Рефераты. Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России

ля современной России страновый инвестиционный риск заключен прежде всего в нестабильности политической и экономической системы. Политические события, вызывающие тревогу инвесторов, настолько многочисленны, что мы остановимся на самых главных: военные действия в Чечне, скандалы о коррумпированности высших эшелонов власти, криминализация экономики, нежелание законодательной власти узаконить частную собственность на землю и т.д. .

Что касается рынка корпоративных ценных бумаг, то опасения инвесторов прежде всего связаны с возможностью национализации компаний, о чем неоднократно заявлялось отдельными депутатами нижней палаты парламента и Федерального собрания России.

Естественно, что подобные политические условия не могут быть расценены, в качестве способствующих инвестициям. Поэтому очень важным на сегодня является формирование в России стабильной, пользующейся авторитетом, а главное, дееспособной системы государственной власти.

С экономической точки зрения повышенный инвестиционный риск в России обусловлен отсутствием сильного производственного потенциала, широкодиверсифицированного набора финансовых инструментов (в том числе системой хеджирования рисков), а также молодой инфраструктурой фондового рынка.

Национальная экономическая политика нанесла непоправимый ущерб нашей стране. Она превратила экономического "гиганта", каким Россия была в начале века, в экономического "карлика", едва различимого на карте мира. Удельный вес России в современных границах в населении мира сократился более чем вдвое - с 5,3% в 1913 году до 2,5% в 1998 году, а в производимом валовом внутреннем продукте - почти втрое - с5,1%в1913 году до 1,6% в 1998 году Илларионов А. Как заработать 100 триллионов долларов // Эксперт. - 2000. - №8. - С. 17..

За прошедшие 85 лет радикально изменилось место России в мире по уровню экономического развития. По производству ВВП на душу населения в 1913 году Россия отставала от США в 3,5 раза, а в 1998 году - уже почти в 7 раз. По уровню экономического развития в 1913 году Россия занимала 24-е место в мире, в 1998 году - уже 104-е Илларионов А. Как заработать 100 триллионов долларов // Эксперт. - 2000. - №8. - С. 17. .

По размерам произведенного ВВП в 1913 году Россия была одной из крупнейших стран мира и занимала среди них 4-е место. Экономические эксперименты текущего столетия привели к тому, что в 1998 году Россия опустилась на 15-е место. Россию обошли не только страны "Большой семерки", не только Китай и Индия, но и Бразилия, Мексика, Индонезия, Канада, Испания, Южная Корея. В 2001 году Россия по размерам ВВП занимала пятнадцатое-шестнадцатое место в мире, а по размерам фондового рынка - лишь тридцатое. Более 90% расчетов в РТС осуществлялось через офшорные счета, половину рынка держали иностранные инвесторы. Лишь 300 российских компаний имели биржевые котировки, акции только 20 из них ликвидны. Фондовый рынок слабо справлялся с задачей привлечения инвестиций в экономику. Крупнейшие покупки и слияния года прошли минуя него. Единственное исключение - скупка акций "Аэрофлота" "Сибнефтью" и "Русалом". Тем не менее по темпам роста рынка мы разделили мировую пальму первенства с Китаем.

Совершенно естественно, что слабый экономический потенциал не в состоянии конкурировать с сильными экономиками в инвестиционной привлекательности, поскольку имеет меньше шансов выстоять в условиях экономического соперничества. Кроме того, слишком узка в России "пропускная способность переваривания" инвестиций в сравнении с денежными массами, которые вращаются на международных финансовых рынках.

На современном рынке ценных бумаг России недостаточное количество финансовых инструментов. Профессиональные участники рынка имеют весьма узкий спектр доступных фондовых активов. Это, с одной стороны порождает недостаток капитализации, а с другой - сужает участникам рынка пространство для маневра, заставляя из излишне резко реагировать на любую информацию, связанную с эмитентами ведущих ценных бумаг. Эта особенность вызвана следующими обстоятельствами. С одной стороны, сами эмитенты - акционерные общества - не слишком стараются вывести свои акции на рынок. С другой - вся существующая инфраструктура и система регулирования ориентированы на крупных эмитентов, масштабы которых позволяют работать с ними иностранным инвесторам. В результате получается порочный круг, в котором с рынка уходят все компании-эмитенты кроме "голубых фишек".

Что касается инфраструктуры рынка ценных бумаг России, следует заметить, что она в нашей стране до 90-х годов вообще отсутствовала, сейчас происходит активное строительство инфраструктуры, которое не может не обойтись без естественных издержек. Поэтому вся совокупность причин, приводящих к наличию инвестиционных рисков, сводится:

недостаточной нормативной базе, регулирующей функционирование инфраструктуры;

низкому уровню материально-технического оснащения;

недостатку профессионализма кадрового состава, обслуживающего инфраструктуру;

в отдельных случаях несоответствия со сложившимися международными стандартами обращения ценных бумаг;

Ко всему прочему проступают отрицательные черты, на которые ее время инвесторы стали концентрировать самое пристальное внимание:

1) нецелевое использование бюджетных средств;

Созданная система казначейства, призванная доводить бюджетные деньги по целевому назначению, контролирует немногим более половины бюджетных средств. Остальные бюджетные деньги проходят через уполномоченные коммерческие банки, у которых весьма велик соблазн пустить их не по целевому назначению, а использовать в собственных интересах. Поэтому постоянно мы слышим о несвоевременном поступлении средств под сезонный "осенний завоз" в регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, задержки с выплатами бюджетникам, пенсионерам и прочее.

