Рефераты. Страхование

p align="center"> Спрос на страховые услуги

Многие российские производственные и финансовые структуры постоянно усиливают внимание к страховому рынку и страхованию в целом. Отчасти это вызвано обострением рисковых ситуаций, масштабов и глубины рисков, которым подвержены предприятия, и вытекающим отсюда осознанием собственниками этих предприятий насущности потребностей в страховой защите своих имущественных интересов. В то же время значительная часть договоров страхования российских юридических лиц заключается либо в силу требований законодательства, контрагентов (например, при кредитовании, экспортно-импортных сделках) или обычаев делового оборота; либо в целях оптимизации налогообложения (так называемые «схемы»).

Следует обратить внимание, что в сегодняшних условиях весьма популярным среди крупнейших российских экономических субъектов стало создание (приобретение) дочерних страховых компаний. В качестве примера можно привести следующие пары «предприятие -- страховая компания»: «Газпром» -- «Согаз», «Лукойл» -- страховая группа «Лукойл», «Юкос» -- «Прогресс-Гарант», «Аэрофлот» -- страховая компания «Москва», «Интеррос» -- «Интеррос-Согласие», «Роснефть» -- «Нефтеполис», «Альфагрупп» -- «Альфастрахование» и т.д. Большинство из этих компаний успешно работает на страховом рынке, а многие относятся к числу его лидеров. Однако необходимо отметить специфику страхования собственных рисков в дочерней компании. С чисто экономической точки зрения целесообразность таких действий весьма спорна. Весь смысл страхования состоит в том, чтобы, уплатив страховую премию, передать часть своих рисков независимому экономическому субъекту (страховой компании). При страховании собственных рисков в дочерней страховой компании передачи риска за пределы локальной экономической системы не происходит; посторонние финансовые источники (фонды страховых компаний) к защите от неблагоприятных последствий рисков не привлекаются. То есть материнская компания по-прежнему остается подверженной возможным убыткам при наступлении различных неблагоприятных событий. Реальный экономический и коммерческий смысл существование и активная работа дочерней страховой компании приобретает при выполнении определенных условий. Оставаясь дочерней, эта компания должна выступать равноправным финансовым партнером, то есть формировать свои страховые резервы и фонды не только за счет страховых премий учредителей, но и за счет, причем в большей мере (не менее 50%), поступлений со страхового рынка. По такому пути пытаются идти некоторые из перечисленных компаний. В то же время этот путь может оказаться очень сложным и весьма дорогим, потребовать концентрации значительных усилий. В качестве примера мы можем наблюдать ситуацию на банковском рынке, где не только снижается привлекательность «карманных» банков, но и многие крупные банки, которые были центром формирования финансово-промышленных групп, становятся непрофильными активами, зачастую малопривлекательными и рискованными. Мы не отказываем в праве на существование кэптивным страховым компаниям, но на развитом рынке они не должны занимать подавляющую долю сегмента страхования юридических лиц.

Усиливается интерес к страховому рынку и со стороны физических лиц. Но при наличии определенной динамики в развитии этого сектора страхового рынка его абсолютная величина незначительна. Так, самый, по общему мнению, развитый сектор рынка -- страхование автотранспорта - охватывает по разным оценкам от 5% до 10% автомобильного парка страны, а реальное страхование жизни практически неразвито. В результате, если на западных рынках страхование физических лиц -- одно из основных направлений деятельности страховщиков, то его доля в портфеле ведущих российских страховщиков незначительна.

Таким образом, существует многосторонний интерес к страховому рынку и насущная потребность в его качественном развитии; выработка путей этого развития важна как для государства, так и для предприятий и граждан. В связи с этим проанализируем предлагаемые пути развития страхового рынка, основываясь на проекте «Концепции развития страхования в Российской Федерации» и некоторых других источниках.

В большинстве из них в разной интерпретации главными факторами и способами развития страхования рассматриваются укрепление финансовой устойчивости и капиталоемкости страховых компаний, совершенствование правовой базы страхования, создание благоприятных налоговых условий для развития страховых отношений, развитие обязательных и расширение количества добровольных видов страхования, правовое и финансовое обеспечение государственного страхового надзора. Подобную позицию занимают и представители зарубежных страховых рынков, стремящиеся оказать помощь развитию страхования в России. Так, содействие мирового страхового сообщества развитию рынка страхования в нашей стране в рамках проекта TACIS оказывалось по трем главным направлениям: совершенствование законодательной базы страхования; техническое содействие ВСС и органу государственного страхового надзора; прямое содействие отдельным страховым компаниям. Несомненно, эти факторы принципиально важны для развития страхования, но все они, говоря математическими терминами, являются только необходимыми условиями для развития страхования, и даже объединение в комплекс не делает, на наш взгляд, их достаточными для развития страхования до уровня западных рынков.

