Рефераты. Совершенствование депозитной политики коммерческого банка на примере ОАО ГБ Нижний Новгород

p align="left">Учитывая мировой опыт проведения банками депозитных операций и возможность его адаптации к российским условиям, можно было бы рекомендовать следующую схему модели формирования депозитной политики коммерческого банка (см. рис. 2)8 Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г.Коробовой. - М.: «Юрист», 2003. с. 210.

Приведенная выше модель сформирована исходя из текущих задач, которые требуется решать в процессе осуществления пассивных операций и создания оптимальной ресурсной базы банка. Каждый из этапов формирования депозитной политики коммерческого банка тесно связан с остальными и является обязательным для формирования оптимальной депозитной политики и правильной организации депозитного процесса.

Рис. 2. Модель формирования депозитной политики коммерческого банка

Депозитная политика банка должна соответствовать его стратегическим целям. Поэтому при ее формировании чрезвычайно важен выбор генеральной линии. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. м.: «Юрист», 2002. C.152. Банк может выбрать в качестве своих приоритетных потенциальных клиентов либо частных вкладчиков - «розничных» клиентов, либо коммерческие фирмы и других юридических лиц, либо тех и других. Если банк не привлекает широко депозиты населения, то он может заменить постоянные издержки процентными. При работе с населением банк на начальном этапе вырабатывает стратегию проникновения по рынкам, клиентам и банковским продуктам, а затем - стратегию развития и диверсификации.

В условиях конкуренции банки вынуждены проводить агрессивную политику. На рынке частных вкладов стратегию лидера проводит, безусловно, Сберегательный банк России.

Депозитная политика банка предполагает, что особое внимание должно уделяться управлению рисками в области депозитных операций. Ее основу составляет постоянное поддержание необходимого уровня диверсификации депозитных ресурсов, а также обеспечение возможности привлечения денежных средств из других источников и поддержание сбалансированности пассивов банка с его активами по срокам и процентным ставкам.

Основными задачами депозитной политики банка являются:

· соблюдение ликвидности баланса банка;

· привлечение ресурсов с минимальными расходами;

· привлечение в депозиты необходимого количества ресурсов на возможно более длительный срок;

· создание в перспективе условий для устойчивости привлеченных средств.

Поддержание стабильных остатков на счетах клиентов может стимулироваться, например, путем установления более высокой ставки процента, но на минимальный остаток средств на счете либо посредством дифференциации процента в зависимости от размера минимального остатка.

Депозитная политика банка должна быть оформлена документально. Она может быть зафиксирована в виде самостоятельного документа на 1-2 года либо представлена отдельными положениями о порядке привлечения денежных средств во вклады и об открытии и ведении клиентских счетов.

Положение о депозитной политике банка обычно содержит следующие разделы:

· общие положения;

· цели ресурсной политики банка;

· взаимодействие структурных подразделений банка;

· структура ресурсов банка;

· сроки при влечения денежных средств и порядок установления условий договоров;

· перечень документов, необходимых для заключения договора и открытия депозита или счета в банке;

· перечень документов и порядок оформления операций по привлечению средств в депозитные и сберегательные сертификаты;

· порядок привлечения средств и оформления операций по привлечению средств кредитных организаций;

· порядок начисления и уплаты процентов по пассивным операциям;

· порядок отчисления в фонд обязательного резервирования ЦБ РФ, контроль за соблюдением экономических нормативов;

· порядок хранения документов.

Кроме того, в зависимости от состава клиентуры и направления деятельности банка его депозитная политика может включать и другие разделы.

Таким образом, депозитная политика банка определяется: во-первых, приоритетами в выборе клиентов и депозитных инструментов (сегментирование рынка), во-вторых, нормами и правилами (в том числе законодательными, инструктивными, внутрибанковскими и т.д.), регламентирующими практическую деятельность банковского персонала, реализующего эти приоритеты на практике. Качество депозитной политики и эффективность пассивных операций, зависят также и от компетентности руководства банка и уровня квалификации персонала и выработкой условий депозитных договоров. На рис.3 представлена схема подразделений банка, участвующих в формировании депозитной политики.

