Рефераты. Страховой рынок Узбекистана

p align="left">30

29

обоснование необходимых расходов на организацию процесса страхования и расчет себестоимости страховых услуг;

установление тарифных ставок по каждому виду страхования (перестрахования) с учетом долгосрочного и краткосрочного характера их проведения дл30

29

я страховщиков;

оценку результатов инвестиционной деятельности страховщика (перестраховщика) с использованием актуарных расчетов;

планирование доходов страховщика (перестраховщика) по различным видам страхования (перестрахования).30

29

По состоянию на 1 января 2008 года, на страховом рынке Узбекистана осуществляют деятельность:

27 страховщиков;

2 страховых брокера;

350 агентов-юридических лиц;

более 3030 агентов-физических лиц;

другие профессиональные участники страхового рынка (службы ассистанс, аджастеры, актуарии, сюрвейеры).

Диаграмма 1

Динамика числа страховщиков Avesta investment group, «Страховой рынок: итоги и тенденции 2007 года», февраль 2008 года

По итогам 2007 года на рынке действуют 27 страховщиков, 25 из которых работают в отрасли общего страхования. В отрасли страхования жизни и перестрахования работает по одной компании. За 2007 год в Узбекистане созданы два новых страховщика - Узбекско-немецкий Савдогарбанк создал собственную компанию ООО СК «Garant Insuranse Group», а также получила лицензию ООО СК «Inter Tesco». В 2007 году прекращена деятельность СК «Sugurta Business».

Стра-ховщики созданы в следующих организационно-правовых формах:

- акционерное общество - 10 страховщиков (ОАО - 6 и ЗАО - 4);

- общество с ограниченной от-ветственностью - 13 страховщи-ков;

- дочернее предприятие - 3 страховщика;

- унитарное предприятие - 1 страховщик.

Первая десятка ведущих стра-ховщиков республики по объему собранных страховых премий и выплаченных страховых возмеще-ний (страховых выплат) по итогам 2007 года приведена в таблице №1.

Таблица 1

Ведущие страховщики по объему собранных страховых премий и выплаченных страховых возмещений (страховых выплат) по итогам 2007 года БВВ, «Отчет по регулированию и надзору за страховой деятельностью в Республике Узбекистан за 207 год», от 07.08.08, №63.

Наименование страховой компании

Страховая премия

Страховые выплаты

Доля рынка, (%)

Объем собранной страховой премии, (млрд. сум)

Доля рынка, (%)

Объем страховых выплат, (млрд. сум)

Коэффи-циент выплат, (%)

1

НКЭИС «Узбекинвест»

22,3

16,4

37,8

3,3

20,0

2

ГАСК «Узагросугурта»

18,4

13,5

33,9

2,9

21,8

3

ДП СК «Uvt Inshurans»

13,2

9,7

5,0

0,4

4,5

4

СП ООО «Standard Insurance Group»

12,7

9,4

0,1

0,01

0,1

5

ГАСК «Кафолат»

6,6

4,8

5,0

0,4

9,1

6

СП ОАО «Alskom»

2,9

2,1

1,1

0,1

4,4

7

СП ООО «Transinsurance»

2,8

2,1

0,8

0,1

3,3

8

СП ООО «Asia inshurans»

2,8

2,0

2,3

0,2

9,9

9

ОАО «Kapital Sug'urta»

2,7

2,0

2,4

0,2

10,4

10

СП ЗАО «Alfa Invest»

1,9

1,4

1,7

0,1

10,3

Одним из несомненных лиде-ров страхового рынка Узбекистана в отрасли общего страхования по сбору страховой премии остается НКЭИС «Узбекинвест» -- на его до-лю приходится 22,3% от общего объема страховой премии по рес-публике, а остальные страховщики в основном сохранили свои пози-ции по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Следует от-метить, что доля страховщиков с государственным участием в об-щем объеме собранной страховой премии в 2007 году снизилась до 47,9% по сравнению с 50,3% в 2006 году.

Участники страхового рынка могут объединяться в ассоциации. В конце июля 2007 года Министерством юстиции Республики Узбекистан зарегистрирована и начала свою деятельность Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана.

В качестве первоочередных задач Ассоциации определены:

* изучение конъюнктуры страхового рынка, разработка предложений по обеспечению его большей прозрачности, развитию конкуренции, увеличению объемов, расширению спектра и повышению качества страховых услуг;

* оказание содействия потенциальным иностранным инвесторам в инвестировании средств в сферу страхования Республики Узбекистан;

* осуществление активной разъяснительной работы среди населения республики по вопросам страхования; совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для страхования, разработка норм профессиональной этики для профессиональных участников страхового рынка.

Участниками страхового рынка можно считать и специализированные страховые издательства. Подготовку кадров для страхового дела осуществляют кафедры страхования в вузах, школы страхового бизнеса.

Важнейшие функции по организации самого страхового рынка выполняют органы государственного регулирования страхования -- учреждения законодательной и исполнительной власти и судебной власти (гражданские и арбитражные суды). Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность.

В Узбекистане регулирование и надзор за страховой деятельностью осуществляются Государственной инспекцией по страховому надзору при Министерстве финансов РУз, образованной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 08.07.1998 г. №286 «О мерах по государственному регулированию страховой деятельности».

Схема 3

Структура Государственной инспекции по страховому надзору Составлено автором

30

29

Государственная инспекция по страховому надзору:

- устанавливает обязательные для исполнения нормативы платежеспособности и порядок их определения, методику вычисления предельно допустимого размера обязательств страховщиков по отдельным рискам и совокупного размера обязательств, порядок и сроки предоставления информации по платежеспособности страховщиков;

- контролирует соблюдение профессиональными участниками страхового рынка законодательства о страховой деятельности, обеспечение установленных нормативов платежеспособности и иных требований их финансовой устойчивости;

- лицензирует страховую деятельность страховщиков и страховых брокеров;

- устанавливает порядок ведения учета, составления отчетности по формированию и размещению средств страховых резервов страховщиками;

- устанавливает обязательные для исполнения квалификационные требования к руководителям исполнительного органа и главному бухгалтеру страховщика;

- устанавливает форму, порядок и сроки предоставления финансовой отчетности страховщиками; производит в соответствии с законодательством проверку деятельности профессиональных участников страхового рынка и вносит им обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений;

- приостанавливает в порядке, установленном законодательством, действие лицензий страховщиков и страховых брокеров полностью либо в отношении отдельных видов (классов) страхования, а также прекращает их действие;

- публикует в течение шести месяцев по окончании каждого финансового года годовые отчеты о деятельности по регулированию и надзору за страховой деятельностью, а также статистические данные о деятельности страхового рынка в течение финансового года;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

В 2007 году при изучении предоставленной страховщиками отчетности было выявлено 24 случая нарушений и недостатков, допущенных страховщиками. В 13 случаях страховщиками были допущены нарушения требований по формированию и размещению страховых резервов, в 8 случаях - нарушения требований по нормативам платежеспособности страховщиков, в 3 - нарушения по составлению бухгалтерской отчетности. В связи с этим страховщикам были выданы 18 предписаний и приняты меры воздействии по устранению нарушений.

3. Динамика страхового рынка Республики Узбекистан

Рынок страхования в Узбекистане является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов, при этом, потенциал его ещё более значителен, что связано с крайне низким проникновением страховых услуг как в корпоративном, так и, в большей степени, в потребительском сегменте.

Началом становления отечественного страхового рынка следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие этого, - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций. Государственная монополия была ликвидирована принятием Указа Президента Республики Узбекистан «О создании Государственной акционерной страховой компании «Узагросугурта»» за №125 от 25 февраля 1997 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.