Рефераты. Страховое законодательство и его основные положения

p align="left">Президент Республики Беларусь:

- определяет основные направления государственной политики в области страховой деятельности;

- вводит новые виды обязательного страхования;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь:

- разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает их реализацию;

- утверждает республиканские программы развития страховой деятельности, а также меры ее государственной поддержки, обеспечивает их выполнение;

- осуществляет в области страховой деятельности иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Министерство финансов как республиканский орган государственного управления в пределах своей компетенции:

- проводит государственную политику в области страховой деятельности;

- осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, обществ взаимного страхования, включая организации с участием иностранных инвесторов в Республике Беларусь, страховых брокеров;

- выдает страховым организациям, обществам взаимного страхования и страховым брокерам специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности;

- обеспечивает единообразное ведение страховщиками учета и отчетности, формирование страховых резервов;

- принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, регламентирующие деятельность страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;

- обобщает практику страховой деятельности, дает страховым организациям, страховым брокерам, объединениям страховщиков разъяснения по вопросам применения законодательства о страховании, разрабатывает предложения о совершенствовании этого законодательства;

- представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам страховой политики;

- осуществляет иные функции государственного регулирования в соответствии с законодательством.

Страховые организации, в том числе с иностранными инвестициями, и страховые брокеры подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов.

Государственная регистрация страховых организаций, а также внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, определенных настоящим Положением.

Для государственной регистрации страховых организаций наряду с документами, представляемыми в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в Министерство финансов направляются сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров этих организаций.

Профессиональная пригодность кандидатов на указанные должности определяется в порядке, установленном Министерством финансов.

Основаниями для отказа в государственной регистрации страховой организации наряду с основаниями, предусмотренными законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являются:

- неподтверждение в установленном порядке происхождения собственных денежных средств учредителей (участников) для внесения в уставный фонд страховой организации (по заключению аудиторской организации или финансового органа);

- профессиональная непригодность кандидатов на должности руководителя, его заместителей и главного бухгалтера страховой организации.

Отказ в государственной регистрации страховой организации может быть обжалован в судебном порядке.

Государственная регистрация объединений страховщиков осуществляется в порядке, определяемом законодательными актами, с уведомлением Министерства финансов.

Руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам страховых организаций и их обособленных структурных подразделений, страховых брокеров - юридических лиц запрещается выполнять оплачиваемую работу (деятельность), не связанную с трудовыми обязанностями по месту основной работы, за исключением научной и преподавательской деятельности.

Прием на работу руководителя, его заместителей и главного бухгалтера страховой организации, страхового брокера, прошедших государственную регистрацию, производится после подтверждения Министерством финансов их профессиональной пригодности, а увольнение - с уведомлением этого органа.

Страховые организации и страховые брокеры создают филиалы и представительства в Республике Беларусь в порядке, устанавливаемом Министерством финансов.

Создание страховыми организациями и страховыми брокерами за пределами Республики Беларусь обособленных подразделений, а также участие в создании иностранных страховых организаций или страховых брокеров - организаций осуществляются с разрешения Министерства финансов в порядке, предусмотренном законодательством.

Страховые организации приобретают право на осуществление страховой (перестраховочной) деятельности, а страховые брокеры - на страховое посредничество со дня получения специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности.

Деятельность страховых организаций, страховых брокеров, осуществляемая без лицензий, является незаконной, а доход, полученный от данной деятельности, и штраф в размере этого дохода подлежат взысканию в республиканский бюджет в порядке, определенном законодательством.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховых организаций и государства Министерством финансов и его территориальными органами осуществляется государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь.

Министерство финансов осуществляет:

- надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании, включая контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховых организаций;

- в пределах своей компетенции надзор за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда;

- определение порядка внесения вкладов в неденежной форме в уставные фонды страховых организаций учредителями (участниками) этих организаций;

- согласование учебных программ по страхованию и иных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для страховых организаций в высших и средних специальных учебных заведениях;

- контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдением следующих нормативов:

- структуры и минимального размера уставного фонда;

- соотношений между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами;

- платежеспособности и финансовой устойчивости;

- структуры и размеров тарифных ставок по видам обязательного страхования, включая размеры отчислений в гарантийные фонды и фонды предупредительных мероприятий;

- иных нормативов, установленных в соответствии с законодательством;

- другие функции, отнесенные в соответствии с законодательством к его компетенции.

При осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Министерство финансов вправе:

- проводить проверки соблюдения страховыми организациями, их обособленными структурными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании;

- давать страховым организациям, страховым брокерам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений, приостанавливать действие выданных им лицензий до устранения этих нарушений;

- в случаях, предусмотренных законодательством, принимать решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) у страховых организаций, страховых брокеров;

- за нарушения законодательства о страховании применять к страховым организациям, страховым брокерам, их должностным лицам санкции в соответствии с законодательством;

- принимать решения о назначении временного руководителя страховой организации;

- принимать решения о ликвидации страховой организации, страхового брокера - юридического лица, а также о прекращении деятельности страхового брокера - индивидуального предпринимателя, в том числе и в случае аннулирования специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности у страховой организации, страхового брокера, а также в иных случаях, установленных законодательными актами;

- обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;

- приостанавливать до назначения временного руководителя операции страховой организации по расчетным и другим счетам в банках при осуществлении ею деятельности без лицензии, а также деятельности, не связанной со страхованием и перестрахованием, либо при систематическом нарушении указанной организацией требований законодательства о страховании;

- получать от страховых организаций, страховых брокеров установленную отчетность по страховым, перестраховочным операциям и посреднической деятельности по страхованию, а также иную информацию об их финансово-хозяйственной деятельности, необходимую для выполнения функций надзора за страховой деятельностью, обращаться за получением такой информации в банки, небанковские кредитно-финансовые организации, к другим юридическим и физическим лицам;

- при необходимости назначать проведение аудиторской проверки, привлекать экспертов за счет средств страховой организации, страхового брокера;

- осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством.

Страховые и перестраховочные организации несут ответственность за нарушения законодательства о страховании, выразившиеся в:

- осуществлении страховых (перестраховочных) операций в иностранной валюте при отсутствии у них специальных разрешений (лицензий);

- несоблюдении нормативных размеров соотношений между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами либо превышении нормативов ответственности по договорам страхования, предусмотренных в установленном порядке;

- несоблюдении принципа добровольности при заключении договоров страхования;

- необоснованной выплате или отказе в выплате страхового обеспечения и (или) страхового возмещения;

- осуществлении деятельности филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений без соответствующей регистрации их в Министерстве финансов;

- занятии деятельностью, не предусмотренной частью первой пункта 28 настоящего Положения;

- несоблюдении установленного порядка образования и размещения страховых резервов, а также нецелевом их использовании;

- несоблюдении правил или условий страхования, согласованных с Министерством финансов, невыполнении его предписаний;

- несоблюдении страховщиками республики установленного порядка заключения договоров перестрахования;

- превышении норматива расходов на ведение дела.

Санкции к страховым организациям, страховым брокерам и их должностным лицам за указанные нарушения законодательства применяются уполномоченными должностными лицами Министерства финансов.

Реорганизация и ликвидация (прекращение деятельности) страховой организации, страхового брокера и объединения страховщиков осуществляются в соответствии с законодательством.

При ликвидации страховой организации выполнение ее обязательств перед страхователями производится во внеочередном порядке за счет средств страховых резервов и уставного фонда, а при их недостатке - за счет средств гарантийных фондов.

Споры, вытекающие из отношений по страхованию и государственному регулированию страховой деятельности, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

За необоснованный отказ в выплате, необоснованную или несвоевременную выплату страхового возмещения или страхового обеспечения, а также за нецелевое использование страховых резервов и иные нарушения законодательства о страховании страховая организация несет ответственность в порядке, установленном законодательством.

Задача

Расcчитать резерв незаработанной премии (РНП) по методу “prorate temporis” по 1-ой учетной группе на 31.12.

Договоры

Базовая страховая премия

Срок действия договора (в днях)

Число дней с момента вступления договора в силу на отчетную дату

Число дней по которым истекла ответственность СК на отчетную дату (в днях)

Незаработанная премия

1

225000

365

356

2

420000

365

256

3

490000

245

214

4

600000

184

153

5

1920000

182

90

Итого:

х

х

х

Всего РНП:

Решение:

Резерв незаработанной премии (РНП) рассчитывается отдельно по каждому договору по формуле:

НПi - незаработанная премия по i-му договору;

Тбi - базовая страховая премия по i-му договору;

ni - срок действия i-го договора в днях;

mi - число дней с момента вступления i-го договора в силу до отчетной даты.

Рассчитаем незаработанную премию по каждому договору:

Договоры

Базовая страховая премия

Срок действия договора (в днях)

Число дней с момента вступления договора в силу на отчетную дату

Число дней по которым истекла ответственность СК на отчетную дату (в днях)

Незаработанная премия

1

225000

365

356

9

5547,95

2

420000

365

256

109

125424,66

3

490000

245

214

31

62000

4

600000

184

153

31

101086,96

5

1920000

182

90

92

970549,45

Итого:

3655000

х

х

х

х

Всего РНП: 1 264 609,02

Список использованных источников

1. Страховое дело: Учеб. пособие/ М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; под. ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 286 с.

2. Декрет президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. N 20 о совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.