Рис. 3. Схема подразделений банка, участвующих в процессе формирования и реализации депозитной политики

В сложившейся ситуации в России в банковской сфере, а именно финансовый кризис, который начался еще в конце 2007 года, акцентировал внимание всех банков на изменения депозитной политике в следующих облостях, ценовой, или, проще говоря, увеличение процентных ставок, продуктовый, или предложение новых видов вкладов с более широким набором опций, а также маркетинговый, направленный по большей части на более активное рекламное продвижение существующих или новых продуктов. В последнее время резко увеличилось количество розыгрышей призов и других стимулирующих акций. В условиях обострения кризисных явлений на мировых рынках, обусловивших повышение стоимости зарубежных ресурсов, банки вновь активизировались на привлечении средств клиентов. Важнейшим последствием финансового кризиса для банковской системы стало изменение структуры пассивной базы российских банков. Многие из них потеряли кредитование западных финансовых институтов и вынуждены были перекредитовываться в Банке России.

При разработке депозитной политики любому банку необходимо руководствоваться определенными критериями ее оптимизации. Оптимизация депозитной политики банка - это сложная многофакторная задача, в основу решения которой следует положить учет интересов экономики страны в целом, коммерческого банка, как субъекта экономики, клиента и персонала банка.

Очевидно, что их интересы далеко не всегда совпадают. Поэтому оптимальная депозитная политика предполагает прежде согласование их интересов Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. - М.: ИКЦ «ДИС», 1997. - 464 с..

Итак, критерии оптимизации следующие:

а) взаимосвязь депозитных, кредитных и прочих операций банка для поддержания стабильности банка, его надежности, финансовой устойчивости;

б) диверсификация ресурсов банка с целью минимизации риска;

в) сегментирование депозитного портфеля (по клиентам, продуктам,

рынкам);

г) дифференцированный подход к различным группам клиентов;

д) конкурентоспособность банковских продуктов и услуг;

е) необходимость эффективной комбинации ресурсов, обеспечение оптимального сочетания стабильных и «летучих» ресурсов при увеличении доли стабильных ресурсов в депозитном портфеле банка в условиях повышенных рисков (в т.ч. по депозитным операциям);

ж) учет концепции жизненного цикла в процессе формирования гаммы

вкладов и депозитного портфеля в целом Шульков С.А. Вопросы оптимизации депозитной политики коммерческого банка //Актуальные проблемы банковского дела. - Саратов: изд. центр СГСЭУ, 2001..

В целях совершенствования депозитной политики коммерческого банка необходимо следующее:

- каждый коммерческий банк должен иметь собственную депозитную политику, выработанную с учетом специфики его деятельности и критериев оптимизации этого процесса;

- необходимо расширение круга депозитных счетов юридических и физических лиц сроком «до востребования», что позволит даже в условиях незначительных финансовых накоплений полнее удовлетворять потребности клиентов банка и повысить заинтересованность инвесторов в размещении своих средств на счетах в банке;

- в качестве одного из направлений совершенствования организации депозитных операций возможно использование различных видов счетов для всех категорий вкладчиков и повышение качества их обслуживания;

- индивидуальный подход (стремление банка предоставить клиенту особые льготы);

- создание системы гарантирования банковских вкладов и защиты интересов вкладчиков, что позволит реально повысить надежность банков и их способность выполнять возложенную на банки задачу по преобразованию сбережений граждан в инвестиции, в которых столь остро нуждается российская экономика.

Таковы некоторые возможные пути совершенствования депозитной политики коммерческого банка и повышения ее роли в обеспечении его устойчивости.

Взаимосвязь сберегательной и депозитной политики коммерческого банка следующая: с одной стороны, основные направления депозитной политики являются элементами формирования сберегательной деятельности банка (например, политика в области банковского товара, то есть ассортимент депозитов, процентная политика, продвижение продукта на рынке, организация работы соответствующих подразделений кредитной организации). С другой стороны, назвать депозитную политику составным элементом сберегательной деятельности банка нельзя. Напротив, депозитная политика банка - это более широкое понятие, включающее кроме стратегии и тактики привлечения ресурсов на возвратной основе, также организацию и управление депозитным процессом.

