Максимальная страховая сумма, подлежащая выплате в гибели пассажира, установлена законодательством в размере 120 МРОТ на дату приобретения проездного документа. При законодательной замене МРОТ базовой суммой в 100 руб. для расчета определенных платежей данная выплата в настоящее время составляет всего 12 000руб. В случае получения травмы или увечья размер страхового возмещения рассчитывается пропорционально тяжести полученных в результате аварии телесных повреждений.
Пассажиры уплачивают страховой взнос по обязательному личному страхованию при покупке проездного билета. Однако их интересы при оформлении данной страховой операции представляет транспортная организация-перевозчик, которая выбирает страховую компанию и заключает с ней договор об осуществлении данного вида страхования, т.е. выступает страхователем. Единственным требованием к страховой компании является наличие соответствующей лицензии на проведение обязательного страхования пассажиров. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд, признаются застрахованными без уплаты ими страхового взноса.
С 1 января 1998 г. установлены следующие размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых:
воздушным транспортом - 2 руб.;
железнодорожным транспортом - 2,3 руб.;
морским транспортом -- 0,1 руб.;
внутренним водным транспортом -- 0,6 руб.;
автомобильным транспортом -- 1.5 руб.
Тарифы на обязательное личное страхование пассажиров утверждаются Росстрахнадзором и согласуются с министерствами транспорта и путей сообщения РФ. Необходимо отметить, что основную часть тарифа составляют отчисления в фонд предупредительных мероприятий, средства которого направляются в учреждения указанных министерств на цели повышения безопасности перевозок.
Обязательное личное страхование пассажиров в той форме, в которой оно осуществляется, вызывает немало нареканий. Во-первых, отчисление более 90% страхового тарифа на финансирование расходов перевозчика делает обязательное страхование пассажиров более похожим на дополнительное налогообложение населения. Во-вторых, перенесение ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажира на самого пассажира - мера, недостойная цивилизованного общества. Во многих странах этот вопрос давно решен путем введения института обязательной материальной ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров, а в некоторых случаях - и обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Существующая практика обязательного страхования пассажиров в России противоречит ее гражданскому законодательству. В п. 2 ст. 935 гл. 48 ГК РФ указывается, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. В интересах защиты прав потребителей было бы правомерно установить ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров.
Добровольное страхование от несчастных случаев
Добровольное страхование от несчастных случаев имеет несколько организационных форм. В первую очередь различают индивидуальное и коллективное страхование от несчастных случаев. Договор индивидуального страхования заключается физическим лицом, и действие договора в основном распространяется на страхователя и членов его семьи. По договору коллективного страхования страхователем выступает юридическое лицо, а застрахованными - физические лица, в жизни и здоровье которых страхователь имеет материальный интерес.
Коллективное страхование от несчастных случаев
Договоры коллективного страхования заключаются либо работодателями в пользу своих работников. Либо различными ассоциациями и обществами в пользу их членов (например. Спортивными клубами, ассоциациями охотников, творческими и профессиональными союзами и т.п.). Страховое покрытие по коллективному страхованию от несчастных случаев может ограничиваться только периодом профессиональной или общественной (спортивной) деятельности, а может распространяться и на частную жизнь застрахованного, что зависит от выбора страхователя. Чаше покупают ограниченное страховое покрытие от несчастного случая на производстве, во время исполнения служебных обязанностей или участия в спортивных соревнованиях. Взносы по коллективному страхованию значительно ниже, чем по индивидуальному, поскольку происходит дополнительное выравнивание риска в рамках определенной группы.
В Российской Федерации развитие коллективного страхования от несчастных случаев имеет свою специфику в силу особенностей существовавшего ранее налогового законодательства, позволявше-го использовать эту форму для ухода от налога на прибыль, подоходного налога и взносов во внебюджетные фонды социального назначения. Предприятия использовали страхование от несчастных случаев для обеспечения работникам дополнительных денежных выплат, минуя установленные законом обязательные отчисления и налоги с фонда оплаты труда. Такая ситуация была возможна благодаря легальному существованию страхования с возвратом страховых взносов и льготному налогообложению страховых взносов и страховых выплат.
В настоящее время для добровольного страхования от несчастных случаев на производстве действует наиболее выгодный режим налогообложения страховых взносов и выплат. Однако благодаря ужесточению правил налогообложения возврата взносов этот вид страхования стал малопривлекателен для использования в целях обеспечения «скрытой» заработной платы. Учитывая довольно низкие тарифы и высокие выплаты по этому виду страхования, многие работодатели стали включать его в социальный страховой пакет для трудового коллектива.
