Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 641 страховщика, 8 не проводили страховые операции, 17 не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-июнь 2010 года" по электронной почте.
За 1 полугодие 2010 года общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 1 полугодие 2010 года составила соответственно 521,05 и 367,24 млрд. руб. или 105,8 и 104,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Совокупный объем страховых премий по добровольному страхованию за отчетный период достиг 235,59 млрд. руб., что на 5,0% больше показателя за 1 полугодие 2009г. Совокупные выплаты по добровольному страхованию - 106,07 млрд. руб. (на 2,4% меньше, чем в 1 полугодии 2009г.).
Общий объем страховых премий по обязательному страхованию в 1 полугодии 2010г. составил 285,46 млрд. руб. (106,5% к 1 полугодию 2009г.). Общий объем выплат по обязательному страхованию за отчетный период достиг 267,17 млрд. руб., что на 7,4% превысило аналогичный показатель за 1 полугодие 2009г.
Среди видов добровольного страхования наибольший удельный вес имеет страхование имущества, на долю которого приходится 57,6% общего объема премий по добровольному страхованию и 64,4% совокупных выплат. На втором месте по распространенности - личное страхование (кроме страхования жизни) - 31,2% премий и 30,6% выплат.
Среди видов обязательного страхования наибольшая доля приходится на обязательное медицинское страхование: 82,5% от общего объема страховых премий по обязательному страхованию и 89,0% выплат. На втором месте по распространенности - ОСАГО, удельный вес которого составляет 15,2% совокупного объема премий по обязательному страхованию и 10,0% выплат.
Среди федеральных округов РФ как по объему страховых премий, так и по объему выплат по всем видам страхования (кроме ОМС) в 1 полугодии 2010г. лидировал Центральный федеральный округ - 161,42 млрд. руб. страховых премий (56,5% от общего объема страховых премий) и 72,81 млрд. руб. выплат (54,0% от общего объема выплат).
На втором месте Приволжский федеральный округ - 34,11 млрд. руб. (12,0%) страховых премий и 17,28 млрд. руб. выплат (12,8%). Участники страхового рынка
Страховые премии
В 1 полугодии 2010г.50 крупнейшими российскими страховыми компаниями суммарно было собрано 285,49 млрд. руб. страховых премий, кроме ОМС, что составило 83,28% от общего объема страховых премий.
В пятерку лидеров по объемам собранных страховых премий (взносов), кроме ОМС, вошли следующие страховые компании:
ь РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (34,15 млрд. руб., 11,96% от общего объема страховой премии),
ь СОГАЗ (29,38 млрд. руб., 10,29%),
ь ИНГОССТРАХ (21,86 млрд. руб., 7,66%),
ь РЕСО-ГАРАНТИЯ (17,98 млрд. руб., 6,30%),
ь АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ (11,65 млрд. руб., 4,08%).
При этом наиболее высокие темпы роста объемов сборов страховых премий среди страховых компаний, вошедших по этому показателю в список 50 крупнейших, в 1 полугодии 2010г. по отношению к 1 полугодию 2009г. были отмечены у
ь СТРАХОВОЙ ГРУППЫ МСК (в 30,12 раза),
ь РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (в 5,7 раз),
ь СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ (в 2,3 раза).
Снизили объемы сборов премий в отчетном периоде
ь РОССИЯ (Рег. № 2) (на 52,65%),
ь РОСГОССТРАХ (Рег. №1) (на 30,66%),
ь ПЕРВАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ (на 28,46%).
При группировке страховых компаний по холдингам по объемам собранных премий из 50 крупнейших по объему собранной страховой премии лидируют компании РОСГОССТРАХ (совокупный объем премий 38,39 млрд. руб.).
На втором месте - компании СОГАЗ (30,32 млрд. руб.).
На третьем месте - компания ИНГОССТРАХ (21,86 млрд. руб.)
Выплаты
В 1 полугодии 2010г.50 крупнейшими отечественными страховыми компаниями по договорам страхования было выплачено 119,88 млрд. руб., что составило 88,86% от общего объема выплат.