Кроме того, сбережения населения - это лишь один из источников формирования пассивов. В настоящее время динамично развиваются другие источники привлечения - средства юридических лиц, в том числе банков, а также ресурсы, привлекаемые на международных финансовых рынках.

В целом же, как депозитную, так и сберегательную политику каждый банк разрабатывает сам. Также руководством кредитной организации самостоятельно определяется степень важности названных направлений, первостепенность того или иного вида политики банка. В первую очередь это будет зависеть от области функционирования конкретного банка, его специализации или универсализации.

Глава 2. Анализ депозитной политики ОАО ГБ Нижний Новгород

2.1 Краткая характеристика ОАО ГБ Нижний Новгород

Открытое акционерное общество Городской банк "Нижний Новгород", далее именуемое "Банк", является кредитной организацией. Банк был создан на основании решения учредителей (протокол № 1 от 01.10.1990) в форме паевого банка с наименованием Коммерческий банк «Нижний Новгород» и зарегистрирован в Государственном банке РСФСР 23.11.1990 № 926.

Решением собрания участников Коммерческий банк «Нижний Новгород» был преобразован в акционерное общество открытого типа (протокол № 1 от 19.03.1992) Городской акционерный банк «Нижний Новгород» и зарегистрирован в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области 24.06.1992 за № 926. Городской акционерный банк «Нижний Новгород» является полным правопреемником Коммерческого банка «Нижний Новгород».

Для возможности реализации поставленной цели дипломной работы следует рассмотреть деятельность выбранного для анализа в качестве объекта исследования - банка ОАО Городской банк "Нижний Новгород". В течение периода с 01.01.04 г. по 01.10.08 г. банк динамично развивался и достиг увеличения следующих показателей:

· собственного капитала с 86 744 тыс. руб. до 174 470 тыс. руб. (в 2 раза);

Рис. 4. Динамика собственного капитала ОАО Городской банк "Нижний Новгород", тыс. руб.

Предпосылкой к этому стало увеличение объемов приносящих доход активов и успешно проведенные эмиссии акций, что позволило банку увеличить размер прибыли, получаемой от использования собственных средств;

· уставного капитала с 55 000 тыс. руб. до 125 000 тыс. руб. (в 2,3 раза);

· денежных средств и счета кредитной организации в ЦБ РФ с 68 435 тыс. руб. до 134 117 тыс. руб. (1,95 раза);

· активы выросли с 259 183 тыс. руб. до 1 220 540 тыс. руб. (в 4,7 раза);

Рис. 5. Динамика активов ОАО Городской банк "Нижний Новгород", тыс. руб.

· основные средства увеличились, с 31 164 тыс. руб. до 103 250 тыс. руб. (в 3,3 раза).

Рис. 6. Динамика основных средств ОАО Городской банк "Нижний Новгород", тыс. руб.

К основным средствам относят: землю, вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов; имущество, полученное в финансовую аренду (лизинг), если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) оно учитывается на балансе лизингополучателя; нематериальные активы и материальные запасы.

В течение периода с 01.01.04 г. по 01.01.08 г. динамика полученной прибыли анализируемого банка имеет непостоянную динамику, что характеризует деятельность банка как неустойчивую. Например, на 01.01.04 г. прибыль составила 7 739 тыс. руб.; на 01.01.05 г. - 15139 тыс. руб.; на 01.01.06 г. - 6 334 тыс. руб.; на 01.01.07 г. - 9 997 тыс. руб.; на 01.07.07 г. - 9 332 тыс. руб.; на 01.10.08г. - 12 967 тыс. руб.

Рис. 7. Динамика прибыли ОАО Городской банк "Нижний Новгород", тыс. руб.

Согласно финансовой отчетности, на 01.04.05 г. наблюдается заметное снижение прибыли (486 тыс. руб.). За последующие три квартала она возросла в 13 раз и достигла значения 6334 тыс. руб.

В связи с этим возросли эксплуатационные расходы: за IV квартал 2004 г. они составили 1672 тыс. руб., а за 1 квартал 2005 г. - 3046 тыс. руб. (в 1,82 раза). Если в 2004 г. расходы по такой статье в квартал в среднем составляли 1490 тыс. руб., то в 2005 г. - уже 4560 тыс. руб., в 2006 г. - 5 383 тыс. руб., а в 2007 г. - 5675 тыс. руб. (рисунок 2.5.). Подобное увеличение статьи эксплуатационных расходов за 2006-2007 гг., связано с переездом банка в новое здание, где были созданы современные условия для обслуживания клиентов.

