Рефераты. Страхование контейнеров на водном транспорте

Страхование контейнеров на водном транспорте

1. Понятие контейнеров и контейнерных перевозок

Требования предъявляемые при страховании контейнеров.

Как показывает международная практика, наиболее эффективной с точки зрения сохранности грузов являет ся их транспортировка в специальных контейнерах.

В связи с этим за последние два десятилетия транспорти ровка в контейнерах получила самое широкое распро странение, как во внешнеторговых, так и во внутренних перевозках грузов.

Контейнер - стандартная емкость, служащая для бестарной перевозки грузов различными видами транспорта.

Под грузовым контейнером для международных (а также внутренних) перевозок понимается единица транспортного оборудования многократного использования. Применение контейнеров облегчает механизацию погрузочно-разгрузочных работ, ускоряет оборот транспортных средств, улучшает сохранность грузов, уменьшает транспортные издержки. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, что достигается достаточной прочностью контейнера в течение установленного срока службы.

Контейнеры подразделяются на: универсальные и специализированные.

Универсальные контейнеры предназначены в основном для тарно штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов.

Специализированные -- для ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов: сыпучих, жидких, скоропортящихся, опасных.

Независимо от назначения, все контейнеры стандартизированы по массе брутто, габаритам, присоединительным размерам, а также по конструкции присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешанные перевозки различными видами транспорта, реализуя принцип «от двери до двери»

Основными типами контейнеров, используемых в перевозках, являются контейнеры типоразмеров IC и ICC, а также IA и IAA. Контейнеры типоразмеров ICC и IAA имеют высоту 2591 мм (8,5 футов), а контейнеры типоразмеров IC и IA - 2438 мм (8,0 футов).

Важнейшими эксплуатационными параметрами контейнеров являются внутренние размеры, такие как ширина дверного проема (2286 мм), высота (для ICC и IAA - 2261 мм, для IC и IA - 2134 мм) и внутренний объем, а также масса перевозимого груза, которая вместе с тарой контейнера составляет массу брутто.

Большое распространение форм и размеров применяющихся контейнеров привело к необходимости их стандартизации, особенно в международных морских перевозках. В практику перевозок внедрены крупномасштабные 10, 20, 30 и 40-футовые контейнеры. Организация в нашей стране контейнерной транспорт ной службы (КТС) потребовала создания специализированного подвижного состава: судов-контейнеровозов, удлиненных железнодорожных четырехосных платформ для одновременной перевозки трех 20-футовых контейнеров, автомобильных полуприцепов и тягачей; сооружения специализированных контейнеров станций и терминалов (причалов), оборудованных высокопроизводительными перегрузочными средствами большой грузоподъемности, специальными автоконтейнеровозами и т.п.

Контейнерные перевозки стали самостоятельным видом перевозки грузов, и в настоящее время широко обеспечены возможностью непрерывной последователь ной транспортировки морскими, железнодорожными и автомобильными транспортными средствами. Для тран зита через территорию нашей страны таких крупнотон нажных контейнеров создана международная трансси бирская контейнерная линия.

Морскими пунктами перевалки крупнотоннажных, с максимальный вместимостью, контейнеров служат контейнерные терминалы, включающие инженерные сооружения, необходимые для неопасного подхода, швартовки, стоянки, загрузки и разгрузки основных транспортных судов, и в свою очередь выполняющие операции, связанные непосредственно с погрузкой контейнеров на перевозочные ресурсы других видов транспорта, выгрузкой и обслуживанием их.

Страхование контейнеров имеет определенную специфику. Это особый вид страхования, связанный с перевозкой грузов.

Не являясь частью судна, контейнеры предназначены для отделения от него с целью перевозки содержащихся в них грузов на др. средствах транспорта или складирования и, следовательно, не могут быть застрахованы на условиях страхования судов.

Объектом страхования выступают сами контейнеры, как емкости для помещенных в них грузов, однако они не являются частью судна, предназначены для последующего снятия с судна в местах перевалки и перевозки, содержащихся в них грузов на других транспортных средствах или для складирования, и, следовательно, не могут застрахованы на условиях страхования судов. Также объектом могут выступать имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением контейнерами.

Страховые компании принимают на страхование любые контейнеры -- сухогрузные, изотермические, танк-контейнеры и контейнеры-цистерны, предназначенные для перевозок водным, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.

Контейнерные перевозки осуществляются морским, железнодорожным и автомобильным транспортом с преобладанием морского. Недаром, стандартные контейнеры были разработаны в середине ХХ века специально для перевозки грузов морскими линиями.

Морские перевозки осуществляются специализированными суднами, созданными для перевозки одновременно многих тысяч контейнеров.

Доставка груза контейнером заключает в себе важные преимущества. Прежде всего, в ее процессе не нужно перезагружать товар при смене транспортного средства. Товар будет один раз загружен в контейнер у отправителя и выгружен уже на складе. Благодаря этому достигается значительная экономия средств при возможности гибкого и эффективного сочетания различных видов транспорта. И, конечно, контейнерная перевозка отличается высоким уровнем безопасности. Современные контейнеры имеют прочную конструкцию и полностью герметичны.

