Рефераты. Страхование, валютные системы, околобанковская система РФ

p align="left">* обладает высокой степенью ликвидности. Основными участниками валютного рынка являются банки и другие финансовые учреждения, брокеры и брокерские фирмы, а также другие участники.

Участники первой группы (банки и другие финансовые учреждения) осуществляют валютные операции как в собственных целях, так и в интересах своих клиентов.

Вторую группу участников составляют специализированные брокерские и дилерские организации, которые кроме проведения собственно валютных операций осуществляют информационную и посредническую функции.

Третья группа участников включает финансовые небанковские учреждения, юридических и физических лиц, лично не осуществляющих валютные операции, а пользующихся услугами банков, т. е. услугами первой группы.

Валютный рынок состоит из множества национальных валютных рынков, которые в той или иной степени объединены.

В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различают мировые, региональные и национальные валютные рынки.

Ни мировых валютных рынках осуществляются сделки с валютами, широко используемыми в мировом платежном обороте.

На региональных валютных рынках осуществляются операции с определенными конвертируемыми валютами.

Национальный валютный рынок -- это рынок, где совершается ограниченный объем сделок с определенными валютами и который обслуживает валютные потребности одной страны.

Валютный рынок представляет собой преимущественно межбанковский рынок. С точки зрения институциональной структуры, межбанковский рынок иностранной валюты подразделяется на два основных сектора:

биржевой;

внебиржевой.

На биржевом секторе валютного рынка операции с валютой совершаются через валютную биржу. Валютная биржа -- это некоммерческое предприятие, действующее на основании устава биржи. Основная функция валютной биржи заключается в мобилизации временно свободных денежных и валютных средств через куплю-продажу иностранной валюты и в установлении валютного курса.

На внебиржевом валютном рынке сделки по купле-продаже иностранной валюты заключаются непосредственно между банками, а также между банками и клиентами, минуя валютную биржу. К главному достоинству внебиржевого валютного рынка относится более высокая скорость расчетов, чем при торговле на валютной бирже.

Биржевой и внебиржевой валютные рынки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Помимо традиционных операций на валютном рынке появились относительно новые виды сделок: валютные фьючерсы и опционы.

Валютные фьючерсы предоставляют владельцу право и налагают на него обязательства по поставке некоторого количества валюты к определенному сроку в будущем по согласованному валютному курсу, т. е. внешне фьючерсы очень похожи на форвардные сделки, однако особенностями фьючерсных сделок являются большой уровень стандартизации и абсолютная обезличенность контракта.

Опционными контрактами торгуют как на биржах, так и на внебиржевом рынке.

Валютные опционы дают владельцу право, но не налагают никаких обязательств по покупке (опцион покупателя), по продаже (опцион продавца) или по покупке либо продаже (двойной опцион).

Биржевые опционы -- это стандартные контракты с указанием вида опциона, цены исполнения, установленной даты исполнения, объемов контракта, величины премии. Биржевые сделки с опционами носят обезличенный характер.

Опционные валютные сделки на внебиржевом рынке заключаются в основном только крупными банками и финансовыми корпорациями и не имеют стандартных условий исполнения.

В начале 90-х гг. в России начала формироваться структура валютного рынка, представленная валютными биржами и двухуровневой банковской системой во главе с ЦБ РФ как органа валютного регулирования и валютного контроля в стране.

Исключительно в ведении Банка России, как отмечалось ранее, находятся вопросы определения порядка обязательного перевода, ввоза и вывоза, пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, проведение мер по валютному регулированию путем изменения ставки рефинансирования, лимита открытой валютной позиции уполномоченных банков, проведение валютных интервенций на главных валютных биржах России (в Москве и Санкт-Петербурге), а самое главное -- валютное лицензирование деятельности коммерческих банков России.

Банки, получившие внутреннюю валютную лицензию, могут устанавливать прямые корреспондентские отношения только с уполномоченными банками государств -- участников СНГ, а также с бывшими загранбанками СССР.

Банки, обладающие расширенной валютной лицензией, вправе осуществлять такие же операции, как и банки, получившие внутреннюю валютную лицензию, но, кроме того, они могут устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками в пределах количества, указанного в лицензии.

Наиболее широкие возможности предоставляет банкам генеральная валютная лицензия. Банки, имеющие генеральную валютную лицензию, вправе осуществлять все виды валютных операций, указанных в лицензии, кроме того, она дает право открывать филиалы банка за рубежом и приобретать доли уставного капитала кредитных организаций-нерезидентов.

Важную роль в организации российского валютного рынка выполняют валютные биржи. Роль валютных бирж в организации валютного рынка особенно проявилась в условиях ухудшения делового цикла и конъюнктурных колебаний.

В результате августовского кризиса 1998 г. была реорганизована работа ММВБ, на которой с 6 октября 1998 г. был осуществлен переход на режим двух торговых сессий. Новый режим торгов, не позволяющий проводить арбитражные операции, выполнил регулирующую роль и существенно стабилизировал российский валютный рынок.

Движение денежных потоков на валютном рынке России осуществляется через:

валютные операции;

валютно-кредитное и расчетное обслуживание покуп
ки и продажи товаров и услуг;

операции с ценными бумагами;

зарубежные инвестиции.

Важной характеристикой валютного рынка является режим обменного курса национальной денежной единицы.

В условиях перехода России к рынку был введен единый плавающий валютный курс рубля. Однако серьезная зависимость экономики страны от импорта привела к снижению курса рубля и обострению проблемы насыщения российского рынка импортными товарами, в результате чего стал сокращаться экспорт, усилилась инфляция.

