На начало 2007 года на страховом рынке Украины действовало 439 страховщиков (см. табл. 3), распределявшихся по форме собственности очень неравномерно (см. табл. 4).
Таблица 3 - Страховые компании по регионам Украины на 01.01.2007 г. [10]
Город
Кол-во страховщиков
Доля в Украине
1
2
3
Центральный регион
296
67,43%
Киев
291
66,29%
Чернигов
0,46%
Черкассы
Житомир
0,23%
Восточный регион
76
17,31%
Харьков
23
5,24%
Донецк
Днепропетровск
21
4,78%
Луганск
4
0,91%
Полтава
Южный регион
45
10,25%
Одесса
20
4,56%
Запорожье
17
3,87%
Николаев
0,68%
АР Крым
5
1,14%
Западный регион
9
2,05%
Львов
6
1,37%
Тернополь
Ивано-Франковск
Ровно
Всего по Украине
439
Из таблицы 3 можно сделать вывод, что рынки страхования в основном сосредоточены в больших промышленных центрах, в основном это Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса и Запорожье. В тоже время, в Херсонской и Волынской областях нет ни одной страховой компании. В Западном регионе такое маленькое количество страховщиков связано с отсутствием в нем больших промышленных предприятий, а также очень низкой платежеспособностью населения.
Таблица 4 - Распределение страховщиков по форме собственности [11]
Форма собственности
Non-life
%
Life
Акционерные общества
323
89,00
19
100,00
Общества с доп. ответственностью
66
10,03
0
0,00
Общества с полной ответственностью
0,32
Коммандитные общества
8
0,65
Всего
420
Как видно из таблицы 4 для украинского рынка страхования наиболее приемлемой организационно-правовой формой является акционерная форма. Так, к примеру, на начало 2005 года таких страховщиков было 392, а в 2004 году было зарегистрировано - 360, т.е. в 2005 году был рост на 8,8% [11].
Защищают свои интересы и страхователи, создавая объединения страхователей. Такие объединения выражают интересы пострадавших страхователей от недобросовестных страховых организаций, оказывают потерпевшим юридическую помощь, участвуют в совершенствовании и развитии страхового законодательства и др.
Возможность создания и порядок регистрации объединений страховщиков предусмотрено ст.12 Закона Украины «О страховании» [1].
В Украине созданы следующие объединения страховщиков:
1. Лига страховых организаций Украины
2. Авиационное страховое бюро
3. Моторное (транспортное) страховое бюро Украины
4. Морское страховое бюро Украины
5. Украинское медицинское страховое бюро
Наиболее влиятельным и известным объединением украинских страховщиков является Лига страховых организаций Украины.
Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ) была создана в 1992 году, как добровольное, негосударственное, неприбыльное объединение страховщиков. Окончательно работа по созданию ЛСОУ была завершена в 1994 году на первом съезде страховщиков Украины.
Основными задачи Лиги страховых организаций Украины является:
· способствование развитию страхового рынка;
· защита прав и интересов участников рынка страховых услуг, которые являются членами Лиги;
· способствование формированию и совершенствованию правовой базы страховой деятельности;
· способствование реализации антимонопольного законодательства в сфере страховой деятельности;
C целью эффективного выполнения уставных задач Лига страховых организаций Украины осуществляет следующие функции:
· сотрудничает с органами государственной власти и управления по созданию направлений совершенствованию страховой деятельности;
· обеспечивает своих членов квалифицированными методическими, методологическими и информационными услугами и помощью во всех делах, связанных со страховой деятельностью.
· создает с соответствующими учебными заведениями центры и курсы подготовки и переподготовки кадров.
· сотрудничает со средствами массовой информации, готовит информационные бюллетени и другие материалы;
· координирует деятельность участников рынка страховых услуг в сфере общих интересов членов Лиги;
· привлекает представителей членов Лиги к участию в мероприятиях, которые проводятся органами государственной власти и управления с целью дальнейшего развития страховой деятельности Украины;
· осуществляет координацию разработок типовых правил страхование.