По объемам выплат в рэнкинге страховых компаний за 1 полугодие 2010г. в пятерку лидеров вошли следующие компании:
ь РОСГОССТРАХ (Рег. № 977),
ь ИНГОССТРАХ (14,34 млрд. руб., 10,63),
ь РОСНО (9,16 млрд. руб., 6,79%),
ь РЕСО-ГАРАНТИЯ (9,07 млрд. руб., 6,72%),
ь СОГАЗ (8,84 млрд. руб., 6,55).
Наиболее высокие темпы роста объемов выплат среди страховых компаний, вошедших по этому показателю в список 50 крупнейших, в 1 полугодии 2010г. по отношению к 1 полугодию 2009г. были отмечены у следующих компаний:
ь СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК (в 32,66 раза),
ь ПОДДЕРЖКА (в 8,5 раз),
ь РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (в 5,05 раза).
Снизили объемы выплат в отчетном периоде
ь РОССИЯ (Рег. № 2) (на 41,48%),
ь СОГАЗ-ШЕКСНА (на 37,16%),
ь АЛИКО (на 36,05%).
При группировке страховых компаний по холдингам по объемам выплат из 50 крупнейших страховых компаний по объемам выплат лидируют компании: РОСГОССТРАХ (совокупный объем выплат 19,13 млрд. руб.).
На втором месте - компания ИНГОССТРАХ (14,34 млрд. руб.).
На третьем месте - компании РОСНО-Allianz (11,18 млрд. руб.).
Соотношение объемов выплат и объемов поступлений средств по договорам страхования по 50 крупнейшим страховым компаниям в среднем составляет 49,58%.
В 1 полугодии 2010г. страховыми компаниями было собрано 43,46 млрд. руб. страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что превысило аналогичный показатель за 1 полугодие 2009 г. на 9,0%. Доля собранных премий по договорам ОСАГО 50 крупнейшими страховыми компаниями составила 94,89% от общего объема премий по договорам ОСАГО (41,24 млрд. руб.).
Лидерами по объемам собранных страховых премий (взносов) по договорам ОСАГО выступила компания
ь РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (13,52 млрд. руб., 31,1% в общем объеме собранной премии по ОСАГО),
ь РЕСО-ГАРАНТИЯ (4,23 млрд. руб., 9,74%),
ь компании группы МСК (3,15 млрд. руб., 7,24%),
ь ИНГОССТРАХ (3,01 млрд. руб., 6,92%).
Выплаты по договорам ОСАГО в 1 полугодии 2010 г. составили 26,09 млрд. руб., что на 10,6% превысило значение показателя за 1 полугодие 2009г.
94,76% совокупного объема выплат (24,73 млрд. руб.) пришлось на 50 крупнейших страховых компаний. Объем выплат по договорам ОСАГО 50 крупнейшими страховыми компаниями в 1 полугодии 2010 г. по отношению к 1 полугодию 2009г. вырос на 16,6%.
Среди страховых компаний лидирующие позиции по объемам выплат по договорам ОСАГО в отчетном периоде занимали
ь РОСГОССТРАХ (Рег. № 977) (7,82 млрд. руб., 29,98% в общем объеме выплат по ОСАГО),
ь РЕСО-ГАРАНТИЯ (2,18 млрд. руб., 8,34%).
1. Оценки и прогнозы на 2011-2012 гг.
Кэптивные страховые компании развиваются исходя из других законов и благодаря иным факторам, чем те, которые работают на открытых рыночных сегментах. Главным условием существования (а не просто развития) кэптивного страховщика является политика материнской компании.
В свою очередь, данная политика вплотную зависит от степени участия материнской компании в уставном капитале кэптивного страховщика и от того, как рассматривает основной акционер "свою" страховую компанию: для "перекладывания денег из кармана в карман" или, что является более передовой, на наш взгляд, идеей, - как инструмент получения эффекта синергии в бизнесе.
