать в первую очередь ЦБ, Ассоциация российских банков, Антимонопольный комитет и другие организации. Участие банков может быть либо прямым, либо косвенным (через ассоциации).

Введение смешанной системы защиты депозитов в России обеспечило как бы прямую защиту вкладчиков (когда вкладчик в случае банкротства получает из фонда определенную сумму в пределах страхового покрытия), так и косвенную защиту (когда ЦБ совместно с фондом принимает меры по финансовому оздоровлению проблемного банка). Поэтому, для создания эффективной системы страхования банковских депозитов необходимо изменить подход к решению проблемы. Субъектом страхования и защиты должен стать не отдельный вкладчик, а банк со своими вкладчиками, то есть эффективная защита предполагает как одинаково хорошее выполнение функций страхования, так и функции контроля и надзора за финансовым состоянием коммерческих банков.

Несмотря на значительные трудности в нахождении источников первоначального капитала фонда и слабую мотивацию для вступления коммерческих банков в систему страхования, принятие основных принципов формирования системы защиты депозитов окажет благоприятное психологическое воздействие на владельцев денежных средств и финансовых институтов: возрастет степень доверия к банковской системе, повысится доля привлекаемых средств в коммерческих банках.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕПОЗИТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ СБЕРБАНКА РФ

2.1 Организационно - экономическая характеристика Сберегательного Банка РФ

Сбербанк России - один из самых крупнейших банков страны. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный Банк Российской Федерации (свыше 60% акций уставного капитала). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991г. в Центральном Банке Российской Федерации. Сбербанку России пошла уже вторая сотня лет, а это основной показатель стабильности любого банка. Впервые в Российском государстве Банк был учреждён еще в 1841 году по указу императора Николая. Сегодня общий капитал Сбербанка России составляет более 300 млрд. рублей. [35, с. 33]

Сбербанк - единственный из коммерческих банков России, вошедший в число 200 крупнейших кредитных институтов мира и в первую сотню европейских банков.

Сбербанк России - крупнейший банк в Центральной и Восточной Европе по величине активов и капитала первого уровня, а также по размеру депозитной базы.

В 2006 году Европейский журнал «Еuromony» признал Сбербанк России лучшим банком года в стране. Среди услуг, предлагаемых банком, открыты различные виды депозитных вкладов, зарплатные, пенсионные, универсальные. Банк предоставляет кредиты юридическим и частным лицам под сравнительно с другими банками, небольшой процент. Причем процентная ставка по всем вкладам и кредитам является фиксированной, т.е. не подлежит изменению в течение срока вклада.

Фирменное (полное официальное) наименование Банка - Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации (открытое акционерное общество). Сокращенное наименование Банка: Сбербанк России.

Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.

Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы Банка со своим наименованием, а также другие печати и штампы, имеют баланс, который входит в баланс банка. Филиальная сеть Сбербанка России представлена 17 территориальными Банками, расположенные на всей территории Российской Федерации (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Филиальная сеть Сбербанка России

Банк стремится сделать пользование своими услугами максимально удобным для клиентов, постоянно улучшая расположение действующих подразделений. Так, в 2007 году 371 точка банковского обслуживания была перемещена ближе к объектам городской инфраструктуры. [40]

С учетом имеющегося спроса на оказываемые услуги было продолжено совершенствование режимов работы банковских подразделений.

Территориальное размещение подразделений Сбербанка России представлено на рисунке 2.2.

Рис. 2.2 Территориальное размещение подразделений Сбербанка России

Организационная структура Сбербанка России представлена на рисунке 2.3.

Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.

Органами управления Банком являются:

- общее собрание акционеров;

- Наблюдательный совет Банка;

- коллегиальный исполнительный орган - Правление Банка;

- единоличный исполнительный орган - Президент, Председатель Правления Банка.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка осуществляется ревизионной комиссией, избираемой годовым общим собранием акционеров банка сроком до следующего годового общего собрания акционеров в количестве 7 членов.

Банк ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую и иную отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России.

