Основой для принятия решения о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент вкладчиков, получающих полное возмещение. В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения. В России при принятии Закона размер страхового возмещения соответствовал 1,34 доли ВВП на душу населения, что характеризовало национальную систему защиты вкладов как соответствующую наилучшей мировой практике.
К плюсам такой системы можно отнести простоту расчета страхового возмещения, что делает систему страхования понятной для общества. Недостатком такой системы является снижение заинтересованности вкладчиков в мониторинге финансового состояния банков.
С 2006 года в России была введена многоступенчатая шкала страховки. Помимо стопроцентной гарантии для суммы в 100 тысяч рублей каждые дополнительные 100 тысяч, прибавляемые к размеру выплат, гарантируются на 90%.
Средний размер вклада в банках-участниках системы страхования вкладов - 13,6 тыс. руб22 Турбанов А.В. Система страхования вкладов: текущее состояние и перспективы развития// Деньги и кредит ~
2005, №9, с.5-6.. В результате, в Законе учтены все возможные и необходимые величины по формированию и возмещению средств для функционирования системы страхования вкладов. Таким образом, обеспечены равные условия поддержки со стороны государства для больщинства вкладчиков в стране, одинаковые конкурентные условия по привлечению вкладов граждан для всех банков, в том числе для банков с государственным участием.
Принятие и реализация законодательства о страховании вкладов привели к тому, что многие российские банки заново пересмотрели свои стратегические планы. Многие банки по-новому взглянули на процессы управления, внутреннего контроля. Они усовершенствовали процедуры принятия деловых решений, раскрыли ранее непрозрачные структуры собственности, улучшили качество кредитных портфелей, привели экономические нормативы и показатели финансовой устойчивости в соответствие с требованиями законодательства.
Участие в системе страхования вкладов и уплата страховых взносов в фонд страхования вкладов обязательны для всех кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц33 Вестник Банка России. 2004. № 58..
1.3. Цели участников системы страхования вкладов
Закон о страховании вкладов включает в состав участников системы страхования вкладов вкладчиков; банки, имеющие разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц; Агентство по страхованию вкладов (далее - Агентство); Банк России. В правоотношениях страхования Агентство признается страховщиком, банки - страхователями, а вкладчики - выгодоприобретателями.
Помимо субъектов, названных в качестве участников системы страхования вкладов, к их числу можно причислить и Правительство РФ, которое имеет право осуществлять управление системой страхования вкладов и контроль за ее функционированием путем участия его представителей в совете директоров Агентства.
Участниками системы страхования вкладов могут являться также банки - агенты, которые, действуя от имени и за счет Агентства, осуществляют прием от вкладчиков заявления о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплаты возмещения по вкладам11 Ольшанный А.И. Какой должна быть система страхования банковских вкладов в России // Банковское дело. 2003. № 4..
Для построения эффективно работающей системы страхования вкладов необходимо определить, какие цели преследует создание этой системы. То есть, каких результатов от ее функционирования ожидает государство, банковское сообщество и общество в целом22 А. В. Турбанов, «Цели и ближайшие задачи формирования системы страхования банковских вкладов», «Деньги и кредит», 2004 г., №2..
Государство, в первую очередь, заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация сбережений населения, их вовлечение в инвестиционный процесс. Что касается стран с исторически сложившейся рыночной экономикой, важнейшую роль в этом процессе играют такие учреждения, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.
В настоящее время коммерческие банки являются преимущественно частными предпринимательскими структурами, они не берут на себя решение общегосударственных или региональных экономических и социальных задач, если это не приносит им прибыль. Но от них требуется понимание того, что банковский бизнес призван нести определенную долю ответственности за социально экономическое состояние общества. То есть должны быть найдены такие формы взаимодействия государства и банков, которые будут стимулировать их к участию в реализации общественных целей.
Одним из направлений деятельности кредитных организаций является
инвестиционная деятельность, в процессе которой они инвестируют не
собственные, а привлеченные средства, а значит, риск подобных инвестиций
полностью перекладывается на их клиентов.
Основной риск лежит на банках, поскольку именно они занимаются рискованной деятельностью. Если банк имеет крупных вкладчиков и у них возникнет необходимость изъятия своих средств, то банку придется искать источники финансирования, иначе
он будет иметь большие проблемы. По различным причинам может произойти чрезмерное изъятие вкладов населением, поэтому большинство банков тщательно
отслеживают состав источников финансирования.
Таким образом, банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.
Что касается самих вкладчиков, не раз лишавшихся в той или иной форме своих
сбережений, то их заинтересованность в системе страхования вкладов заключается в стремлении сохранить право собственности на свои денежные средства, внесенные в качестве вклада в банк.
Вкладчики тоже несут определенный риск. Закон о страховании банковских вкладов физических лиц не предусматривает возвращения вкладчикам всех вложенных в банк средств. «Если вы гарантированно хотите вернуть себе все деньги - размещайте по 100 тысяч рублей в разных банках333 Засловская О. Банковским вкладчикам пора разработать новую тактику.// Известия. - 2004. - № 180, с.11.», потому что, если страховой случай наступил в
отношении нескольких банков, в которых у вкладчика есть вклады, размер страхового возмещения рассчитывается в отношении каждого банка отдельно.
Российский закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:
· защита прав и законных интересов вкладчиков банков;
· укрепление доверия к банковской системе;
· стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
По мнению А.Ф.Пенкина, можно назвать также несколько иных причин-целей, по которым страна вводит систему страхования вкладов, и, следовательно, чего она ждет
от этой системы:
- обеспечение защиты владельцев небольших вкладов;
- укрепление доверия общества к банковской системе путем создания регламента
для реструктуризации несостоятельных банков; накопление сбережений и
поощрение экономического роста;
- обеспечение конкуренции между небольшими и вновь созданными банками и крупными и/или государственными банками;
- установление границ для рисков государства понести убытки при банкротстве отдельного банка или группы банков44 Пенкин. А.Ф. Партнерство государства и бизнеса в банковской сфере/ Деньги и кредит - 2004, №10, с.З..
Конечно, только страхование вкладов не может обеспечить уверенности в том, что финансовая система будет здоровой. Задача обеспечения финансовой стабильности в стране должна решаться совместными усилиями всех заинтересованных органов: Банка России, органа банковского надзора и Агентства по страхованию вкладов. Стремление только за счет создания системы страхования вкладов разрешить проблему недоверия общества к государству и банкам, обеспечить финансовую стабильность в стране невозможно без реформирования всей правовой, финансовой и институциональной базы государства.Глава 2. Анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов
2.1. Мировой опыт формирования и функционирования системы страхования вкладов
В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют уже в 95 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов11 Парамонова Т.В. Проблемы развития банковской системы России. - М., Деньги и кредит, 2000, № 11, с. 3-9..
За последнее десятилетие обязательные системы страхования вкладов введены в большинстве бывших социалистических государств, в том числе в странах СНГ и Балтии: сегодня они функционируют во всех странах, вошедших в Европейское сообщество, а также в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Армении, Молдове и Таджикистане.
В Европе с 1994 года действует Директива Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов». В соответствии с этим документом каждое государство - член ЕС осуществляет контроль за созданием и развитием на своей территории одной или нескольких систем гарантирования депозитов. При этом ни одно кредитно-финансовое учреждение, получившее разрешение на банковскую деятельность, не может принимать вклады, не будучи членом одной из таких систем. Директива предусматривает уровень гарантирования вкладов в размере не менее 20 тыс. евро на одного вкладчика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8