Индивидуальное страхование от несчастных случаев
Индивидуальное добровольное страхование от несчастных случаев существует в следующих формах:
- полное страхование от несчастных случаев, предоставляющее страховую гарантию на любой период как частной, так и профессиональной жизни человека в течение действия договора;
- частичное страхование, предоставляющее гарантию только на определенный период жизнедеятельности человека; наиболее распространенным является страхование от несчастных случаев на время поездки, путешествия, в том числе за рубеж;
- дополнительное страхование, т.е. использование страхования от несчастных случаев в качестве составляющей различных комбинированных или пакетных полисов, например, автомобильное страхование от несчастных случаев в рамках полиса автомобильного страхования; гарантия выплаты двойной страховой суммы при наступлении смерти в результате несчастного случая в страховании жизни; гарантия по несчастным случаям в пакетном полисе главы семьи и др. Страхование от несчастных случаев - это самое распространенное дополнение многих страховых полисов и наиболее выгодный в рамках личного страхования риск для страховщиков.
5. Охарактеризуйте принципы микроэкономического регулирования размещения страховых резервов
Страховой рынок в широком смысле представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Он обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем. На нем осуществляется общественное признание страховой услуги. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.
Участниками страхового рынка считаются «продавцы», «покупатели» и «посредники», а также их ассоциации. В качестве «продавцов» на развитом страховом рынке выступают страховые компании, которые принимают на себя часть крупных рисков за вознаграждение, посредники между страховщиками и страхователями, объединения страховщиков. Страховая компания - общественная форма функционирования страхового фонда - представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание, а также формирование и распределение ресурсов. Страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.
В качестве «покупателей» выступают страхователи - любые физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным «продавцом». При этом должны соблюдаться правила и условия данного вида страхования. Посредники между «продавцами» и «покупателями» являются страховые агенты и брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования. Агенты заключают договоры со страхователями от лица компании, разъясняют правила и условия страхования, помогают клиенту оформить соответствующие документы при наступлении неблагоприятного события для получения причитающейся суммы. Брокеры выступают от лица и в интересах страхователя. Они могут работать одновременно с несколькими страховыми организациями.
Финансовые ресурсы страховой компании представляют собой совокупность имеющих целевой характер фондов денежных средств, с помощью которых распределяется ущерб среди участников страхования. Страховые резервы являются источником осуществления финансовых обязательств. По значимости в финансовом механизме различают:
- резервы, которые служат гарантией выполнения обязательств;
- резервы, которые временно используются как ресурсы. Страховые резервы отражают величину обязательств страховщика по заключенным им со страхователем договорам, но не исполненных на данный момент.
Принципиальное отличие страховых фондов и страховых резервов заключается в том, что страховой фонд, формируемый методом страхования, характеризует сумму страховых взносов, уплаченных страхователями в течение определенного периода, в то время как страховые резервы отражают сумму «отложенных страховых выплат» на конкретную дату.
Основная часть средств поступает в совокупный страховой фонд в результате проведения операций по личному страхованию (добровольному страхованию жизни).
В отечественной и зарубежной практике выделяются особенности формирования резервов по страхованию жизни и иным видам страхования - Life и Non-Life Insurance.
Резерв незаработанной премии. В зарубежной практике он именуется как «резерв переходящих премий», «переносов взносов». Данный резерв представляет собой статью, разграничивающую учет поступлений страховых взносов между сметными отчетными периодами. Переходят те доли страховых взносов, которые относятся к покрытию риска в течение периода, следующего за датой, на которую был составлен баланс.
Резерв неоплаченных убытков. К нему относятся резервы заявленных убытков и резервы незаявленных убытков. Суть первого в том, что если на отчетную дату страховщик не произвел страховую выплату по регулируемому (то есть признанному им) страховому случаю, то сумма такой выплаты резервируется. Указанный резерв в зарубежной практике именуется как «резерв неоплаченных убытков». Он обычно является суммой трех элементов:
- установленные, но неоплаченные убытки, то есть убытки, уже заявленные клиентом и зафиксированные в регистрах учета страховщиком, по которым составлен расчет страховой выплаты, но выплата еще не произведена;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5