В целях стабилизации ситуации на валютном рынке государство усилило свою регулирующую роль.

В 1995 г. Банк России и Правительство РФ ввели режим валютного коридора, т. е. пределов изменений текущего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютном рынках. Фиксированные пороговые значения колебаний валютного курса рубля к доллару поддерживались Банком России с помощью интервенций на валютном рынке.

Эта мера способствовала тому, что валютный курс продолжительное время не отклонялся от заданного на значительную величину, а в отдельные временные периоды наблюдалось даже снижение курса доллара по отношению к рублю.

Основным событием, оказавшим сильное влияние на российский внутренний валютный рынок, стал финансовый кризис, начавшийся в октябре 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии. Результатом кризиса стало значительное перемещение капитала из стран с развивающимися рынками в государственные бумаги развитых стран. Начался отток иностранных капиталов, размещенных в краткосрочных государственных обязательствах российского правительства.

Вследствие существенного вывода средств и повышенного спроса на иностранную валюту на валютном рынке сформировались ожидания обесценивания рубля. Банком России были предприняты определенные меры, которых оказалось недостаточно, и 17 августа 1998 г. ЦБ РФ отказался от политики валютного коридора, установив валютный курс в границах от 6 до 9,5 руб. за доллар.

Следствием этой меры при одновременной реструктуризации рынка государственных обязательств и объявления 30-дневного моратория на возврат средств нерезидентов стали дестабилизация российского валютного рынка и существенное падение валютного курса рубля.

С целью частичной стабилизации российского валютного рынка Банк России в 1999 г. перешел к режиму плавающего валютного курса рубля. До 2003 г. в стране действовал порядок обязательной продажи экспортной валютной выручки в размере 75%. В настоящее время проводится политика либерализации валютного режима.

В соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30% от суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ РФ, который вправе установить иной размер, но не свыше 30% ее суммы.

3. Околобанковская система РФ

Банковская система является составной частью кредитной системы страны; кредитная система, в свою очередь, является составной частью экономической системы страны. Это означает, что деятельность и развитие банков находится в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

Банковская система как элемент рыночной экономики, как правило, двухуровневая. Первый, верхний, уровень -- центральный банк. Второй, нижний, уровень -- коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня -- коммерческими банками, а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он -- посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональныйинтерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основных функции:

осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

является банком банков;

является банкиром правительства;

осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка означают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на универсальные, т. е. осуществляющие практически все виды банковских операций, и специализированные, т. е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций.

Основными функциями коммерческих банков являются:

мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;

кредитование юридических и физических лиц, а также государства;

расчетно-кассовое обслуживание клиентов. За годы реформирования можно утверждать, что в России начала формироваться банковская система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. 1998 год стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансовый кризис нанес наиболее серьезный удар по коммерческим банкам и выявил слабые места российской банковской системы, которая, безусловно, нуждается в существенном реформировании.

После 17 августа 1998 г. Банк России принял ряд неотложных мер по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, запретив, в частности, оплату уставного капитала в валюте и ограничив долю оплаты материальными активами. Одновременно Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них -- реструктуризация всей банковской системы России.

Основные цели реструктуризации -- выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов.

В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и той роли, которую они играют в экономике регионов. Все банки были разделены на четыре группы. Первая группа -- стабильно работающие банки, имеющие долгосрочную капитальную базу, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью и способные работать без дополнительной государственной поддержки.

Вторая группа -- стабильно работающие региональные банки, которые станут опорой будущей региональной банковской системы России.

Третья группа -- отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, но которые нецелесообразно закрывать из-за высоких экономических и социальных издержек и последствий.

К четвертой группе относятся разорившиеся бесперспективные банки, безусловно подлежащие закрытию. К их числу было отнесено более 300 банков.

Принципиально важным является вопрос структуры банковской системы- России. Безусловно, в стране важно иметь полный "набор" банков, отвечающих реальным потребностям рыночной экономики, С этой целью необходимо создание:

специализированных банков, таких, как банк развития, экспортно-импортный банк, сельскохозяйственный, ипотечный, банк кредитной кооперации;

условий, не допускающих привилегий для отдельных банков, в том числе созданных при участии государства;

условий для поддержки и развития производительных силы регионов.

Важным направлением развития банковской системы в дальнейшем является восстановление доверия к банковской системе, создание условий для кредитования реального сектора экономики, повышение ответственности менеджеров и акционеров банков за результаты своей деятельности по управлению банком.

В начале 2002 г. Правительством РФ была принята "Стратегия развития банковского сектора" и план действий по реализации этого документа с приложением концепций разрабатываемых законодательств.

Основная цель стратегии -- повысить устойчивость банковской системы и доверие к ней со стороны предприятий и населения. Для ее достижения предусматриваются меры, направленные на увеличение капитализации банков, поэтапное достижение обязательного минимального размера собственных средств банков к 2007 г. не менее 5 млн евро; рост концентрации банковского капитала и расширение, как следствие, спектра банковских услуг и повышение эффективности кредитования; установление критериев эффективности участия государства в капитале банков; установление одинаковых правил покупки долей в капитале банков (до 10% -- в уведомительном порядке, более 10% -- после разрешения Банка России) для отечественных и иностранных банков; дальнейшее укрепление двухуровневой системы банков и независимости Банка России.

Список использованной литературы

1. Финансы и кредит: Учебник/ под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. - М.; Юрайт - Издат, 2004 - 575 с.

2. Финансы: Учебник для вузов/ под ре6д. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 501 с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.