Рис. 8. Динамика эксплуатационных расходов ОАО Городской банк "Нижний Новгород", тыс. руб.

Основной объем доходов сформирован двумя классическими направлениями работы - кредитованием и расчетно-кассовым обслуживанием. Проценты, полученные от ссуд, предоставленных другим клиентам в 2007 г., по состоянию на 01.10.07 г. составили 108 065 тыс. руб., что в 1,15 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. (94 417 тыс. руб.). Это связано с ростом ссудной задолженности. Только за год этот показатель вырос на 117% (с 785 268 до 921 489 тыс. руб.). По оценкам экспертов "СКБ-банка" это связано с активной работой банка на рынке розничных услуг, а именно в сфере потребительского кредитования.

Доходы от операций с иностранной валютой и с другими валютными ценностями включая курсовые разницы, составили: за 2002 г. - 4 218 тыс. руб.; за 2003 г. - 11 321 тыс. руб.; за 2004 г. - 16 556 тыс. руб.; за 2005 г. - 67 128 тыс. руб., за 2006 г. - 55 318 тыс. руб., за 2007 г. - 45 987 тыс. руб.

В 2006 г. произошло некоторое снижение роста доходов от операций с иностранной валютой, но к концу 2007 г. ситуация изменилась к лучшему. Привлечение валютных средств и депозитов, осуществление валютных переводов, проведение валютно-обменных операций и многое другое способствовало росту данных показателей

Объем вкладов физических лиц увеличился за период с 01.01.04 г. по 01.10.08 г. в 15,5 раз (с 48 720 тыс. руб. до 752 962 тыс. руб.). Средства клиентов (не кредитных организаций) изменились с 163 793 тыс. руб. до 918 543 тыс. руб. (5,6 раз).

Это связано с активной маркетинговой работой банка на рынке, основными инструментами которой являлись: масштабная рекламная кампания, повышенные процентные ставки как по рублевым, так и по валютным вкладам по сравнению со ставками других банков самарской области.

Одновременно и выпущенные долговые обязательства (банковские сертификаты и векселя) выросли за анализируемый период с 26 852 тыс. руб. до 138 753 тыс. руб. (в 5,17 раза).

Финансирование деятельности ОАО Городской банк "Нижний Новгород" осуществляется за счет банковских ресурсов, формируемых в результате проведения пассивных операций. К банковским ресурсам относятся:

· Собственный капитал кредитной организации;

· Привлеченные средства;

· Заемные средства;

· Средства, поступающие в порядке распределения (страховые возмещения по наступившим страховым случаям).

По состоянию на 01.10.2008 г. общий объем ресурсов банка состоял: собственного капитала кредитной организации; привлеченных средств; средств, поступающих в порядке распределения (страховые возмещения по наступившим страховым случаям) (рис. 9). Заемные средства (кредиты ЦБ РФ и других кредитных организаций) - отсутствуют.

Рис. 9. Состав банковских ресурсов ОАО Городской банк "Нижний Новгород"

Собственный капитал составляет основу деятельности коммерческого банка. Формируется в момент создания коммерческого банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставной капитал банка, через покупку акций, так как ОАО Городской банк "Нижний Новгород" создан в форме акционерного общества.

К собственному капиталу также относят все накопления получаемые банком в процессе его деятельности, которые не были распределены среди акционеров коммерческого банка в виде дивидендов либо израсходованы на другие цели. Собственный капитал олицетворяет ту сумму денежных средств, которая будет распределена среди акционеров (участников) коммерческого банка в случае его закрытия. Иными словами, если реализовать все активы коммерческого банка (принадлежащие ему ценные бумаги, здания, оборудование, другие ценности) и востребовать все выданные им ссуды, а вырученную сумму направить на погашение обязательств коммерческого банка перед третьими лицами (вкладчиками, кредиторами), то оставшаяся после этого сумма и будет тем фактическим собственным капиталом, на который могут претендовать акционеры (участники).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.