Под кэптивной страховой компанией в настоящем обзоре понимается страховщик "не-жизни", принадлежащий косвенно или напрямую одному или нескольким собственникам - промышленной или финансово-промышленной группе, крупным предприятиям и организациям (нефинансового сектора) и страхующий, преимущественно, интересы только своих собственников.
По итогам 1 полугодия 2010 г. кэптивный бизнес составляет 20% от объёма страхового рынка, кроме ОМС и страхования жизни. При этом 96% кэптивной премии приходится на долю 10 крупных кэптивных страховщиков (СОГАЗ, ЖАСО, Транснефть, Сургутнефтегаз и др.).
Прирост объёма премии кэптивных страховщиков из ТОП-200 российских страховых компаний составил по итогам 1 п/г 2010 г.17,5% по сравнению с 1 п/г 2009 г. Как мы ожидаем, динамика премии в 2010-2011-2012 гг. составит, соответственно, 7,7%, 10,7% и 15%. Основной вклад в существенную в сегодняшней рыночной ситуации динамику страховой премии вносят крупные кэптивы, а это означает, что их бизнес устойчив к кризису и растет не только быстрее бизнеса небольших кэптивов, но и быстрее всего страхового рынка.
Но количество кэптивных страховщиков будет неуклонно снижаться за счет процессов укрупнения и консолидации. Причем основными "поглотителями" мелких кэптивных страховщиков являются не крупные кэптивы, а универсальные страховщики. Данные интеграционные процессы не затухали и во время кризиса, и сейчас ряд небольших компаний кэптивного характера стоят на "драфте".
По нашему мнению, в кэптивном страховом бизнесе грядут перемены. Исторически так сложилось, что основу бизнеса кэптивных страховщиков составляют огневое страхование, ДМС, авиа - и технические риски. При этом сам рынок ограничивает экстенсивное развитие кэптивного страховщика в традиционных для него видах страхования:
в огневом страховании: тарифная политика конкурентов - универсальных страховщиков является более гибкой, их бизнес-процессы по рыночному страхованию отлажены и значительно ускорены;
в ДМС: в отношении "выгодных" корп. клиентов присутствует сильная конкуренция и давление по тарифам. Выход в розничный сегмент ДМС требует значительных вложений в инфраструктуру, например, строительство/приобретение современного мед. центра. Кроме того, обеспечение загрузки собственной медицинской сети становится стратегическим проектом страховщика;
в авиационном страховании: все крупные и перспективные клиенты уже имеют свои страховые программы на несколько лет вперед (под обновление авиапарка). В авиаотрасли грядут изменения (новые регламенты, требования к технике, правила наземного обслуживания и т.д.);
в страховании СМР и технических рисков: высокий уровень коррупции в строительном секторе предъявляет "соответствующие" требования к страховщикам. Лучшими клиентами являются иностранные компании, но их число ограничено.
В силу вышесказанного крупные кэптивные страховщики диверсифицируют свой бизнес, развивают рыночное страхование, а ряд небольших кэптивных страховщиков планируют увеличение уставного капитала "под" новые стратегии и развитие новых и перспективных страховых сегментов. И тем, и другим, и главное, их собственникам, ближе идея получения синергетического эффекта от существования кэптивного страховщика не в форме "другого кармана", а, например, с одной стороны, как инструмента для увеличения возможностей страховой защиты интересов собственника и всех предприятий, входящих в группу компаний собственника, и, с другой стороны, для придания собственнику известности и приобретения им лояльности частных клиентов и физических лиц среди клиентов страховщика, которыми могут быть, в том числе, любые граждане России.
1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000
2. Гребенщиков. В ответе за развитие страхового рынка. // Финансы. - 2006. - №9 - с.40-43
3. http://ru. wikipedia.org - официальный сайт Википедии;
4. http://www.711.ru - официальный сайт по вопросам страхования;
5. http://www.insur-info.ru, http://www.real-business.ru, http://www.finance. mir66.ru - дополнительно используемые сайты.
Приложение №1
Приложение №2
Премии и количество кэптивных страховщиков в ТОП-200
Страницы: 1, 2