Рефераты. Учет страховых резервов предупредительных мероприятий

p align="left">В соответствии с п.1 разд.1 ПБУ 3/2000 для организаций, являющихся юридическим лицами согласно законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций), особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связаны с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту Российской Федерации - в рубли.

Положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте и отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте рассматривались для целей налогообложения соответственно как внереализационные доходы и расходы согласно п.п.14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, а начиная с 1 января 2002 г. - согласно п.2 ст.250 и пп.5 п.1 ст.265 НК РФ.

РПМ не является страховым резервом согласно Закону N 4015-1, поэтому п.4 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 491 (далее - Положение N 491), учитывались отчисления в РПМ для целей налогообложения. Однако целью создания РПМ не является выполнение принятых на себя по договору страхования обязательств, величина которых эквивалентна определенной сумме в валюте. Более того, финансирование предупредительных мероприятий не связано с выполнением обязательств по конкретному договору страхования. Учитывая изложенное, переоценка РПМ страховой организацией не производится.

Согласно п.10 Положения N 491 до определения финансовых результатов на основании специальных расчетов определялась сумма отчислений в страховые резервы, а также суммы возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды. В соответствии с п.4 разд.II Положения N 491 к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых страховщиками страховых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относились отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

Поскольку одни и те же расходы дважды не могут уменьшать налоговую базу налогов (так как отчисления в РПМ относятся к расходам страховщика, указанным в п.4 Положения N 491, и резерв предупредительных мероприятий являлся дополнительным резервом), то отчисления в РПМ не уменьшали налоговую базу налогов, определяемых от выручки.

До 1 января 2002 г. РПМ отличался от других резервов тем, что технические резервы уменьшали налогооблагаемую прибыль только на величину изменений, РПМ полностью вычитался из прибыли. После 1 января 2002 г. в соответствии с пп.1 п.2 ст.294 НК РФ к расходам страховых организаций, понесенным при осуществлении страховой деятельности, относятся суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Поскольку РПМ не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика, то отчисления в РПМ не учитываются для целей налогообложения прибыли начиная с 2002 г.

Согласно пп.4 п.1 ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 г. налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ. К таким объектам или операциям относятся, в частности, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые по действующему законодательству до вступления в силу гл.25 НК РФ уменьшали налоговую базу.

Указанные положения не применяются в отношении сумм резервов:

предстоящих расходов на ремонт, формируемых организациями, согласно ст.260 НК РФ;

по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002 г. признавала выручку в целях налогообложения "по отгрузке";

на гарантийный ремонт в части средств, относящихся к объектам, срок гарантийного ремонта которых не истек;

предстоящих расходов на оплату отпусков, не использованных по состоянию на 1 января 2002 г.;

на возможные потери по ссудам, формируемым банками, не использованным по состоянию на 1 января 2002 г.;

под обесценение ценных бумаг, сформированных организациями - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность в соответствии со ст.300 НК РФ, не использованных по состоянию на 1 января 2002 г.

Таким образом, при изменении порядка налогообложения резервов перечень резервов, по которым не применяется пп.4 п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ, исчерпывающий. Как отмечалось, РПМ по назначению, порядку формирования, отражения в бухгалтерском учете, переоценке (при формировании страховых резервов в иностранной валюте страховые резервы подлежат переоценке, а РПМ - нет) не являлся страховым резервом как до 1 января 2002 г., так и после 1 января 2002 г. Поскольку изменился порядок признания расходов для целей налогообложения прибыли, пп.4 п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ применяется в отношении отчислений в РПМ.

Учитывая изложенное и на основании изменений и дополнений ст.10 Закона N 110-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, суммы РПМ, не использованные на 1 января 2002 г., включаются налогоплательщиками в доход налоговой базы налога на прибыль переходного периода как остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые до вступления в силу гл.25 НК РФ уменьшали налоговую базу. Заметим, что действует льготный порядок уплаты налога на прибыль переходного периода, поскольку налог уплачивается не сразу, а в течение 5 лет Романова М.В. Резервы, создаваемые страховыми организациями/Аудиторские ведомости, №10, 2003..

Страховые резервы страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование

В соответствии с пп.3.2.1 п.3.2 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в страховых медицинских организациях, утвержденного Приказом Росстрахнадзора от 25.07.1994 N 02-02/13, действовавшего до 1 января 2002 г. (далее - Приказ N 02-02/13), страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенными страховой медицинской организацией договорами обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан, учитывались по кредиту субсчета "Обязательное медицинское страхование" счета 38 "Страховые премии (платежи) по прямому страхованию" в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств.