Из всех приведенных предлагаемых факторов развития страхования ближе всех к усилению спроса стоит развитие обязательных видов страхования. На этот счет существуют диаметрально противоположные взгляды: одни специалисты видят в этом панацею для российского страхования, другие -- считают эти действия бесполезными и даже вредными для развития страхового рынка. Скорее всего, истина, как обычно, находится где-то посредине. Нельзя отрицать положительного влияния обязательных видов страхования на спрос; как минимум, они воспитывают привычку общения со страховыми компаниями, формируют понимание сущности и необходимости услуг по страховой защите. Но все же это косвенное, опосредованное влияние; формирование спроса не является главной целью обязательных видов страхования, и все мероприятия, связанные с их проведением, направлены на достижение других целей. В качестве этих целей государство выделяет приоритетные социально-экономические проблемы, которые могут быть решены с помощью страхования, определяет категории граждан и предприятий, которым должна быть обеспечена защита от определенных рисков. То есть при проведении обязательного страхования на первом плане стоят задачи государства (потому оно и вводит эти виды страхования), а не интересы развития рынка.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что предлагаемые меры по развитию страхования и страхового рынка не затрагивают (а если и затрагивают, то косвенно) важнейшую их часть -- спрос на страховые услуги. Он по-прежнему остается значительно ниже мирового уровня. Так Т. Медведева приводит следующие цифры: на развитых рынках страховая система охватывает 90 - 95% потенциальных рисков, а в России -- 5 - 7%; в развитых странах на уплату страховых премий расходуется ежегодно 7 - 19% ВВП, объем страховых премий на душу населения составляет от 1 500 до 4 000 долларов США, а в России -- всего 313. Именно формирование и увеличение спроса на услуги страховых компаний является необходимым и достаточным условием эффективного развития страхования в Российской Федерации. Наличие спроса повлечет за собой и другие рассмотренные выше меры по развитию страхования (увеличение капиталоемкости страховых компаний, расширение ассортимента и повышение качества страховых услуг, совершенствование нормативной базы, усиление страхового надзора и т.д.).

Для того чтобы понять возможности и способы влияния на спрос, необходимо рассмотреть источники этого спроса. Страхование не является самодостаточным видом бизнеса, оно выступает отражением рискового характера различных видов человеческой деятельности, инструментом минимизации и управления рисками, которым подвержены юридические и физические лица. Таким образом, спрос на страховые услуги опосредован процессом осознания, выявления и оценки рисков, а также разработки и принятия системы управления этими рисками у потенциального страхователя. Этот процесс в разных формах присущ любым экономическим и историческим условиям человеческой деятельности, так как те или иные риски сопутствуют ей всегда. На сегодняшнем этапе в западных странах он перерос в целую науку и большую сферу практической деятельности, получившую название «риск-менеджмент». В нашей же стране в силу причин исторического характера, особенностей национального менталитета и других факторов понимание необходимости и жизненной важности постоянного выявления и оценки рисков, сопровождающих политические, экономические и социальные процессы, на уровне отдельных субъектов хозяйствования или граждан находится в зачаточном состоянии. Конечно, реалии рыночной экономики, отход от государственного патернализма способствуют постепенному осознанию этой проблемы частью населения, но глубина этого осознания, степень охвата им юридических и физических лиц пока не приводят к бурному развитию страхования. В связи с этим, по глубокому убеждению автора, любая концепция развития страхования должна строиться вокруг мероприятий по осознанию и оценке рисков юридическими и физическими лицами, а также принятию мер по их снижению.

Функции страхования

Первая функция -- это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране.

Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например, денежных накоплений, имеет только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда несет сберегательно-рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса, например при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения на случай несчастного события и при завершении срока действия договора. При имущественном страховании через функцию формирования специализированного страхового фонда не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.

Через функцию формирования специализированного страхового фонда решается проблема инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т.д. С развитием рынка в страховании неизменно будет совершенствоваться и расширяться механизм использования временно свободных средств. Значение функции страхования как формирования специальных страховых фондов будет возрастать.

Вторая функция страхования -- возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юридическим лицам в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования и регулируется государством (лицензирование страховой деятельности). Посредством этой функции получает реализацию объективного характера экономической необходимости страховой защиты.