Следует заметить, что в США кассовое исполнение бюджета возложено исключительно на 12 федеральных территориальных резервных банков с их 25 филиалами. Даже с учетом того, что почти половина коммерческих банков США является членами Федеральной резервной системы, они не имеют права держать на своих счетах бюджетные средства.

Кроме того, серьезные сбои в налоговом и бюджетном процессах происходят в банковском обслуживании налоговых платежей. Эта сфера стала одним из основных каналов сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов. Между тем Центральный банк, по оценке Счетной палаты РФ, не в состоянии эффективно контролировать систему коммерческих банков, участвующих в обслуживании налоговых платежей. Есть основания утверждать, что банки также используют средства, полученные в виде таможенных платежей, в частности, для перечисления за рубеж и выдачи льготных кредитов.

С учетом отмеченных обстоятельств можно констатировать, что любая дополнительная денежная масса, жизненно важная для экономики, нормализации платежеспособного спроса, создания импульса для инвестиционной активности, представляет серьезную проблему для финансовой системы. Эти деньги могут уйти "в песок", на спекулятивные сделки на фондовом рынке, дестабилизировать валютный рынок и т.д.

Инвесторы отмечая нецелевое использование бюджетных средств в России не могут быть спокойны: во-первых, за целевое движение и использование их собственных капиталов; во-вторых, за способность государства в срок и в полной мере расплатиться по своим долговым обязательствам. Настороженное отношение по данному вопросу является неблагоприятным фоном рынка ценных бумаг.

2) отсутствие существенных позитивных сдвигов в реальном секторе экономики;

Весь период 90-х годов отмечен для российской экономики чертами развития кризисных явлений, которые проявляются в затухающей или обостряющейся форме. Позитивные проявления носят, как правило, временный характер. Ниже в диаграмме на рис.11 отчетливо видно уровень ежегодного падения производства к августу 1998 года. Дальнейший непродолжительный подъем был вызван ростом конкурентоспособности отечественной продукции вследствие удорожания импортных замещающих после резкой девальвации рубля.

Но конец 1999 года уже демонстрировал затухание подъема и переход к стабилизации. Российская экономика вновь упустила возможность произвести в удобных для нее условиях структурную перестройку.

Инвесторов трудно заинтересовать вкладывать свои деньги при такой картине. Ко всему прочему, следует добавить сохраняющийся низкий уровень качества отечественной продукции, технологическую отсталость оборудования, изношенность основных средств.

3) непрозрачность национальных финансовых институтов;

Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а, наоборот, предоставляют ее для того, чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Поэтому: нет информации - нет инвестиций.

Менеджеры (собственники) компаний в настоящее время еще не осознают преимущества открытия информации для привлечения инвестиций.

Что касается информации о торговых операциях, то в 1993 - 1996 г. г. большинство ценных бумаг продавалось и покупалось на внебиржевом рынке при отсутствии учета операций и технических средств для объявления котировок на продажу и покупку. Если и выставлялись котировки в какой-либо системе, они в лучшем случае были индикативными (информационными). Создание Российской торговой системы (РТС) в мае 1995 года (и введение твердых котировок) привело к заметно возросшему в последнее время объему информации, однако этого недостаточно в масштабах рынка. Второй существенный сдвиг в этой области будет достигнут, когда реально заработает предусмотренный постановлением ФКЦБ Технический центр раскрытия информации.

В марте 1997 года решено также, что к 202 крупнейшим российским эмитентам будут предъявляться наиболее жесткие требования по прозрачности финансовой деятельности. Но в России в настоящее время действует более 30 000 открытых акционерных обществ. Поэтому можно представить, каким "темным лесом" предстает перед инвестором российская экономика.

Кроме того, необходимы и технические условия для распространения информации. И в данном случае российский рынок ценных бумаг вновь сталкивается с традиционной проблемой недостатка финансовых ресурсов. Частично сняло напряженность этой проблемы введением с февраля 1996 года Internet-сервера ФКЦБ России, на котором раскрывается весьма ограниченная информация: нормативные документы, а также сведения о выданных лицензиях и другая информация о регистраторах, депозитариях, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариях и др.

4) несущественная экономическая значимость среднего и малого бизнеса;

Для российского рынка ценных бумаг, как и для всей экономики, характерно засилье крупных экономических структур, которые оказывают довлеющее влияние. Данный факт зримо предстает по объектам и субъектам организованного и внебиржевого рынка ценных бумаг.

В первом случае мы наблюдаем, что основные торгуемые ценные бумаги сосредоточены на акциях ограниченного круга эмитентов. К примеру, в 1999 году в РТС главные обороты торгов совершались по таким эмитентам, как РАО "ЕЭС", АО "Мосэнерго", ОАО "ЛУКойл", ОАО "Ростелеком", АО "Сургутнефтегаз" и АКБ Сбербанк. Абсолютно та же картина в Фондовой секции Московской межбанковской валютной бирже: почти 90% всех сделок приходится на вышеперечисленные активы. На Московской фондовой бирже к этим же ценным бумагам добавляются акции ОАО "Газпром".

Похожая ситуация на рынке долговых облигаций. Появившиеся в 1999 году корпоративные облигации не вышли за пределы списка вышеназванных эмитентов.

Подобная монополизация рынка ценных бумаг вызвана тем, что в стране чрезвычайно немногочисленны акционерные общества, которые могут заинтересовать инвесторов. В числе причин: отрицательные результаты финансовой деятельности и отсутствие государственной поддержки малого и среднего бизнеса. А также непонимание руководителей компаний в необходимости обеспечения открытости их деятельности, нежелание проходить процедуру листинга для участия в биржевых торгах, отсутствие рекламной работы и элементарное неумение работать с инвесторами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.