В соответствии со ст. 71 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к контейнерам предъявляются следующие требования:

- контейнеры должны подаваться перевозчиком под погрузку в состоянии, пригодном для перевозки предъявляемого груза.

- пригодность в коммерческом отношении контейнеров (состояние контейнеров, пригодных для перевозок определенных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при их погрузке, выгрузке и в пути следования, контейнеров) для перевозок предъявляемых грузов на основании требований, установленных правилами перевозок грузов, определяется в отношении:

контейнеров - грузоотправителями во всех случаях. Кодекс Внутреннего Водного Транспорта от 22.02.2001.-Система Консультант Плюс

При сравнительно небольшой стоимости контейнеров от 2 до 10 тыс. долларов за штуку, в зависимости от размера и материала изготовления- общая их стоимость на борту контейнеровоза средней грузоподъемности составляет 3-4 млн.долларов, а на крупных судах достигает 10 миллионов, что уже является значительным риском.

Считается, что наибольшая амортизация контейнера происходит в первые годы эксплуатации и составляет после первого года 30%, через два следующих года еще 20%, и еще по 10% через три и пять лет.

Принимая на страхование риск гибели или повреждения контейнеров, страховщики обычно ограничивают свою ответственность по одной отправке определенными пределами, как на время морской перевозки, так и отдельно на время сухопутной. Кроме того, для освобождения страховщика от мелких убытков применяется франшиза в различных размерах порядка 100-500 долларов.

Cтраховая компания устанавливает размеры страховых тарифов в зависимости от вида перевозимого груза, условий страхования. Также могут устанавливаться надбавки за дальность расстояния, за перегрузку в пути и за вид транспорта, в зависимости от вида ,количества, стоимости, технического состояния ,года изготовления контейнеров.

Непременным условием страхования контейнеров является наличие четкого изображения на них порядковых номеров и других опознавательных знаков.

Контейнеры массой брутто 20 и 24 т (IC и ICC) имеют одинаковую длину 20 футов (чуть более 6 м), а контейнеры массой брутто 30,5 т (IA и IAA) в 2 раза длиннее. Вся необходимая информация о параметрах контейнера нанесена на его боковые стенки, двери и крышу в виде маркировочного кода. Структура маркировочного кода состоит, как правило, из двух строк, хотя форма представления может быть иной. Структура маркировочного кода содержит 17 знаков: 6 букв латинского алфавита и 11 арабских цифр. В маркировочном коде заложены следующие сведения.

Первая строка - это кодовое обозначение владельца контейнера, которое состоит из четырех букв латинского алфавита, последняя из которых буква U - обозначает признак транспортного оборудования под названием «контейнер грузовой». Первые три буквы - соответственно буквенный код владельца, официально включенный в международный реестр контейнеро владельцев. Например, все контейнеры бывшего МПС СССР (ныне разделенные между государствами СНГ и Балтии) имеют код владельца SZDU. Новые контейнеры Украины и России маркируются кодами UZUU и RZDU. После кодового обозначения владельца следует серийный номер контейнера из шести цифр. Седьмая цифра, так называемое контрольное число, служит для проверки правильности информации о коде владельца и серийном номере контейнера. Это число рассчитывается по установленному правилу. При исключении любой буквы или цифры из кода и номера контейнера (например, после ремонта) будет иметь место несовпадение контрольного числа.

Вторая строка маркировочного кода также состоит из двух частей буквенной и цифровой. Буквенная часть содержит две прописные (в некоторых случаях - три) буквы латинского алфавита, составляющие кодовое обозначение страны владельца контейнера (закодированное в первой строке маркировочного кода). Три буквы кода страны имеют контейнеры выпуска до 1984 г. При этом в качестве третий буквы могла быть использована латинская буква X. Идентификация кодового обозначения страны содержится в международном стандарте ИСО 3166-88 «Коды для представлений названий стран». Кроме того, каждое государство имеет и цифровые трехзначные коды, которые на контейнере не отражены. При этом на контейнеры наносится буквенный код альфа-2.

2.Страхование контейнеров на водном транспорте

Страхование контейнеров осуществляется по специальным договорам страхования(Institute Container Clauses), заключаемым обычно на английских стандартных условиях (часто на условиях Института лондонских страховщиков «О страховании контейнеров на срок с ответственностью за все риски -Условие «А». Контейнеры, конечно, могут страховаться и на более узких условиях «В» и «С».

Рисками подлежащими страхованию выступают обычно:

o гибель, повреждение или утрата контейнеров, включая кражу и пропажу;

o причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, включая загрязнение окружающей природной среды;

o расходы по общей аварии в части, приходящейся на застрахованные контейнеры при морских перевозках;

o расходы по расследованию обстоятельств страхового случая;

o издержки и расходы по защите интересов страхователя в судебных и арбитражных органах.

Страхование контейнеров подразумевает заключение генерального договора, который ориентирован на компании, располагающие собственными, а также взятыми в аренду или в лизинг универсальными контейнерами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.