За годы существования это объединение достигло значительных успехов и пользуется авторитетом и уважением среди страховых компаний, органов государственной власти и организаций - партнеров Лиги страховых компаний Украины [5].
Авиационное страховое бюро (АСБ) создано в соответствии Закона Украины «О страховании» и ст. 3 Воздушного Кодекса Украины постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 году №561. На сегодняшний день членами АСБ являются 52 страховые компании, которые работают на рынке авиационного страхования Украины.
Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) создано в соответствии Закона Украины «О страховании» и постановлением Кабинета Министров Украины от 28 сентября 1996 года №1175.
Морское страховое бюро создается страховщиками, которые имеют разрешение (лицензию) на осуществление морского страхования и обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев, которые возникают во время морской перевозки. Орган управления, которых принял решения про вступление в бюро. Бюро создается упомянутыми страховщиками путем заключения уставного договора.
Ассоциация «Украинское медицинское страховое бюро» зарегистрировано в органах государственной регистрации 15 марта 1999 года. Членами Ассоциации являются 28 страховых компаний Украины. Страховые компании - члены УМСБ представляют 12 областей Украины, АРК и Киев.
Основной целью Ассоциации является развитие открытого и общедоступного для всех медицинского страхового рынка в Украине путем внедрения единых правил, требований и стандартов деятельности, в обеспечение необходимой помощи страховым компаниям в проведение медицинского страхования, организации юридической защиты прав страховщиков и страхователей, координации усилий страховщиков на рынке услуг медицинского страхования.
Ядерный страховой пул - это соглашение между страховщиками про принятие на себя ядерных рисков. Дата создания Ядерного страхового пула Украины (ЯСПУ) - 14 ноября 1996 года.
Ядерный пул создан на добровольных началах с целью постоянной координации деятельности его участников в области страхования ядерных рисков; обеспечении их финансовой стабильности и гарантии страховых выплат; способствование в реализации международных договоров, конвенций и договоренностей в сфере страхования ядерных рисков, членом которого является Украина. Членами ЯСПУ являются: АСК "Енергополіс", СК "Алькона", СК "Арма", СК "Оранта-Дніпро".
Министерство финансов осуществляет надзор за страховой деятельность со стороны государства, с целью соблюдения требований участниками страхового рынка законодательства Украины про страхование, эффективного развития страховых услуг, предотвращению неплатежеспособности страховщиков и защиты интересов страхователей.
В государственном страховании в качестве страховщиков выступает государство. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования, что определяется соответствующим законом о статусе страховой организации. Осуществление государственного страхования представляет собой форму государственного регулирования национального страхового рынка. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и страховании компенсаций рабочим и служащим [5].
Общество взаимного страхования -- это особая негосударственная организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. Взаимное страхование по существу -- некоммерческая форма организации страхового фонда, которая обеспечивает страховую защиту имущественных интересов членов своего общества. С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования -- одновременно и страховщик, и страхователь. При этом документом, удостоверяющим право на владение капитала общества взаимного страхования, его дохода и страховую защиту, является полис.
Кроме этого, к субъектам созданной организационной структуры страхового рынка можно отнести также разные объединения страховщиков, образовательные центры по подготовке и переподготовке кадров, специальную прессу и рекламу страхового рынка, а также Комитет по делам надзора за страховой деятельностью в Украине - Укрстрахнадзор, который осуществляет организацию лицензирования, разрабатывает методологию и организацию надзора, занимается вопросами развития законодательства и внешних связей. Вместе с тем и сейчас актуальными остаются вопросы законодательного, методологического и информационного обеспечения деятельности страховщиков в рыночных условиях.
Заключение
Страховой рынок - одна из важнейших составляющих финансового рынка любого государства. Он выполняет большой спектр функций, в том числе: аккумуляция, распределение и перераспределение средств, как кредитный рынок, а также снижение рисков потери имущества, жизни и здоровья застрахованных лиц, осуществляет взаимосвязи с другими составляющими финансового рынка.
Развитие страхового рынка в Украине сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом Советского Союза, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в Украине.
Начало 90-х годов в Украине охарактеризовалось возрождением национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон Украины «О страховании».