Устав Сбербанка, внутренние документы, утверждаемые общим собранием акционеров, годовой отчет банка, утвержденный годовым общим собранием акционеров, аудиторские заключения, публикуемая отчетность, документы, подлежащие предоставлению акционеру при подготовке к общему собранию акционеров, публикуются на официальном корпоративном сайте банка в сети Интернет.

Банк публикует информацию, относящуюся к эмитируемым им ценным бумагам, в объеме, в сроки и в порядке, определенные законодательством Российской Федерации и соответствующими указаниями Банка России.

Итоги деятельности Банка отражаются в ежемесячных, квартальных и годовых бухгалтерских балансах, в отчете о прибылях и убытках, а также в годовом отчете, представляемых в Банк России в установленные им сроки.

Таблица 2.1

«Итоги деятельности Сбербанка России за 2006-2007 гг.»

Показатель

на 01.01.2007 (млрд. рублей)

на 01.01.2008 (млрд. рублей)

Активы -нетто

3 574,3

4 103,9

Балансовая прибыль

112,8

160,2

Чистая прибыль

87,9

126,1

Капитал

347,3

667,4

Умелое использование Банком своих преимуществ, активное развитие новых продуктов и услуг позволили добиться по итогам 2007 года значительных финансовых результатов, повысить эффективность операций и существенно увеличить объемы бизнеса. Рост объёмов бизнеса наряду с эффективным управлением затратами позволили Банку заработать в 2007 году балансовую прибыль в размере 160,2 млрд. рублей, что на 42,02 % превышает объём балансовой прибыли за 2006 год. Чистая прибыль по итогам года составила 126,1 млрд.рублей - рост на 43,46 %.

Капитал Банка увеличился на 92,17 % до 667,4 млрд. рублей, что было обусловлено как значительным объёмом заработанной прибыли, так и проведённой переоценкой имущества. Повысилась эффективность проводимых банком операций: за год рентабельность активов возросла с 2,8 до 2,9 %.

Информация о деятельности Сбербанка России по состоянию

на 01 апреля 2008 г.

- капитал - 727,5 млрд. руб.;

- прибыль - 45,8 млрд. руб.;

- чистая прибыль - 36,1 млрд. руб.;

- кредитный портфель - 4 455,9 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц (без МБК) - 3 329,8 млрд. руб.;

- остаток средств на счетах физических лиц - 2 746,0 млрд. руб.;

- остаток средств юридических лиц - 1 414,3 млрд. руб.; Действующая в Банке система управления рисками позволяет ему с запасом выполнять основные нормативы Банка России.

Таблица 2.2

«Экономически нормативы деятельности Сбербанка России» (по состоянию на 01.01.2008 г.)

Наименование показателя

Значение показателя

Н1

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка

14,8

Н2

Норматив мгновенной ликвидности банка

44,7

Н3

Норматив текущей ликвидности банка

53,7

Н4

Норматив долгосрочной ликвидности банка

102,6

Н6

Максимальный размер риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков

18,6

Н7

Максимальный размер крупных кредитных рисков

111,1

На конец 2007 года все экономические нормативы, установленные Банком России, выполнялись с запасом. Сбербанк России продолжал наращивать объёмы собственных средств.

Активное и взаимовыгодное сотрудничество с широким кругом иностранных партнеров по различным направлениям свидетельствуют о прочных позициях Сбербанка России в мировой банковской системе. Такое международное признание не только позволяет наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические потребности клиентов банка, но и служит интересам страны в целом.

В целях содействия внешнеэкономической деятельности клиентов и улучшения качества проведения международных расчетов Сбербанк России поддерживает корреспондентские отношения с более чем 200 ведущими иностранными банками. Международная корреспондентская сеть Сбербанка России покрывает все континенты, тем самым предоставляя клиентам возможность осуществлять расчеты в любую точку планеты.

С 1994 года Сбербанк России активно сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Взаимодействие Сбербанка России с ЕБРР развивается по двум основным направлениям: «Программа развития малого бизнеса в России» и «Программа содействия развитию торговли». Сбербанк России, будучи действительным членом Всемирного института сберегательных банков (ВИСБ) с 1992 года и наблюдателем в Европейской группе сберегательных банков (ЕГСБ), является единственным представителем российских банков в этих организациях. [35, с. 54]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.