Оплаченные медицинские услуги, оказанные застрахованным лицам в соответствии с условиями, предусмотренными договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, на основании предъявленных медицинскими учреждениями документов об оплате учитывались на субсчете "Обязательное медицинское страхование" счета 22 "Выплаты страхового возмещения и страховых сумм по прямому страхованию" в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств (пп.3.4.1 п.3.4 Приказа N 02-02/13).

До 1 января 2002 г. к доходам страховых медицинских организаций, осуществлявших обязательное медицинское страхование, учитывавшимся при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль, относились, в частности, экономия средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, доходы, полученные от инвестирования средств резервов по обязательному медицинскому страхованию, за вычетом сумм, использованных на покрытие расходов по оплате медицинских услуг и пополнение соответствующих резервов по нормативам, устанавливаемым территориальным фондом обязательного медицинского страхования, прочие доходы от осуществления страховой деятельности в соответствии с пп."е" п.1 и пп."б", "д" п.2 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491 (далее - Положение N 491).

В соответствии с п.10 разд.III Положения N 491 финансовые результаты проведения обязательного медицинского страхования определялись в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (далее - Положение N 1018).

В соответствии с п.3 Положения N 1018 основной задачей страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, является проведение обязательного медицинского страхования посредством оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и договорами обязательного медицинского страхования, осуществления контроля за объемом и качеством медицинских услуг.

Порядок формирования и использования страховых резервов страховой медицинской организацией регулируется Положением N 1018.

Резервы, образуемые страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование, не подлежат изъятию в соответствующие бюджеты согласно п.8 Положения N 1018. Страховые резервы страховых медицинских организаций по обязательному медицинскому страхованию формируются из полученных страховых платежей в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации используют средства, полученные от территориального фонда согласно договору о финансировании обязательного медицинского страхования, в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.03.1999 N 20.

В соответствии с п.10 Положения N 1018 к доходам по обязательному медицинскому страхованию относятся:

- страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования;

- сумма возврата из резерва оплаты медицинских услуг и запасного резерва;

- другие доходы, связанные с проведением обязательного медицинского страхования, в том числе от инвестирования резервов.

Согласно пп.3.5.1 п.3.5 Приказа N 02-02/13 по дебету соответствующих субсчетов счета 90 "Резервы по обязательному медицинскому страхованию" в корреспонденции с кредитом счета 80 "Прибыли и убытки", субсчет "Обязательное медицинское страхование", отражалась сумма возврата страховых резервов (то есть суммы, направленные на оплату медицинских услуг), а по кредиту соответствующих субсчетов счета 90 "Резервы по обязательному медицинскому страхованию" в корреспонденции с дебетом счета 80 "Прибыли и убытки", субсчет "Обязательное медицинское страхование", - отчисления в страховые резервы (на основании специальных расчетов).

Финансовый результат по операциям обязательного медицинского страхования определялся как разность между суммой полученных страховых платежей с учетом сумм возврата из страховых резервов предыдущего отчетного года и расходами на оплату медицинских услуг с учетом отчислений в страховые резервы, суммой расходов на ведение дела и суммой превышения прочих расходов над доходами по операциям обязательного медицинского страхования (пп.38.2 п.3.8 Приказа N 02-02/13).

Пунктом 10 Положения N 1018 установлено, что по окончании отчетного периода определяются финансовые результаты проведения обязательного медицинского страхования посредством сопоставления доходов и расходов, перечень которых определен в этом же пункте вышеуказанного Положения.

Превышение доходов над расходами направляется в установленном порядке на пополнение резервов, кроме сэкономленных средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, которые являются доходом страховой медицинской организации. Согласно ст.420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей Романова М.В. Об особенностях формирования резервов страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование/Налоговый вестник, №10, 2004..

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. с изм. от 21.06.2004).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. План счетов бухгалтерского учета.

5. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

6. Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

7. Приказ Минфина России от 11.06.2002 N 51н.

8. Романова М.В. Налог на прибыль. Особенности формирования налоговой базы страховыми организациями/Российский налоговый курьер, №5, 2003.

9. Романова М.В. Об особенностях формирования резервов страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование/Налоговый вестник, №10, 2004.

10. Романова М.В. Резервы, создаваемые страховыми организациями/Аудиторские ведомости, №10, 2003.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.