Подытоживая краткий анализ современного состояния украинского страхового рынка можно сделать следующие выводы:
· В настоящее время отечественные страховые компании обладают недостаточной для страхования крупных промышленных рисков величиной собственного капитала.
· Страховые компании обладают достаточным резервом платежеспособности.
· Украинский страховой рынок далек от насыщения, то есть существует значительный потенциал роста объема страховых услуг без ущерба для надежности и платежеспособности компаний.
· Проводимая инвестиционная политика страховых компаний является весьма рискованной.
Как следует из данного обзора, проблема недостаточности капитала отечественных страховщиков не может быть решена в ближайшее время собственными средствами. Недавний кризис на финансовых рынках мира и Украины, в частности, не позволяет крупным коммерческим и банковским структурам активно включится в процесс укрупнения страхового капитала.
Выход может быть найден в более широком привлечении иностранного капитала для обслуживания потребностей укрианской экономики в страховых услугах. Присутствие иностранных страховщиков на украинском рынке может выражаться в нескольких формах:
Участие в уставном капитале украинских страховых компаний.
Сострахование и перестрахование рисков у иностранных страховщиков.
Прямое осуществление страхования иностранными компаниями на территории Украины.
Основными задачами по развитию страхового дела являются:
1) формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
2) развитие обязательного и добровольного видов страхования;
3) создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
4) стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
5) поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.
6) Политическая стабильность, экономический рост и повышение благосостояния населения.
7) Наличие платежеспособного спроса организаций и граждан на страховые услуги.
8) Формирование благоприятствующего развитию страхования на-логового режима и инвестиционного климата.
9) Совершенствование нормативной базы страхового дела.
10) Формирование страховой культуры населения и понимания эко-номической целесообразности страхования.
11) Долгосрочное и перспективное планирование развития страхово-го бизнеса.
12) Привлечение стратегических (включая зарубежных) инвесторов в сферу страхования.
13) Обеспечение большей прозрачности страхового бизнеса, в том числе и через оценку его на фондовом рынке.
14) Самоорганизация страхового бизнеса, развитие начал самоупра-вления на основе профессиональных интересов страхового сооб-щества.
15) Эффективная деятельность профессиональных ассоциаций стра-ховщиков, страховых посредников и обществ по защите прав страхователей.
У страхового рынка Украины есть достаточный потенциал для выхода из замедленного развития, при достаточно хорошем управлении он должен реализовать накопленный потенциал.
Список источников информации
Закон Украины «О страховании» N 2288-IV от 23.12.2004 г.
«Концепция развития страхового рынка Украины до 2010 года» №369-р от 23.08.05 г.
«Программа развития страхового рынка Украины на 2001 - 2004 годы».
Акименко А.В. Развитие отечественного страхового рынка - шаг к укреплению национальной безопасности Украины // Финансовые услуги. - 1998. - № 5-6. - С. 58-60.
Архипов А.П. Структура региональных страховых рынков // Финансы. - 1997. - № 3. - С. 44-48.
Базилевич В.Д. Страховой рынок Украины. - К.: «Знание», КОО. - 1998. - 374 с.
Залетов О.А. Страхование в Украине (под ред. Слюсаренко О.А.), - К.: МА «BeeZone», 2002 - 452 с.
Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 135 с.
Прандецкий И. Интеграция страхового рынка Украины в глобальный рынок страхования - путь к развитию // Финансовые услуги. - 2007. - № 3. - С. 8-12.
Страхование. Учебник. / Под ред. В.В. Осадец. - К.: КНЕУ, 2004. - 528 с.
Страховые рынки Восточной Европы и СНГ: Справ. пос./ А.Л. Залетов, Р.В. Пукала, О.А. Слюсаренко. - К.: МА «BeeZone», 2004. - 623 с.
Шахов В.В. Введение в страхование: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Шляхи розвитку страхових ринків країн Східної Европи та страховий ринок України / М.В. Мних, А.М. Мних // Економіка. Фінанси. Право. - 2003. №4. - с. 14-17
www.forinsure.com
www.uainsur.com
Страницы: 1, 2, 3