Третья функция страхования -- предупреждение страхового случая и минимизация ущерба -- предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий.

Основные международные термины страхования

Автокаско - полис страхования автотранспортного средства, включающий риск угона и все риски физического ущерба. См. также: каско.

Андеррайтер - 1) Высококвалифицированный специалист в области страхового бизнеса, имеющий властные полномочия от руководства страховой компании принимать на страхование предложенные риски, определять тарифные ставки и конкретные условия договора страхования этих рисков, исходя из норм страхового права и экономической целесообразности. Может выполнять функции сюрвейера. Возможно ограничение сферы деятельности перестрахованием; 2) Член страховой корпорации Ллойд, который самостоятельно (обособленно) или в рамках синдиката подписывает страховые полисы Ллойда; 3) Cтраховщик.

Бонус - скидка от суммы страховой премии в абсолютных величинах, процентах или промилле, которую предоставляет страховщик за оформление договора страхования на особо выгодных для него условиях. Величина Б. отражается в страховом полисе. В американской страховой практике Б. называется рабат.

Бонус-малус - система скидок к базисной тарифной ставке, с помощью которой страховщик уменьшает страховую премию (на срок не менее одного года), если в отношении объекта страхования не наблюдалась реализация страхового риска; система надбавок к базисной тарифной ставке, если в отношении объекта страхования обнаружилась реализация страхового риска.

Бордеро - список застрахованных рисков, подлежащих перестрахованию, с указанием страховой суммы и причитающихся премий.

Карго - в международной практике грузы или имущество, перевозимые морским судном с целью получения фрахта. Во внешнеторговых операциях понятием "карго" обозначаются также грузы, в тех случаях, когда не указывается их точное наименование. В этом смысле понятие "карго" имеет одинаковое значение в документации, относящейся к операциям по страхованию, купли-продажи, морской перевозки.

Каско - страховой термин, применяемый при страховании средств транспорта (суда, самолеты, автомобили). Под термином "Страхование каско" имеется в виду возмещение ущерба от повреждения или гибели только самого перевозочного средства и не включает в себя страхование пассажиров, перевозимого имущества, ответственности перед третьими лицами и т.д.

Ковернот - документ, выдаваемый брокером страхователю в подтверждение того, что договор страхования по его поручению заключен. В коверноте указываются, условия страхования и ставка премии. Страховщик не несет юридической ответственности по коверноту, выданному брокером. Но, если брокером допущена небрежность, имеющая определенные последствия, ковернот может быть использован страхователем в качестве доказательства вины брокера. Ковернот подлежит замене на полис.

Тантьема - комиссия с прибыли, которую перестраховщик может иметь по результатам прохождения перестраховочного договора. Ежегодно выплачивается перестрахователю из сумм чистой прибыли перестраховщика и является поощрением перестрахователя за предоставление участия в перестраховочных договорах и осмотрительное ведение дела.

Франшиза - часть убытка, которую не оплачивает страховая компания, т. е. она остается на собственном удержании страхователя.

Эксцедент - сумма риска, подлежащая перестрахованию сверх собственного удержания страховой компанией, которая приняла риск на страхование.

Список использованной литературы

Нормативные акты

Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Литературные источники

3. 100 лет техническим видам страхования в Мюнхенском перестраховочном обществе. - Страховое ревю, №12, 2000.

4. Гвозденко А.А.. Основы страхования. М., «Финансы и статистика», 1998 г.

5. Журавлев Ю.М., Секерж И.Г. Страхование и перестрахование (теория и практика). - М.: 2003.

7. Журнал «Деньги», №22 (377), 12 июня 2002.

8. Журнал «Страховое ревю», №4 (96), 2002.

9. Журнал «Страховое дело» 1999, №8.

10. Орешина Ю. Организация страховой защиты имущественных интересов предприятий. - Финансовый бизнес №6, 1999.

11. Пантелеев В.А Меры, как усовершенствовать страховку автомобилей //За рулем, 2003,№ 6.

12. Рубина Ю. Б., Солдаткин В. И. Страховой портфель.: Учебное пособие. - М.: Соминтек, 1999.

13. Современная экономика / Учебный курс. - Ростов на Дону. Феникс, 1999.

14. Страховое дело: Учебник. Под редакцией проф. Л.И. Рейтмана, М., «Финансы и статистика», 2002 г.

15. Шахов. В.В. Введение в страхование. Издание второе, М., «Финансы и статистика», 2007г.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.